Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Калимуллина, Г. Р. Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство / Г. Р. Калимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102858/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается биография женщины — первой среди татарок режиссера с высшим образованием Кашифы Тумашевой. Изучается ее жизненный путь, режиссерская деятельность, главные постановки. Подчеркивается вклад Тумашевой в развитие татарского театрального искусства.

Ключевые слова: театральное искусство Татарстана, татарский режиссер, женщина-режиссер, Кашифа Тумашева, Татарский Республиканский передвижной театр, Академический театр, Театральный техникум.

Татарский драматический театр, зародившись в начале XX века, уже на рубеже 1920–1930-х годов утвердился как яркое, самобытное и многоликое художественное явление. Стоявшая у истоков плеяда актеров сыграла важную роль в становлении профессионального татарского театра. Особого внимания заслуживают первые татарские женщины-актрисы, которые своим участием в театральном искусстве хотели показать, что и они могут занять достойное место в развитии культуры своего народа. С.Гиззатуллина-Волжская, М.Губайдуллина, Г.Болгарская, Н.Таждарова, А.Синяева и другие актрисы были первыми из тех, кто, не имея специального образования, смогли сформировать пути развития татарского театра. Если дореволюционный татарский театр был, по сути, театром демократической интеллигенции, причем той ее части, которая была блестяще, часто европейски образованна, то в 1920-е годы в театр пришла совсем другая публика, наделенная природным демократизмом. Этот зритель часто не владел даже обычной грамотой, не говоря уже о театральных азах. [5] Возникла потребность в профессиональных актерах, особенно — режиссерах, которые могли бы доносить высокие идеи до широкой массы на понятном языке. Одним из таких режиссеров стала Кашифа Тумашева, первая среди татарок, получившая высшее профессиональное режиссерское образование и внесшая огромный вклад в развитие театрального искусства.

Кашифа Замалетдиновна родилась в 1903 году в селе Нуринер Балтасинского района Казанской губернии. До пяти лет растет с родителями. Учится у местной абыстай (учительница, как правило — жена муллы) в деревне читать молитвы из Корана, и писать, отличается среди сверстников сообразительностью, активностью. В 1908 году из Иркутска в деревню приезжает Уркия — сестра отца Кашифы. У красивой, молодой, богатой купчихи с мужем не было детей, и она просит брата отдать маленькую девочку на воспитание им. Решение отца отдать дочь в приемную семью объясняется по-разному. Возможно, неблагополучное состояние вынудило главу семьи отдать дочь, надеясь, что в обеспеченной семье о ней позаботятся. Или же желание отца из всех детей сделать хотя бы Кашифу образованным человеком толкнуло его на такой шаг. [1] Через много лет в своей автобиографии К.Тумашева напишет: «Как девочка, я была лишена земельного надела, и, чтобы избавиться от «лишнего рта», в 1908 году была отдана отцом «в люди» родственникам в г. Иркутск, у которых я и жила до начала 1918 года» [4].

Первое время сестра и зять окружили девочку заботой и теплом. Но постепенно все дела по дому стали поручать Кашифе. Семья Рахмановых держала магазин, и уже с ранних лет девочке пришлось активно участвовать в торговых делах. Кашифа рано учится читать, считать, взаимодействовать с покупателями. Семья видит талант девочки к обучению и решает отдать её в русскую школу. В русской школе она изучает русский язык и математику. С 1912 года учится в джадидитском медресе для девочек «Мэдрэсэи исламия», открытым Иркутским купцом Шафигуллиным. Параллельно с учебой в медресе экстерном заканчивает русскую гимназию.

Кашифа с ранних лет общается с детьми знатных людей Иркутска, одинаково хорошо овладевает обоими языками, участвует на различных светских мероприятиях.

Без помощи родственников не было бы возможности получить блестящее образование, но в то же время Рахмановы не забывали напоминать девочке, кому она должна быть благодарной за хорошую жизнь. Такое отношение вынудило 14-летнюю Кашифу бежать из этой семьи. [1]

С 1918 года девочка начинает жить самостоятельно у разных людей, в частности, у учительницы по фамилии Сизых, которая постепенно подготавливает ее к сдаче экзаменов за 5 классов гимназии. Со времени ухода от Рахмановых до 1920 года Кашифа работает репетитором с детьми, зарабатывая этим себе на жизнь. Продолжает учебу: в середине 1918–1919 учебного года Кашифа поступает в 6-й класс семиклассной иркутской гимназии им. В. А. Лятоскович и в 1920 году заканчивает ее. Плата же за обучение частично производится благотворительным обществом, а с установлением Советской власти девушка освобождается от платы. [5]

Иркутское образовательно-культурное общество обращает внимание на молодую, активную девушку, которая мечтает стать учительницей и хочет отправить ее на дальнейшее обучение в один из университетов в Турции. Но ситуация в стране не позволяет осуществиться этим планам. [1]

В эти же годы в Иркутске организуется профессиональная мусульманская театральная труппа. Растет национальное театральное искусство, у молодой Кашифы появляется желание участвовать в драматических кружках. В 1919 году она поступает в татарскую театральную труппу в Иркутске под руководством Рахима Тумашева. Ярким проявлением таланта девушки становится исполнение главных ролей в спектаклях «Кровавые дни» Ш.Усманова, «Молодёжь» Ф.Амирхана, «Артист» Г.Кариева, «Некрасивая жизнь» Ф.Сайфи-Казанлы. Сценическим псевдонимом в те годы она берет фамилию «Зауральская». [7]

С осени 1920 работает в Челябинске артисткой в татарской труппе и делопроизводителем в Башцентросоюзе. [5]

Близкие по духу режиссер Рахим Тумашев и артистка Кашифа создают образцовую семью. В 1921 их приглашают в город Семипалатинск в Казахстане для работы в татарской труппе, организованной при русском драматическом театре. [5] С 1921 по 1923 гг. в этой труппе Рахим работает главным режиссером, а Кашифа — артисткой. Талант крестьянской девушки Тумашевой здесь раскрывается еще больше, она начинает пробовать себя и в роли режиссера. Тяга к режиссерской деятельности и желание получить профессиональное образование приводит Кашифу в Казань.

В 1923 году вместе с новорожденным сыном семья переезжает в Казань. Тумашева работает артисткой в казанском театре (ныне театр имени Г.Камала) В 1924 году поступает на 2 курс Казанского театрального техникума, после его окончания в 1926 году получает квалификацию артистки и там же остается работать педагогом по мастерству актера, параллельно работая до 1929 года секретарем в Татарском Академическом театре. [5]

В 1927 году организуется Радиокомитет Татарской АССР, а в 1929 году Тумашеву приглашают туда в качестве диктора и режиссера. Она становится первым диктором-женщиной на радио. Параллельно с работой в техникуме, Кашифа ведет литературно-музыкальные передачи на радио, под ее руководством начинают звучать первые радиоспектакли на татарском языке, упорядочивается двухголосное (женское и мужское) чтение радиоспектаклей, организуется кружок по ораторскому мастерству. Тумашева часто приглашает на свои передачи и молодых поэтов — Х.Такташа, А.Кутуя, Х.Туфана, желая хоть как-то улучшить их материальное положение в то время. [5]

Руководство видит талант Тумашевой как режиссера и в 1931 году отправляет её учиться в Москву, в ГИТИС на режиссерский факультет.

В 1932 году, в связи со смертью мужа Рахима, ей временно приходится оставить учебу. С двумя детьми она возвращается в Казань. Продолжает работу на радио. В годы коллективизации проводит большую агитационно-пропагандистскую работу, готовя культурные бригады «Лицом к деревне», в 1932 году ездит в Балтаси налаживать работу Балтасинского клуба, организует специальную культбригаду из местной молодежи. [5]

Позже, с двумя детьми Тумашева снова отправляется в Москву. Из-за проблем с жильем ей приходится временно устроить своих детей в детский дом. Но параллельно с учебой Тумашева ведет драматические кружки в детском доме, организовывает концерты. [1]

В 1939 году Кашифа, успешно окончив институт, возвращается с семьей в Казань.

