Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, как цифровая трансформация влияет на изменение бизнес-моделей современных организаций, которые прибегают к платформенному развитию. Определены преимущества платформенных бизнес-моделей в условиях развития цифровой экономики. В выводах установлено, что цифровая трансформация способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости стратегического развития компаний, обеспечивая условия для масштабирования и выхода на новые рынки.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровизация бизнес-модели.
The purpose of the scientific article is to study the characteristics of the concept of digital transformation in the modern practice of the management activities of organizations. The main directions of digital transformation in the future period are considered. It is analyzed how digital transformation affects the change in business models of modern organizations that resort to platform development. The advantages of platform business models in the context of the development of the digital economy are determined. The conclusions found that digital transformation contributes to increasing the competitiveness and sustainability of the strategic development of companies, providing conditions for scaling and entering new markets.
Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена двумя факторами:
– во-первых, наличием острых проблем в рамках управления организациями, которые сковывают в принятии решений, направленных на масштабирование коммерческой деятельности;
– во-вторых, стремительным трендом цифровизации в экономике, которая предполагает активное распространение управленческих инноваций и производственных технологий нового типа.
Период 2020–2022 гг. для организаций российской экономики оказался наиболее колоссальным вызовов, обусловленным двумя подряд кризисами: вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятие нового пакета международных экономических и политических санкций странами Запада. В особенности, актуальными являются проблемы, связанные все-таки с санкционными ограничениями, которые, по крайне мере, оказались неожиданными и непрогнозируемыми, что увеличивает степень негативного воздействия факторов-угроз.
В итоге, предпринимательская деятельность организаций России столкнулась с необходимостью организации эффективного механизма стратегического планирования и производства, актуальность и практическая значимость которых в современных условиях экономической нестабильности крайне высокая. Одним из направлений совершенствования управленческой системы предприятия является ее цифровизация. Данная стратегия предполагает внедрение различных технологий и инноваций, направленных на совершенствование бизнес-процессов, производства, продукции, планирования и системы стратегического и оперативного управления [1].
Развитие концепции цифровой трансформации в экономике, вероятнее всего, будет характеризоваться такими тенденциями, как [2]:
- Продолжение автоматизации производственной деятельности, которая сделает производство более гибким.
- Усиление роли цифровых технологий в наиболее наукоемких секторах промышленности, как атомная энергетика, авиаперевозки, космическая сфера и т. д.
- Увеличение темпов интеллектуализации производства, что сформирует новые специальности и профессии на рынке труда.
- Переход общества от общего потребления к качеству жизни.
- Трансформация производственных объектов в сторону экологизации.
- В структуре потребления большее место будут занимать расходы на информационные услуги.
По причине вышеперечисленных тенденций цифровизации экономики происходит цифровая трансформация управления современных организаций. Предпосылкой к такому являются трансформационные процессы в привычках и потребительском поведении людей. Формируются новые потребности, удовлетворение которых происходит при помощи субъектов инновационного производства. Все чаще современные организации стремятся к формированию цифровых экосистем, которые масштабируют возможности в реализации коммерческих интересов предпринимателей.
В условиях цифровой экономики увеличивается число предпринимательских структур, которые уходят в виртуальные миры, и при этом решают социальные задачи в рамках виртуального предпринимательства. При этом возникает проблема по выяснению специфических особенностей бизнес-модели в виртуальном сообществе. Для таких бизнес-моделей актуальным является развитием электронной коммерции и организации маркетинговых коммуникаций при помощи цифровых технологий и социальных сетей [3].
Для эффективного внедрения цифровой трансформации в бизнес-процессы необходимо понимание руководством компании, что наряду с цифровой трансформацией важно проводить и другие изменения внутри самой организации, такие как синхронизация совершенствования менеджмента и процессов внедрения в нее цифровых технологий, повышение профессионализма в сфере применения цифровых технологий руководящим составом компании [5].
Новые технологии изменили облик многих сервисов, которые раньше невозможно было вообразить. Цифровая трансформация бизнес-модели затрагивает разные отрасли экономики, начиная от производства и предоставления логистических услуг, заканчивая финансовым сектором и банковским обслуживанием [6].
