Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении / И. М. Абраменко, А. А. Жуйборода, Л. Е. Карачарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102872/ (дата обращения: 19.12.2024).



Самосознание личности наиболее интенсивно формируется в первые годы жизни. При этом, начиная приблизительно с двух с половиной и до десяти-двенадцати лет, формируются различные представления о профессиональной деятельности человека, закладываются ценностные ориентиры, в соответствии с которыми в дальнейшем личность будет самоопределяться в обществе и, в частности, в выборе профессиональной деятельности. Важнейшим же результатом педагогического воздействия в этот период должно стать формирование уважительного отношения к труду, воспитание трудолюбия.

В целом в педагогике трудовое воспитание традиционно рассматривается как органическая часть воспитания, находящаяся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, поскольку, с одной стороны, вне труда невозможно сформировать целый ряд качеств личности, а с другой — главнейшей целью воспитания является формирование осознанной потребности в труде. Вышесказанное является общим в подходах к значению и задачам трудового воспитания отечественных педагогов (А. С. Макаренко, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкогои др.), а также и зарубежных теоретиков, например, Я. А. Коменского. [1, c. 75]

Поскольку речь идет о педагогическом аспекте профессиональной ориентации в дошкольном учреждении, мы будем говорить о системе педагогических приемов, направленных на закрепление в сознании воспитанников знаний, стереотипных оценочных представлений, впечатлений о социально-экономических и психофизиологических условиях деятельности представителей различных профессий, их роли в социуме, а также об условиях выбора профессии, которая позволит реализовать потенциал личности.

Актуальность исследования заявленной темы определяется возникшей диспропорцией между потребностями общества в общественно полезном труде и господствующими стереотипными ориентирами подрастающего поколения и молодежи. Также следует учитывать стремительное изменение технологий и структуры производственного сектора экономики, потребностей в оказании различных услуг, возникающие и прогнозируемые угрозы безопасности страны и возрастающую роль информационного обслуживания жизнедеятельности человека.

При выборе направлений профориентации следует руководствоваться федеральными и региональными программами, векторами общественного развития, заявленными в Указах Президента и Постановлениях Правительства РФ, региональных нормативных актах. В том числе следует ориентироваться на Концепцию развития системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Белгородской области, федеральные специализированные программы в сфере профориентации. [4, c. 127]

Цель и задачи. Определить особенности проведения профориентационной работы в дошкольном учреждении, ее принципы и методы.

Новизна. Определено, что профориентация в дошкольном учреждении должна учитывать стремление ребенка удовлетворить основную жизненную потребность в обогащении личности и стремлении имитировать деятельность взрослых. С учетом этого, основными, но не единственными методами профориентации должны быть игра и имитация трудового поведения взрослых. Основными принципами профориентационной работы в дошкольном учреждении определены принципы последовательности, непрерывности, наглядности и доступности.

Основная часть. В дошкольный период реализация фундаментальной потребности личности в саморазвитии реализуется преимущественно через игровую деятельность и имитацию поведенческой активности, а учебно-познавательная деятельность только начинает формировать мировоззрение ребенка. Еще Дж. Линдсей обратил внимание на значение игры как возможность ощутить полноту своих возможностей. Игра предполагает упрощение условий жизнедеятельности, что обеспечивает увеличение шансов ощущения своего умения, возможностей, удовлетворения от достижения планируемого результата. Это действует даже на уровне животного мира. Это же объясняет характерное для детей стремление к игровой активности. Именно поэтому приучение ребенка к труду, особенно в дошкольном возрасте, должно проводиться преимущественно в игровой форме.

В первую очередь это предполагает создание упрощенных условий совершения трудовых манипуляций. А также гарантированное достижение желаемого результата, ощущение позитивного психологического эффекта, обусловленного как процессом труда или игры в трудовую деятельность, так и положительной оценкой результата труда (например, стол стал чистым), и, конечно же, похвалу, положительную оценку воспитателя.