В 1939–1955 годах работает режиссером в Татарском академическом театре, совмещая с преподавательской работой в театральном техникуме.

За 15 лет творческой деятельности на сцене Татарского академического театра она выпускает около 30-ти спектаклей, которые с большим успехом идут на сцене многие годы. Среди них наиболее значительные постановки: «Хужа Насретдин» Наки Исанбета, «Находчивый юноша» Дарджии Аппаковой, «Неотосланные письма» Аделя Кутуя, «Очи» Х.Фатхуллина, «Падчерица» Абдуллы Ахмета, пьесы Галиаскара Камала, «Песня жизни» Мирсая Амира и другие. [4]

Тумашева не ограничивается лишь произведениями татарских писателей и драматургов, не забывает и про классику. Ставит такие спектакли, как «Жорж Данден» Жана Мольера, «Бедность не порок» А.Островского и др. При работе над этими постановками она как педагог отдает все свое знание, талант и энергию на воспитание молодых артистов. [2]

В годы Великой Отечественной Войны Тумашева всеми силами помогает фронту: ездит организовывать художественную самодеятельность среди бойцов, ставит концерты в госпиталях.

Одновременно с работой в Академическом театре, в 1949–50 годах возглавляет татарскую группу русского ТЮЗа, где ставит спектакль «Дочь бакенщика» Г.Губая.

Также в 1953–1955 годах работает режиссером и педагогом в Татгосфилармонии, организует там музыкально-лекторийный отдел. В филармонии Тумашева ведет большую творческую деятельность по оформлению концертов — лекториев на актуальные темы: «За Родину!», «За мир!», «Навеки вместе», «На Волге», «Новой жизни заря». Тщательно готовит с артистами их концертные программы, устраивает литературные вечера артистов. [5]

Талант Тумашевой подтверждается и различными характеристиками. Из характеристики Республиканского передвижного театра: «В театрах и филармонии Тумашева проявила себя как способный режиссер, обладающий собственным режиссерским почерком. Ее постановки всегда отличались сценичностью, эмоциональностью и в идейно-политическом отношении были правильно решены. Постановки Тумашевой останутся в истории театра как отражение его лучших традиций» [5]

В 1955 году талантливого режиссера назначают в Татарский республиканский передвижной театр (ныне театр им.К.Тинчурина) главным режиссером. За 8 лет работы на сцене Татарского республиканского передвижного театра Тумашева выпускает около 20-ти спектаклей, среди которых есть и классические произведения, и комедии, и драмы на злободневные темы: «Берегись, взорвётся!» К.Тинчурина (1956), «Зелёная шляпа» Г.Насыри, «Карагол» Д.Юлтыя (оба — 1957), «Бессмертная песнь» Р.Ишмурата, «Жорж Данден» Ж. Б. Мольера (оба — 1958), «Миллион за улыбку» А. В. Софронова (1959), «Райхан» Н.Исанбета (1960), «Неотосланные письма» Г.Минского по повести А.Кутуя (1961). [4] Тумашева обновляет репертуар Татарского республиканского передвижного театра. Ведет большую творческую деятельность как режиссер и педагог. Много сил отдает на сформирование коллектива, который состоял не только из профессиональных актеров из училища, но и самородков. Большое внимание уделяет профессиональной учёбе актёров, уровню постановочной культуры спектаклей. В эти годы театр накапливает богатый творческий опыт, формирует свои традиции, приобретает свое творческое лицо, воспитывает десятки новых талантов.

