В статье исследуются актуальные проблемы деятельности органов местного самоуправления, касающиеся их полномочий в условиях пандемии. Автор приходит к выводу о необходимости наделении органов местного самоуправления собственными полномочиями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предлагается конкретный круг полномочий, которыми следует их наделить в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия, деятельность, пандемия COVID-19, коронавирусная инфекция.
The article examines the actual problems of the activities of local self-government bodies concerning their powers in the context of a pandemic. The author comes to the conclusion that it is necessary to endow local self-government bodies with their own powers in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, and also suggests a specific range of powers that should be given to them in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population.
Keywords: local governments, powers, activities, COVID-19 pandemic, coronavirus infection.
Надлежащее соблюдение и защита права на здоровье в современной России является первостепенной задачей. Осуществление права на здоровье может происходить при помощи многочисленных взаимодополняющих подходов, таких как формулирование политики в области здравоохранения или принятие конкретных правовых документов.
Право на здоровье не ограничивается правом на медицинское обслуживание, а включает в себя широкий спектр других факторов, позволяющих людям вести здоровый образ жизни. К числу таких факторов также относится санитарно-эпидемиологическое благополучие населения России.
Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [5] закреплена солидарная ответственность по вопросам координации в сфере здравоохранения, а ч. 1 ст. 132 предусматривается, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах своей компетенции, обеспечивают наличие медицинской помощи[1].
Сегодня область здравоохранения населения имеет особое значение, поскольку с конца 2019 года во всем мире началась чрезвычайная ситуация — пандемия коронавирусной инфекции.
По состоянию на 07 ноября 2022 года, общее число заболевших с начала мировой пандемии достигло 21 468 271 человек [6], на 30 ноября 2022 — 21 590 828 заболевших [7].
В этих условиях, деятельность органов местного самоуправления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения оказалась востребованной как государством, так и самим населением.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2] (далее — Закон № 52-ФЗ) особую роль, в данной области, конечно, отводит органам государственной власти. Вместе с тем Закон № 52-ФЗ не устанавливает собственных полномочий органов местного самоуправления, что порождает проблемы правоприменительной деятельности.
При этом, как представляется в период обострения и начала коронавирусной инфекции, особый удар на себя приняли муниципальные органы государственной власти, в задачи которых входило разрешение проблем, связанных с системой здравоохранения, поддержкой малого и среднего бизнеса, недопущение массового распространения инфекции среди граждан [3].
Таким образом, в процессе борьбы с пандемией COVID-19 и устранения ее последствий активно применялись ресурсы муниципальных органов в координации с региональными органами власти и подразделениями органов исполнительной власти федерального уровня.
Кроме того, муниципальные органы самостоятельно осуществляют функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения — дезинфекция и донесение информации до граждан, надзор за приезжающими на территорию муниципального образования, координационная работа с общественными организациями.
И хотя Закон № 52-ФЗ не устанавливает собственные полномочия органов местного самоуправления, тем не менее, муниципальные органы осуществляют определенную деятельность в исследуемой сфере.
Так, например, органам местного самоуправления вменена обязанность исполнения и содействия в выполнении санитарно-эпидемиологических требований[2], осуществление профилактических мероприятий в данной области, в том числе путем принятия муниципальных правовых актов (ст. 39 Закона № 52-ФЗ). Кроме того, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ [1], органы местного самоуправления наделены правом осуществлять муниципальный контроль, касающийся соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, с учетом муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Как показал опыт, деятельность органов местного самоуправления в условиях пандемии (COVID-19) оказала влияние на управленческую деятельность как органов государственной власти, так и местного самоуправления.
В этот период наиболее четко проявилась необходимость принятия конкретных решений, связанных с санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, на местном уровне, что должно служить ориентиром для дальнейшего развития законодательства в рассматриваемой области.
Представляется обоснованным внести в ст. 1 Закона № 52-ФЗ изменения, указав, что помимо федеральных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципальные органы также наделяются полномочиями, с целью предоставления гражданам должного санитарного и эпидемиологического благополучия. К таким полномочиям органов местного самоуправления следует отнести:
а) организацию предоставления гражданам медико-санитарной помощи по территориальной программе государственной гарантии бесплатного предоставления гражданам медико-санитарной помощи, а также закону субъекта РФ;
б) информирование населения муниципального образования о риске возникновения заболеваний, угрожающих окружающим, в муниципальном образовании;
в) пропаганду донации среди граждан;
г) проведение мероприятий по предупреждению опасных ситуаций, предоставление гражданам информации о санитарной и эпидемиологической обстановке;
д) организацию в границах муниципальной территории профилактических мероприятий по недопущению болезней, направление населения к здоровому образу жизни согласно региональному закону.
Правовое регулирование в исследуемой сфере позволит обеспечить решение таких важнейших задач, как:
— предоставление достоверной информации об осуществлении деятельности со стороны компетентных органов в лице муниципалитета РФ;
— оценка результативности осуществляемой деятельности со стороны компетентных органов в лице муниципалитета РФ;
— обеспечение взаимодействия всех ветвей власти;
— корректировка и улучшение социально-экономической ситуации муниципалитета;
— осуществление поддержки финансового характера, направленная на улучшение и эффективность показателей.
Таким образом, нормативная правовая база требует тщательной доработки как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях власти.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
- Закстельская Л. Я. Коронавирусы человека и животных / Л. Я. Закстельская, А. В. Шеболдов. -М.: Медицина, 2020. 222 с.
- Каммизули С. Применение в клеточной иммунологии гаптенизированных антител к поверхностным антигенам клеток // Иммунология: Методы исследований / Под ред. И. Лефковитса, Б. Перниса. -М., 2020.-С. 160–187.
- «Конституция Российской Федерации». Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 27.02.2023).
- В России выявили менее пяти тысяч случаев коронавируса // URL: https://le№ ta.ru/№ ews/2022/11/07/covidddd/ (дата обращения: 27.02.2023).
- Статистика коронавируса в России на 30 ноября 2022. URL: https://coro№ avirus-co№ trol.ru/koro№ avirus-v-rossii-№ a-30-№ oyabrya-2022-goda-skolko-zabolevshix-№ a-segod№ ya/. (дата обращения: 27.02.2023).
[1] Эти поправки закреплены в Конституции РФ после всенародного голосования 2 июня 2020 года.
[2] Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок.