Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Згурская, Т. В. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни / Т. В. Згурская, С. С. Ломов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102891/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы диагностируют начальный уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов-первокурсников, после чего предлагают комплекс мер для повышения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, потребность, потребность в здоровом образе жизни.

В современном мире наблюдается резкое снижение уровня здоровья среди населения, в том числе эта проблема распространена среди молодежи. Это приводит к демографическому упадку, понижению продолжительности жизни и понижению психологического состояния, что беспокоит российских и зарубежных врачей и ученых.

По данным Всемирной организации здравоохранения на 55 % уровень здоровья населения зависит от условий и образа жизни человека. Поэтому в большей степени здоровье человека зависит от его достатка, окружения, ценностей.

Больше всего риску ухудшения уровня здоровья подвержены студенты. Как правило, студент начинает пренебрегать здоровым образом жизни в связи с высокой нагрузкой, с целью развеяться, найти новый круг общения. Также можно отметить, что родительский контроль значительно снижается. Поэтому охрана здоровья студентов считается одной из важнейших задач современного общества. Для подготовки достаточно успешного высококвалифицированного специалиста, помимо учебной деятельности, необходимо большое внимание уделять и охране здоровья самого студента. Это в первую очередь поможет повысить работоспособность и конкурентоспособность выпускника.

В нашем государстве на данный момент в высших учебных заведениях наблюдается большой рост студентов с различными заболеваниями. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования обязательным условием подготовки специалиста прописано формирование потребности в здоровом образе жизни среди студентов. Но не во всех образовательных организациях высшего образования на данный момент хорошо развиты и часто используются системы формирования потребности в здоровом образе жизни. Поэтому многие организации высшего образования нуждаются в разработке единой и актуальной системы формирования потребности в здоровом образе жизни.

В нашем исследовании потребность студента в здоровом образе жизни толкуется как интегративное свойство личности, проявляющееся в: знании о возможностях поддержания своего здоровья; стремлении сохранять свое здоровье, рассматривать его как ценность; выполнять: режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; двигательную активность, личную психогигиену, использовать сбалансированное питание.

Для создания комплекса мер для формирования потребности в здоровом образе жизни нам необходимо определить уровень сформированности здорового образа жизни студентов. В своем исследовании мы опирались на критерии здорового образа жизни разработанных и сформулированных Н. М. Амосовым [1]. Представленные критерии здорового образа жизни ориентированы на оценку уровня знаний, умений, мотивации и поведения студентов-первокурсников для формирования здорового образа жизни.

Таблица 1

Критерии, показатели сформированности у студентов потребности в здоровом образе жизни

Критерий

Показатели

Методы измерения

Когнитивный

Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья

Анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Науменко Ю. В.)

Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин)

Эмоционально-волевой

Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях;

Способен преодолевать трудности, достигать успеха.

Пакет диагностических методик «Эмоционально-волевой и мотивационной сферы» (методика дигностики уровня невротизации Л. И. Вассермана методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора).

Мотивационно-ценностный

Стремиться поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность

«Уровень владения студентами культурными нормами в сфере здоровья» автора Н. С. Гаркуша Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья (Ю. В. Науменко)

Гигиенический

Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим;

Соблюдает правила личной гигиены, соблюдает нормы сбалансированного питания.

Авторская методика «Основы гигиенических знаний и правил питания» и правил питания»

На основе критериев выявления уровня сформированности здорового образа жизни у студентов-первокурсников, были определены уровни сформированности.

Таблица 2

Характеристика уровней сформированности у студентов потребности в здоровом образе жизни

Уровни

Проявление уровней

Высокий

Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья.

Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях;

Способен преодолевать трудности, достигать успеха.

Стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность

Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим;

Соблюдает правила личной гигиены.

Средний

Имеет недостаточные знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья.

Слабо проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях;

Слабо способен преодолевать трудности, достигать успеха.

Слабо стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность

Слабо выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим;

Слабо соблюдает правила личной гигиены.

Низкий

Отсутствуют знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья.