За годы режиссерской работы ею были поставлены сотни спектаклей — в театрах, училищах, на радио, обучены десятки артистов, четверо ее выпускников были специально подготовлены к поступлению в Театральный институт на режиссерский и театроведческий факультет. [5]

В 1957 году К.Тумашевой присваивается звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР». В 1957 году она награждается «Почетной грамотой Верховного Совета РФСФР», 1962 году — «Почетной грамотой Верховного Совета ТАССР», многочисленными почетными грамотами Министерства культуры, профсоюза, ТЮЗа, Благодарностями от Передвижного театра, Академического театра, Театрального училища. [1]

В 1962 году, после завершения профессиональной деятельности, К.Тумашева при Совете ветеранов сцены продолжает готовить работников для театров и других организаций, оказывает постоянную помощь самодеятельным коллективам различных районов в подготовке руководителей для сельской художественной самодеятельности.

Среди учеников режиссера такие известные артисты, как: И.Махмутова, С.Исмагилова, Г.Нуруллин, Ф.Фарсин, А.Арсланов и другие. Ученики Тумашевой говорили о ней как о человеке скромном, воспитанном, интеллигентном, называли ее образцом мужества, целеустремленности человека, наделенного талантом и необычайной добротой, боевым и справедливым характером.

В роду Тумашевых есть и другие знаменитости. Сын К.Тумашевой — Равиль Тумашев продолжил путь своей матери, был главным режиссером Тинчуринского театра, где проработал 27 лет. Дочь Кашифы — Зумарра Халитова-Тумашева — художница, литератор, журналист, создатель журнала «Казанские iстории». Внук К.Тумашевой — Нияз Халитов — ученый-архитектор, внёсший большой вклад в историю татарской культуры и архитектуры.

В истории татарского театра много выдающихся личностей. Кашифа Тумашева — одна из них. Первая женщина-режиссер и женщина-диктор среди татарок с высшим образованием вырастила под своим крылом десятки талантливых актеров, которые нашли признание среди народа и так же, как их педагог, оставили яркий след в татарском театральном искусстве

Литература:

  1. Материалы из личного архива Д. З. Калимуллиной.
  2. Остаз. Казан утлары 1982, № 12, с.174–175
  3. Тумашева Кашифа Замалетдиновна [Электронный ресурс]. URL: https://nailtimler.com/people_page/people_18t/tumasheva_kashifa_zamaletdinovna.html (дата обращения: 17.03.2022)
  4. Тумашева Кашифа https://100tatarstan.ru/structure/profile/tumasheva-kashifa-zamaletdinovna_2875337(дата обращения: 17.03.2022)
  5. Столетие / Казанскiе истории / 2005, № 1–2, с. 7
  6. С чего начинался татарский театр [Электронный ресурс]. URL: https://rt-online.ru/p-rubr-kult-35099/ (дата обращения: 17.03.2022)
  7. 120 лет назад родилась Кашифа Тумашева первая татарка-режиссёр-профессионал театра. [Электронный ресурс]. URL: http://tatarlar.info/tt/2023/01/07/kashifa-tumasheva/ (дата обращения: 17.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Иркутск, Казань, Татарский республиканский передвижной театр, Академический театр, главный режиссер, Татарский академический театр, творческая деятельность, театр, Верховный Совет, Почетная грамота.


Ключевые слова

театральное искусство Татарстана, татарский режиссер, женщина-режиссер, Кашифа Тумашева, Татарский Республиканский передвижной театр, Академический театр, Театральный техникум

Похожие статьи

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века

В статье рассматривается вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века. Делается краткий обзор жизненного пути и общественной деятельности М.Буби, Ш.Гаспринской, Х.Ямашевой-Таначевой, А.Сайфи, их главных трудов и взгля...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников

В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Похожие статьи

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века

В статье рассматривается вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века. Делается краткий обзор жизненного пути и общественной деятельности М.Буби, Ш.Гаспринской, Х.Ямашевой-Таначевой, А.Сайфи, их главных трудов и взгля...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников

В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Задать вопрос