Активными субъектами на рынке труда сегодня являются представители четырех поколений. Они часто не могут найти общий язык, потому что каждое поколение имеет собственные ценности и убеждения.
В результате этого возникают конфликтные ситуации и проблемы в трудовых коллективах. Кроме того, появление на рынке труда нового поколения (ныне на рынок труда выходят представители поколения Z) меняет правила игры для всех.
Потребность применения теории поколений для работы в трудовых коллективах, с целью повышения эффективности работы актуализовалась в связи со вызовами, которые предстали перед компаниями во время кризиса коронавируса.
На основании всего вышеперечисленного тема данной статьи является особенно актуальной в наше время. Цель — разработка свода практико-применимых инструментов для работы с сотрудниками поколения Z для оптимизации управления качеством в организации. Для реализации цели были поставлены задачи: 1) выделить особенности персонала поколения Z; 2) определить принципы TQM в ГОСТ Р ИСО 9001–2015, соответствующие характерным чертам поколения Z; 3) выделить инструменты взаимодействия с персоналом поколения Z через призму всеобщего управления качеством.
В зависимости от возраста человека, его мировоззрения и индивидуальных устремлений определяют не только мироощущение и индивидуальное поведение, но также и особенности поведения в обществе.
Удовлетворение потребностей сотрудников и повышение его заинтересованности в результатах работы зависит от ценностей компании.
Теория поколений открывает новые горизонты для привлечения персонала. Даже описание вакансии можно адаптировать под сотрудников определенного поколения. Таким образом, HR-специалисты могут фильтровать нежелательных кандидатов и в то же время привлечь внимание юных специалистов — «Z». Компания «Алтиус Софт» провела исследование с целью выяснить, люди какого возраста обратят внимание на вакансию, если текст написать в оригинальном стиле. В результате проведенного эксперимента HR-специалисты обнаружили рост численности заинтересованных кандидатов на нестандартно поданную вакансию. Данные особенности заставляют HR-специалистов потратить гораздо больше времени на оценку потребностей кандидатов, анализ их личностных и профессиональных характеристик, но результат стоит этих усилий [1].
Ценности поколения Z сформировались под влиянием цифровой революции и неопределенность является привычной средой для представителей поколения Z, в котором авторитет власти постоянно подвергается сомнению. Независимость, индивидуализм, высокая степень персонализации синдром упущенной возможности (FOMO), гиперактивность все это присуще для нового поколения [2].
Поколение Z и как термин и как явление можно описать словами DigitalNative (цифровой человек). Представители его родились в информационном сетевом обществе и связаны между собой информационными системами, сетью, цифровыми технологиями [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что особые черты поколения Z обуславливают их «особенный» менеджмент для более эффективного управления качеством в организациях.
Принципы TQM отраженные в стандартах ISO9001 носят рекомендательный характер и не имеют точного инструментария для их реализации в организациях, тем не менее, проанализировав особенности присущие поколению Z как сотрудникам, мы можем создать свод конкретных инструментов для более эффективного управления качеством в организациях, где основная составляющая сотрудников являются поколением Z. Далее представлены эффективные инструменты, соответствующие принципам реализации принципы TQM для поколения Z [4], [5].
Особенности поколения Z |
Соответствующий принцип управления качеством (TQM) |
Инструменты взаимодействия с поколением Z |
Физически-цифровой мир |
Принцип постоянного улучшения. Принцип вовлечения сотрудников. |
Рекрутмент: — Активность компании в Internet (регулярное обновление сайта, активность в соцсетях), чтобы представители поколения Z обратили на нее внимание. — Методы рекрутинга, сочетающие виртуальные и реальные инструменты (JobSnap, LinkedIn). Проведение интервью с помощью Skype. Видеорезюме как приложение к обычному резюме (поможет работодателю составить более полное представление о кандидате). Использование информации соцсетей для более полного представления о персональном бренде претендента. — Создание собственной внутренней сети типа Facebook, где у каждого есть персональная страница, позволяющая новому сотруднику познакомиться с личным профилем любого члена компании и представить себя. Оценка персонала: — Постоянный мониторинг действий на рабочем месте, при этом не жесткий контроль, а указания направления работы. Система мотивации: — Лояльность к использованию социальных сетей во время рабочего процесса, т. к. использование социальных сетей не отражается на эффективности благодаря многозадачности. Лучше использовать навык «скроллинга» социальных сетей во благо компании. — Создание возможностей для установки гибкого и персонального графика работы сотрудников. Обучение и развитие персонала — Научить сотрудников проверять надежность и адекватность источников информации, анализировать и обобщать ее, бороться с отвлекающими факторами и фокусироваться на главном. — Обучение в реальной рабочей среде, в индивидуальном порядке и темпе объединяет личное общение с инструктором с использованием технических средств и персонализированных способов подачи информации (видеолекции, инфографика и т. п.). Корпоративная культура и внутренние коммуникации: — Использование цифровой трансформации (внутрикорпоративных блогов, групповых чатов Slack, приложений для группового видеочатаZoom или GoogleHangouts) для укрепления и распространение организационной культуры. — Создание культуры, которая будет стимулировать и поощрять формирование собственного мнения, убеждений, их обсуждение и согласование с коллегами, что предотвращает слишком быстрое принятие рисковых решений. |
Сверхвысокая персонализация |
Принцип лидерства руководства. Принцип вовлечения сотрудников. |