Цифровизация экономики имеет высокую степень воздействия на формирование управленческих процессов современных предприятий промышленности. Наблюдается цифровая трансформация операционной деятельности, бизнес-модели, маркетинга, а также появляются новые цифровые продукты, продвижение на рынке которых успешно при наличии специальных навыков у менеджеров.
Применяются новые технологии, как искусственный интеллект и Big Data. Проводятся сложнейшие математические расчеты благодаря автоматизированным алгоритмам. Цифровые данные становятся основой при анализе микроэкономических процессов и определения стратегии развития бизнеса компании.
Компании, которые проводятся трансформацию бизнес-модели в условиях цифровизации экономики, приобретают следующие преимущества, как [4]:
– происходит уход от критерия географии представительства бизнеса компании, появляются новые сегменты сбыта продукции;
– трудоемкость цепи создания ценности и стоимости снижается;
– появляется возможность выхода на виртуальные рынки и продавать новые цифровые продукты, которые вызывают интерес населения;
– формируется возможность продажи дополнительных услуг к основной продукции компании, что увеличивает средний чек.
Также достигается улучшение следующих характеристик экономической эффективности предпринимательской деятельности организаций, у которых происходит цифровая трансформация бизнес-модели, как [7]:
– оптимизация производственных и коммерческих расходов;
– стимулируется рост доходов и выручки;
– улучшение показателей прибыльности и рентабельности;
– увеличение ликвидности и платежеспособности.
Главным трендом трансформации бизнес-моделей в цифровизацию экономики является организация платформенного предпринимательства. Есть 5 основных критериев различия платформенных бизнес-моделей от традиционных:
- Способ внешней коммуникации с потребителями — на основе цифровой платформы.
- Скорость внешней коммуникации с потребителями — высокая.
- Наличие дополнительных барьеров для внешних коммуникаций с потребителями — отсутствуют, поскольку платформенные бизнес-модели, наоборот, помогают их устранить.
- Уровень издержек — низкий, поскольку происходит оптимизация бизнес-процессов.
- Капитальные затраты на создание цифровой платформы — высокие, поскольку требуются проектные работы разработчиков.
В независимости от негативного влияния вышеперечисленных факторов, в России формируется развитие такой платформенной бизнес-модели, как маркетплейсов и электронной коммерции. Главным конкурентным преимуществом торговых маркетплейсов выступает оптимизация финансовых расходов на обеспечение торговой деятельности.
Таким образом, бизнес-модели в современных условиях цифровой экономики подвергаются кардинальным трансформациям, результатом которых, зачастую, является совершенствование бизнес-процессов, выход организации на новые рынки и расширение географии сбыта продукции, а также повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности. В нынешний 2023 г. цифровая трансформация бизнес-моделей организаций в сторону платформенного развития является перспективным направлением совершенствования субъектов предпринимательства, вывода их на новый уровень стратегического развития.
Литература:
- Бахтизин А. Р., Ильин Н. И., Качан М. В. Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 1 (181). С. 20–33.
- Борисов И. В. Тренды цифровизации как основа нового технико-технологического уклада // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. 2022. С. 32–36.
- Олифиров А. В., Маковейчук К. А., Петренко С. А. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 4. С. 85–91.
- Мрочковский Н. С., Ляндау Ю. В., Пушкин И. С., Федосимова М. А. Цифровая трансформация бизнес-моделей // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 69–71.
- Лукина О. В., Курочкина А. А., Назаров П. В. Цифровая трансформация бизнес-моделей с целью повышения эффективности процесса управления компанией // Ученые записки Международного банковского института. 2020. № 3 (33). С. 84–98.
- Семенов А. И., Губайдуллина А. Д. Цифровая трансформация бизнес-моделей организации // Экономика строительства. 2021. № 2 (68). С. 49–55.
- Головашкина А. А. Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях // Молодой ученый. 2022. № 44 (439). С. 242–245.