В статье авторы диагностируют начальный уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов-первокурсников, после чего предлагают комплекс мер для повышения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, потребность, потребность в здоровом образе жизни.
В современном мире наблюдается резкое снижение уровня здоровья среди населения, в том числе эта проблема распространена среди молодежи. Это приводит к демографическому упадку, понижению продолжительности жизни и понижению психологического состояния, что беспокоит российских и зарубежных врачей и ученых.
По данным Всемирной организации здравоохранения на 55 % уровень здоровья населения зависит от условий и образа жизни человека. Поэтому в большей степени здоровье человека зависит от его достатка, окружения, ценностей.
Больше всего риску ухудшения уровня здоровья подвержены студенты. Как правило, студент начинает пренебрегать здоровым образом жизни в связи с высокой нагрузкой, с целью развеяться, найти новый круг общения. Также можно отметить, что родительский контроль значительно снижается. Поэтому охрана здоровья студентов считается одной из важнейших задач современного общества. Для подготовки достаточно успешного высококвалифицированного специалиста, помимо учебной деятельности, необходимо большое внимание уделять и охране здоровья самого студента. Это в первую очередь поможет повысить работоспособность и конкурентоспособность выпускника.
В нашем государстве на данный момент в высших учебных заведениях наблюдается большой рост студентов с различными заболеваниями. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования обязательным условием подготовки специалиста прописано формирование потребности в здоровом образе жизни среди студентов. Но не во всех образовательных организациях высшего образования на данный момент хорошо развиты и часто используются системы формирования потребности в здоровом образе жизни. Поэтому многие организации высшего образования нуждаются в разработке единой и актуальной системы формирования потребности в здоровом образе жизни.
В нашем исследовании потребность студента в здоровом образе жизни толкуется как интегративное свойство личности, проявляющееся в: знании о возможностях поддержания своего здоровья; стремлении сохранять свое здоровье, рассматривать его как ценность; выполнять: режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; двигательную активность, личную психогигиену, использовать сбалансированное питание.
Для создания комплекса мер для формирования потребности в здоровом образе жизни нам необходимо определить уровень сформированности здорового образа жизни студентов. В своем исследовании мы опирались на критерии здорового образа жизни разработанных и сформулированных Н. М. Амосовым [1]. Представленные критерии здорового образа жизни ориентированы на оценку уровня знаний, умений, мотивации и поведения студентов-первокурсников для формирования здорового образа жизни.
Таблица 1
Критерии, показатели сформированности у студентов потребности в здоровом образе жизни
Критерий |
Показатели |
Методы измерения |
Когнитивный |
Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья |
Анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Науменко Ю. В.) Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин) |
Эмоционально-волевой |
Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; Способен преодолевать трудности, достигать успеха. |
Пакет диагностических методик «Эмоционально-волевой и мотивационной сферы» (методика дигностики уровня невротизации Л. И. Вассермана методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора). |
Мотивационно-ценностный |
Стремиться поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность |
«Уровень владения студентами культурными нормами в сфере здоровья» автора Н. С. Гаркуша Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья (Ю. В. Науменко) |
Гигиенический |
Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; Соблюдает правила личной гигиены, соблюдает нормы сбалансированного питания. |
Авторская методика «Основы гигиенических знаний и правил питания» и правил питания» |
На основе критериев выявления уровня сформированности здорового образа жизни у студентов-первокурсников, были определены уровни сформированности.
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности у студентов потребности в здоровом образе жизни
Уровни |
Проявление уровней |
Высокий |
Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; Способен преодолевать трудности, достигать успеха. Стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; Соблюдает правила личной гигиены. |
Средний |
Имеет недостаточные знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Слабо проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; Слабо способен преодолевать трудности, достигать успеха. Слабо стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность Слабо выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; Слабо соблюдает правила личной гигиены. |
Низкий |
Отсутствуют знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Не проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; Не способен преодолевать трудности, достигать успеха. Не стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность Не выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; Соблюдает правила личной гигиены. |
В нашем исследовании приняли участие студенты Кузбасского гуманитарно-педагогического института (КГПИ КемГУ), факультета физической культуры, естествознания и природопользования, группы ГБЖД-22–1. В экспериментальную группу вошли 15 студентов, возрастная категория студентов 18–19 лет.
Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1) Констатирующий этап — на данном этапе был выявлен начальный уровень сформированности здорового образа жизни у студентов первокурсников;
2) Формирующий этап — на данном этапе проводилась работа по разработке и внедрению в дисциплину БЖД комплекса мероприятий, направленных на формирование потребности к здоровому образу жизни у студентов первого курса;
3) Контрольный этап — этап, во время которого определяется итоговый уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов первого курса группы ГБЖД-22–1. Данный этап важен, так как анализируются результаты опытно-экспериментальной работы и сравниваются с результатами констатирующего этапа после чего делаются выводы.
Цель исходного констатирующего эксперимента — диагностика начального уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов первого курса группы ГБЖД-22–1.
Анализ констатирующего этапа эксперимента показал:
Высокий уровень по когнитивному критерию выявлен у 17 % обучающихся, средний 56 %, низкий 27 %. По эмоционально-волевому критерию высокий уровень выявлен у 23 % обучающихся, средний 30 %, низкий 47 %. По мотивационно-ценностному критерию высокий уровень выявлен у 23 % обучающихся, средний 40 %, низкий 37 %. По гигиеническому критерию высокий уровень выявлен у 17 % обучающихся, средний 43 %, низкий 12 %.
Результаты констатирующего исследования по измерению уровней сформированности потребности в здоровом образе жизни студентов показали, что большее количество испытуемых имеют средний и низкий уровни сформированности 42 % (7 человек) и соответственно 38 % (5 человек), высокий 20 % (3 человека). Это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения психолого-педагогических условий по формированию у студентов экспериментальной группы потребности в здоровом образе жизни.
Рис. 1. Итоги диагностики сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1
После анализа полученных данных мы перешли к формирующему этапу эксперимента. Для повышения уровня сформированности здорового образа жизни у студентов нами был разработан комплекс мер для создания условий формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи.
Нами была выбрана учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в рамках рабочей программы группы ГБЖД-22–1 для реализации созданного комплекса мер для создания условий формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи. Данная дисциплина была выбрана нами, так как является базовой для студентов первого курса, а также затрагивает вопросы здоровья и сбережения.
Мы считаем, что наиболее продуктивным и эффективным способом работы над улучшением качества знаний студентов о здоровом образе жизни является комплекс семинарских занятий. Именно во время семинарских занятий студенты имеют возможность изучить вопросы о здоровом образе жизни в рамках самостоятельной подготовки, что подразумевает самостоятельный поиск информации по заданным вопросам.
Нами были разработаны семинарские занятия для повышения показателей по ранее изученным критериям. Перед нами стоит задача повысить уровень знаний о возможностях поддержания, сохранения здоровья, учить проявлять эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях, а также преодолевать трудности, учить выполнять режим труда и отдыха, а также соблюдать оптимальный двигательный режим и нормы личной гигиены. Нами были составлены вопросы для семинарских занятий, которые были разбиты по блокам исходя из критериев сформированности здорового образа жизни студентов. Темы семинарских занятий представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Семинарские занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Семинарские занятия |
Вопросы семинара |
Семинар 1: Теоретические основы по здоровому образу жизни |
|
Семинар 2: Эмоционально-волевые составляющие здорового образа жизни |
|
Семинар 3: Ценность и мотивация к здоровому образу жизни |
|
Семинар 4: Гигиена как способ сохранения здорового образа жизни. (3 часа) |
|
После проведения семинарских занятий мы провели контрольный этап эксперимента. Исходя из полученных данных, мы можем заметить, что уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1повысился. Данный прирост в среднем и высоком уровнях говорит о том, что созданный комплекс мер по формированию потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи эффективный.
Рис. 2. Динамика изменения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1
Таким образом, нами был разработан комплекс семинарских занятий, который направлен на формирование потребности студентов в здоровом образе жизни. После проведения всех семинарских занятий мы провели контрольный этап с целью выявления динамики улучшения сформированных нами критериями. Анализ контрольного этапа показал, что показатели критериев по всем уровням возросли, что говорит о том, что созданный комплекс мер по формированию потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи эффективный.
Литература:
- Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. — Москва: Компьютерное издательство «Диалектика, 2018. — 1030 с. — Текст: непосредственный.