В статье автор анализирует законопроект, направленный на реформирование института недвижимого имущества.
Ключевые слова : недвижимость, законопроект, общество.
По сведениям, размещенным на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в настоящее время Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» (ID проекта 02/04/03–22/00126112, далее — законопроект).
Как указано в паспорте законопроекта основанием для его разработки послужили поручения Президента Российской Федерации от 31.12.2019 № Пр-2750 (подпункт «а» пункта 2), Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № ИШ-П13–8143, от 19.09.2018 № ДК-П9–166пр (пункт 8), от 9.10.2018 № СА-П13–6804, от 22.02.2022 № МХ-П11–2578, а также пункт 25 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.2016 № 1078-р). Однако, распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р признано утратившим силу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р.
Принимая во внимание, что поручения, которые послужили основанием разработки, датированы 2016, 2018, 2019 годами, то можно сделать вывод, что федеральный законодатель давно ощущает необходимость изменений в данной сфере регулирования гражданско-правовых отношений.
Итак, от оснований разработки стоит перейти к сути предлагаемых изменений. Так законопроектом, в первую очередь, предлагается изложить определение недвижимого имущества, установленное первым абзацем пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в следующей редакции: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, а также расположенные на земле или под ее поверхностью и созданные в результате строительства здания, сооружения и находящиеся в них помещения, машино-места. К недвижимым вещам также относятся здания, сооружения, помещения, машино-места, единые недвижимые комплексы, образованные в результате преобразования других зданий, сооружений, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов. Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам при условии их соответствия статье 141.5 настоящего Кодекса» [5].
Из предлагаемого подхода к определению признаков недвижимого имущества, как можно заметить, исключается критерий «прочная связь с землей». При этом появляется другой, не менее важный, признак «созданные в результате строительства» здания, сооружения.
То есть Росреестр предлагает уйти от неоднозначного критерия «прочная связь с землей» путем введения критерия «созданные в результате строительства», что позволит практически закрыть перечень объектов, которые смогут относиться к недвижимому имуществу, при этом, на первый взгляд, такая инициатива соответствует сложившейся правоприменительной практики судов.
На этом реформирование института недвижимого имущества не заканчивается, с учетом складывающейся правоприменительной практики, автор законопроекта уточняет формулировки введённой в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2021 году главы 6.1 «Недвижимые вещи», в том числе дополняя ее дополнительными статьями.
К таким дополнениям следует отнести введение понятий объекта незавершенного строительства, как объекта недвижимого имущества и Единого недвижимого комплекса.
Важным изменением, предлагаемым законопроектом, на мой взгляд, является отражение позиций судов, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 17085/12, от 26.01.2010 № 11052/09 и от 17.01.2012 № 4777/08, а также в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2022 № Ф04–7605/2021, Арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2022 № Ф06–21131/2022, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.12.2022 № Ф01–5929/2022, в части улучшений объектов недвижимого имущества.
Анализируя положения законопроекта, на мой взгляд, значимым является факт, что федеральный законодатель принимает во внимание складывающуюся правоприменительную практику и позиции судов по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества, при этом весьма кардинально изменяя понятия недвижимого имущества, тем самым корректируя его признаки, которые и являются критерием отграничения недвижимого от движимого.
Литература:
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 17085/12 по делу № А32–29673/2011; «Вестник ВАС РФ», 2013, № 12.
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2022 № Ф04–7605/2021 по делу № А45–23685/2020; (электронный ресурс) Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2022 № Ф06–21131/2022; (электронный ресурс) Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.12.2022 № Ф01–5929/2022; (электронный ресурс) Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» (ID проекта 02/04/03–22/00126112) / Федеральный портал проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».