В статье автор рассматривает варианты реализации образовательных организаций инвесторами и застройщиками при поддержке государства и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: концессионное соглашение, государственный контракт, образовательное учреждение.
В настоящее время проблема комплексного и устойчивого развития территорий стоит особенно остро ввиду того, что процесс урбанизации нарастает с каждым годом. Особую роль в реализации программ улучшения состояния социальной сферы играют инвестиционные проекты, представляющие собой экономические или социальные проекты, основанные на инвестициях. В то же время для реализации большинства этих мероприятий требуется помощь органов государственной власти или местного самоуправления, заключающаяся в основном в предоставлении земельных участков под планируемые инвестиционные объекты, для чего используется особый порядок.
Анализ строительства образовательных учреждений в Российской Федерации показал, что развитие и регулирование данного сегмента для комплексного освоения территорий, является приоритетной общегосударственной социально-экономической задачей.
Инвестор и застройщик могут принять решение об участии в проекте строительства образовательного учреждения только в том случае, если оценка инвестиционной стоимости такого земельного участка показывает его экономическую привлекательность [1].
В настоящее время актуальным вопросом является строительство образовательных учреждений, особенно это касается загородных территорий и сельских местностей, так как количество загородного строительства в последнее время растет из года в год.
Данные проекты осуществляются с помощью государственных контрактов [2].
Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства [1].
В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.
Этапы реализации проектов строительства образовательного учреждения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации проектов
Государственный (муниципальный) контракт на приобретение объекта образования |
Государственный (муниципальный) контракт на строительство (реконструкцию) |
Концессионное соглашение |
1. Орган местного самоуправления (ОМСУ) выкупает по рыночной стоимости ЗУ для государственных и муниципальных нужд |
1. Заключить соглашение ГЧП о выкупе созданного объекта образования |
1. Выступление Застройщика с инициативой заключения концессионного соглашения |
2. Передача ЗУ в собственность ОМСУ (одно из условий КС согласно ФЗ № 115-ФЗ) |
||
2. ОМСУ самостоятельно разрабатывает проектную документацию (ПД) и осуществляет строительство |
2. Обратиться в банк для получения субсидии на строительство образовательного объекта совместно с ЖК |
3. Заключение КС и договора аренды ЗУ |
4. Оформление кредита в банке |
||
3. Разработка ПД силами Застройщика с прохождением государственной экспертизы |
5. Разработка ПД силами Застройщика с прохождением государственной экспертизы. Получение аванса, ориентировочно в размере 20 % от финансирования |
|
4. Осуществление СМР, ввод объекта в эксплуатацию |
6. Осуществление СМР, ввод объекта в эксплуатацию |
|
5. Осуществление взаиморасчетов с ОМСУ согласно соглашению |
7. Осуществление взаиморасчета по КС |
|
8. Определение образовательной организации |
||
9. Эксплуатация объекта согласно КС |
||
10. По окончанию срока эксплуатации по КС осуществление мероприятий по передачи ОКС в казну субъект |
Также для строительства образовательных объектов предусмотрены программы софинансирования. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов [3].
В таблице 2 представлены формы реализации проектов софинансирования образовательных учреждений.
Таблица 2
Формы реализации проектов для софинансирования
Государственный (муниципальный) контракт на строительство (реконструкцию) |
Государственный (муниципальный) контракт на приобретение объекта образования |
Концессионное соглашение |
Требования к государственным (муниципальным) контрактам, в т. ч.: Максимальный срок действия — 3 года Должна быть использована проектная документация, разработанная с применением экономически эффективной проектной документации повторного применения (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Минстроя России |
Требования к КС по госпрограмме, в т. ч.: Максимальный срок действия — 15 лет Максимальный срок создания (реконструкции) — 3 года |
|
Обеспечение исполнительного контракта — 30 % НМЦК, за исключением предусмотренных законодательством РФ случаев, когда требование такого обеспечения не устанавливается в меньшем размере |
Включены обязательные условия, предусмотренные в госпрограмме |
|
Важным фактором реализации масштабных инвестиционных проектов является не только их соответствие определенным критериям, выдвинутым нормативными актами, но и заинтересованность органов исполнительной власти в обеспечении качественного доступа потенциальных инвесторов к свободным землям для строительства образовательных учреждений, находящихся в государственной собственности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=320455&fld
- Бабенко С.В, Проблемы и перспективы реализации концепции комплексного освоения территорий в крупных городах России // Журнал правовых и экономических исследований. — 2013 — № 2. — С. 137–140.
- Ресин В. И., Воинов Д. С. Организационно-экономическая модель управления проектами комплексного освоения территорий в формате государственно-частного партнёрства // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2010. — № 2. — С. 67–72.
- Гришина Н. П. Источники финансирования комплексных инвестиционных строительных проектов // Журнал Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2019 — № 1. — стр. 72–79.