Оценка персонала: — Оценка и распространение информации об эффективности деятельности. Система мотивации: — Максимальная персонализация (названий должностей, должностных инструкций, карьерного плана сотрудника), что, с одной стороны, удовлетворяет потребности работников поколения Z, а, с другой, дает возможность предприятию (организации) использовать их амбиции и преимущества во благо компании. — Отказ от публичной критики и выговоров на рабочем месте. Проведение личных встреч и эффективной экологичной обратной связи. Обучение и развитие персонала: — Персонализация в системах корпоративного обучения сотрудников, возможность посещения дополнительных курсов по выбору самих сотрудников. Составление их индивидуального плана развития. — Научить делить большие задания на ряд меньших этапов, между которыми сотрудники поколения Z смогут успешно переключаться. — Основной мотивацией поколения является четкое понимание плана профессионального развития. Необходимо представлять его не только словами, но и визуально и постоянно возвращаться для поддержания мотивации и вовлеченности сотрудников. Корпоративная культура и внутренние коммуникации: — Персонализация коммуникаций с помощью эмоциональной и визуальной составляющей (смайлики, видео и т. п.). — Проведение командоформирующих мероприятий для комфортного пребывания и формирования комфортной рабочей среды. |
Реалистичность |
Принцип принятия решений, основанного на фактах. Принцип вовлечения сотрудников. |
Рекрутмент: — Открытое конструктивное общение без попытки украсить действительность. Оценка персонала: — Анализ неудач и осознание выводов, чтобы неудача не повторилась. Система мотивации: — Информирование о заработной плате и повышение ее при усложнении задач важная составляющая мотивации поколения Z, при этом это является основным материальным мотиватором, а информирование о социальном пакете или четком карьерном росте уходят на второй план. — Отказ от постановки амбициозных и нереалистичных задач, т. к. желание к реалистичности может стать демотиватором и такие задачи не будут восприниматься. Обучение и развитие персонала: — Обучение в реальной рабочей среде, в индивидуальном порядке и темпе объединяет личное общение с инструктором с использованием технических средств и персонализированных способов подачи информации (видеолекции, инфографика и т. п.). |
FOMO (страх упущенной возможности) |
Принцип постоянного улучшения. Принцип вовлечения сотрудников. |
Рекрутмент: При наборе сотрудников лучше обращать внимание на возможности развития в компании, а не на ее бренд, т. к. для поколения Z бренд перестал быть определяющим фактором при выборе компании, а вот возможность упустить шанс, сильно влияет на это поколение. Оценка персонала: — Создание пространства для апробации новых навыков, не всегда связанных с должностным функционалом, возможность менять функциональные роли и направление работы для поиска интересных, завивающих кейсов для сотрудников. Система мотивации: — Помощь в развитии побочного бизнеса, который не угрожает компании работодателя. Обучение и развитие персонала: — Включение сотрудников в программы ротации (эффективная смена рабочих мест на один день). |
Сделай сам |
Принцип лидерства руководства. Принцип вовлечения сотрудников. |
Корпоративная культура и внутренние коммуникации: — Позиционирование руководителя не должно быть авторитарным, для лояльности поколения Z к руководству, руководитель должен выступать в качестве ментора и наставника, а не контролирующего органа. — Руководителю следует занимать позицию субъектно-субъектных отношений, быть вовлеченным в жизнь коллектива не только в рабочих, но и личных вопросах. |
Мотивированность к победе |
Принцип лидерства руководства. Принцип постоянного улучшения. Принцип вовлечения сотрудников. |
Система мотивации: — При разработке карьерных планов следует ориентироваться на получение конкретных навыков, а не на занимание определенных должностей. — Предлагать участие в разных проектах, между которыми можно свободно переключаться. Информировать, как эти проекты связаны с общим положением дел в компании. — Постановка конечной цели для выполнения задач и периодическое возвращение к ней для поддержания вовлеченности. Обучение и развитие персонала: — Выстраивание системы адаптации и обучения с помощью элементов геймификации и игропрактики, где есть система оценок и условия «выиграл — проиграл». |
Самообразование |
Принцип постоянного улучшения. Принцип вовлечения сотрудников. |
Рекрутмент: — На этапе старта важно обозначить как именно будет продолжаться обучения новому, компания также будет отдавать знания, а не только получать трудовые ресурсы. Обучение и развитие персонала: — Обучение должно проходить в несколько коротких этапов по модели «обучение — практика, обучение — практика». Корпоративная культура и внутренние коммуникации: — Создание значительного количества групп по интересам как возможности самоидентификации и самовыражения представителей поколения Z. |
В результате был создан комплекс практико-применимых инструментов в соответствии с особенностями поколения Z
Таким образом, учет положений теории поколений при построении бизнес-процессов организации является важным фактором роста производительности труда и лояльности персонала.
Литература:
- Калинина Ю. «Люди икс» все еще играют определяющую роль в экономике и бизнесе. Но на смену им уже идут «игреки» / Ю. Калинина // «Чего от них ждать?» Бизнес-журнал. –2018. № 9. С. 23–27.
- Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык /Д. Стиллман; И. Стиллман/ Манн, Иванов и Фербер. –2018. –272 с.
- Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов. Дифференцированный подход к привлечению, мотивации и удержанию сотрудников разных поколений [Электронный ресурс].–2017. –URL: http://www.innoros.ru/innovaciivkadrah/osobennosti-pokolenii-bebi-bum-iks-i-igrek-differentsirovannyipodkhod-k-privlechen (дата обращения — 6.11.2022).
- ГОСТ Р ИСО 9000–2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества.— М.: Изд-во стандартов, 2011.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Системы менеджмента качества.— М.: Изд-во стандартов, 2015.