С игровой формой поведения тесно связана имитация, копирование деятельности взрослых. Именно с миром взрослых, с их, наблюдаемой ребенком деятельностью, связано еще не рефлексируемое, неосознанное представление о жизни. Все, что делают взрослые, кажется ребенку привлекательным, желанным, поэтому в подражании взрослым ребенок неосознанно стремится реализовать свою основную жизненную потребность в саморазвитии. Вот почему он охотно, в том числе, и в игровой форме, копирует деятельность взрослых, в частности, и профессиональную. [3, с.49]

В дошкольном возрасте ребенок в процессе игры охотно имитирует трудовую деятельность взрослых, в том числе и представителей конкретных профессий. В этот же период должны формироваться первичные трудовые умения и навыки, а также уважительное и ответственное отношение к труду. Эта закономерность должна отражаться, в частности, в распределении времени учебно-воспитательной работы.

Таким образом, работа по профессиональной ориентации в дошкольных учреждениях должна проводится преимущественно в игровой форме и по возможности включать имитацию трудовой деятельности взрослых. А ее главной задачей должно быть формирование трудолюбия, ответственного и уважительного отношения к своему труду и труду других людей. Речь идет именно о формировании стереотипной положительной оценки трудолюбия, труда как такового. Ребенку еще сложно преодолеть инертное сопротивление той составляющей человеческой природы, которая мотивирует пассивное нетворческое поведение. Ему еще сложно длительное время сосредоточиться на конкретной работе, добиться значимого результата. Но необходимо постепенно и настойчиво формировать убеждение, что трудолюбие, труд — это ценностно положительные феномены, а лень, инертность, пассивность — отрицательные. На этой ценностной установке будет базироваться дальнейшее воспитание, в том числе и профессиональная ориентация в школе.

Без сомнения, простая «реклама» или «пропаганда» о благородстве, значимости труда не могут дать результата, о котором говорилось выше. Труд подразумевает преодоление себя, собственной инерции. Но в то же время любой труд — это творчество, создание новизны, того, чего ранее еще не было. И это новое входит в состав бытия творца, то есть обогащает бытие личности. А значит, труд — это средство саморазвития личности, удовлетворение, как уже отмечалось, основной жизненной потребности человека.

Как выше указывалось, дошкольнику еще тяжело сосредоточиться на той или иной деятельности и добиться значимых результатов. Также непросто осознать значение многих манипуляций, например, с оборудованием, инструментами, он просто имитирует их, потому что так делают взрослые. Они кажутся ребенку привлекательными. И это позволяет ввести его в мир труда: во-первых, сформировать положительные стереотипные ценностные ориентиры в отношении труда, а во-вторых — познакомить ребенка с разнообразием трудовой деятельности взрослых, множеством профессий, сформировать представления о них, о их значении для общества. Конечно, сформировать в дошкольном возрасте окончательную профориентационную позицию нельзя. Но необходимо образовать прочную основу дальнейшей профессиональной ориентации, трудового воспитания и социализации формирующейся личности, а именно: сформировать представления о различных профессиях, знания об их характерных особенностях, объектах жизненной среды, с которой придется столкнуться представителям различных профессий. Поэтому в дошкольном учреждении работа по профессиональной ориентации должна иметь пропедевтический характер и быть системной.

В основе этой системы должны быть игры, в первую очередь имитационные и ролевые. Игры должны сопровождаться рассказами, пояснениями, экскурсиями, театрализованными представлениями, практической деятельностью (например, рисование, изготовление поделок орудий труда, раскраски) и т. д. Конечно, понимание многих элементов профессиональной деятельности ребенку еще не доступны. Но работу представителя каждой профессии можно представить в виде наглядных образов, легко запоминающихся, привлекательных для подражания ситуаций. Главное, чтобы они создавали живые, яркие впечатления, занимали внимание, вызывали интерес. [2, с. 201]

Таким образом, на дошкольном этапе формирования и саморазвития личности одной из главных задач является подготовка к трудовой деятельности, ознакомление с миром профессий, их разнообразием и значимостью для общества. Важно, чтобы впечатления, представления о мире, в том числе и мире профессий, социальной среде в целом, имели как можно более широкий диапазон. В том или ином виде они останутся с ребенком на всю жизнь, войдут в сферу подсознания и создадут основу ориентации личности в социально-экономической среде.

Начинается эта подготовка с поощрения стремления ребенка выполнять или имитировать простейшие трудовые операции примерно с 2–3 лет — вытирать стол или пол, мыть посуду, убирать игрушки и т. д. Имитация должна сопровождаться рассказом о различных профессиях, их значимости для общества, а рассказы подкрепляться играми: ролевыми, играми с правилами, для детей постарше — спортивными конкурсами (например, доставить больного к врачу, эстафета «действия при пожаре»). Также дети должны учувствовать в театрализованных сценках, посвященных трудовой деятельности на утренниках (например, сценки «Доктор Айболит»).

Таким образом, профессиональная ориентация в дошкольном учреждении должна иметь системный подход, а также строиться на принципах последовательности, непрерывности, наглядности и доступности. Также необходимо ориентироваться на ознакомление детей с различными профессиями, с содержанием трудовой деятельности представителей этих профессий, значении различных профессий в обществе и требованиями к представителям этих профессий. Общие требования к различным профессиям — это добросовестность и общеобразовательная подготовка, а потому профориентационная работа в дошкольном учреждении как система в свою очередь должна стать подсистемой воспитательного и образовательного процесса. Так, заинтересованность конкретной профессией (пусть еще не устойчивая) должна ориентировать на продуктивный труд, стремление больше узнать, вселять желание приобретать знания. А расширение кругозора должно включать и ознакомление со все большим кругом профессий и различных аспектов конкретных профессий.

Заключение. Таким образом, следует согласиться, что поскольку всякий труд есть создание нового, он удовлетворяет основную жизненную потребность человека в обогащении бытия личности. Но поскольку в дошкольном возрасте личность только начинает формироваться, ребенок еще не может сформировать твердую позицию по выбору профессии, то в дошкольном учреждении работа по профессиональной ориентации должна иметь пропедевтический характер. Соответственно одной из главных задач является подготовка к трудовой деятельности, ознакомление с миром профессий, их разнообразием и значимостью для общества. Основными методами профориентации в дошкольном учреждении должны быть игры и имитация трудовой деятельности взрослых, сопровождающиеся рассказами, театрализованными действиями, практической деятельностью. При этом профессиональная ориентация в дошкольном учреждении должна иметь системный характер и строиться на принципах последовательности, непрерывности, наглядности и доступности. И, в свою очередь, профориентационная работа в дошкольном учреждении должна стать подсистемой воспитательного и образовательного процесса.

Литература:

  1. Герасименко С. В. Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО.URL: http://io.nios.ru/articles2/119/10/sozdanie-modeli-ranney-proforientacii-doshkolnikov-kak-odnoy-iz-form-upravleniya.(дата обращения: 08.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст: электронный.
  2. Крунич Н. А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-proforientatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.05.2023).). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст: электронный.
  3. Никитина А. Ю. Опыт работы по теме: «Профориентация дошкольников».URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/22/opyt-raboty-po-ranney-proforientatsii-doshkolnikov(дата обращения: 11.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст: электронный.
  4. Серова Е. В. Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-po-ranney-proforientatsii(дата обращения: 13.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст: электронный.
  5. Ужгина Е. А. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. URL: https://multiurok.ru/files/statia-organizatsiia-rannei-proforientatsii-v-dosh.html(дата обращения: 11.05.2023).). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, профессиональная ориентация, профессия, дошкольный возраст, основная жизненная потребность, профориентационная работа, ребенок, труд, трудовая деятельность, трудовая деятельность взрослых.


Похожие статьи

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Похожие статьи

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Задать вопрос