Не проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях;

Не способен преодолевать трудности, достигать успеха.

Не стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность

Не выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим;

Соблюдает правила личной гигиены.

В нашем исследовании приняли участие студенты Кузбасского гуманитарно-педагогического института (КГПИ КемГУ), факультета физической культуры, естествознания и природопользования, группы ГБЖД-22–1. В экспериментальную группу вошли 15 студентов, возрастная категория студентов 18–19 лет.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1) Констатирующий этап — на данном этапе был выявлен начальный уровень сформированности здорового образа жизни у студентов первокурсников;

2) Формирующий этап — на данном этапе проводилась работа по разработке и внедрению в дисциплину БЖД комплекса мероприятий, направленных на формирование потребности к здоровому образу жизни у студентов первого курса;

3) Контрольный этап — этап, во время которого определяется итоговый уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов первого курса группы ГБЖД-22–1. Данный этап важен, так как анализируются результаты опытно-экспериментальной работы и сравниваются с результатами констатирующего этапа после чего делаются выводы.

Цель исходного констатирующего эксперимента — диагностика начального уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов первого курса группы ГБЖД-22–1.

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал:

Высокий уровень по когнитивному критерию выявлен у 17 % обучающихся, средний 56 %, низкий 27 %. По эмоционально-волевому критерию высокий уровень выявлен у 23 % обучающихся, средний 30 %, низкий 47 %. По мотивационно-ценностному критерию высокий уровень выявлен у 23 % обучающихся, средний 40 %, низкий 37 %. По гигиеническому критерию высокий уровень выявлен у 17 % обучающихся, средний 43 %, низкий 12 %.

Результаты констатирующего исследования по измерению уровней сформированности потребности в здоровом образе жизни студентов показали, что большее количество испытуемых имеют средний и низкий уровни сформированности 42 % (7 человек) и соответственно 38 % (5 человек), высокий 20 % (3 человека). Это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения психолого-педагогических условий по формированию у студентов экспериментальной группы потребности в здоровом образе жизни.

Итоги диагностики сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1

Рис. 1. Итоги диагностики сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1

После анализа полученных данных мы перешли к формирующему этапу эксперимента. Для повышения уровня сформированности здорового образа жизни у студентов нами был разработан комплекс мер для создания условий формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи.

Нами была выбрана учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в рамках рабочей программы группы ГБЖД-22–1 для реализации созданного комплекса мер для создания условий формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи. Данная дисциплина была выбрана нами, так как является базовой для студентов первого курса, а также затрагивает вопросы здоровья и сбережения.

Мы считаем, что наиболее продуктивным и эффективным способом работы над улучшением качества знаний студентов о здоровом образе жизни является комплекс семинарских занятий. Именно во время семинарских занятий студенты имеют возможность изучить вопросы о здоровом образе жизни в рамках самостоятельной подготовки, что подразумевает самостоятельный поиск информации по заданным вопросам.

Нами были разработаны семинарские занятия для повышения показателей по ранее изученным критериям. Перед нами стоит задача повысить уровень знаний о возможностях поддержания, сохранения здоровья, учить проявлять эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях, а также преодолевать трудности, учить выполнять режим труда и отдыха, а также соблюдать оптимальный двигательный режим и нормы личной гигиены. Нами были составлены вопросы для семинарских занятий, которые были разбиты по блокам исходя из критериев сформированности здорового образа жизни студентов. Темы семинарских занятий представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Семинарские занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Семинарские занятия

Вопросы семинара

Семинар 1: Теоретические основы по здоровому образу жизни

  1. Понятие здоровья и здоровый образ жизни.
  2. Образ жизни: определение, категории. Факторы, влияющие на здоровье.
  3. Индивидуальные и социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни. Современная политика укрепления здоровья населения в РФ.
  4. Токсические вещества и их отрицательное влияние на организм человека. Токсикомания и ее виды. Меры профилактики и борьба с потреблением токсических веществ.

Семинар 2: Эмоционально-волевые составляющие здорового образа жизни

  1. Отсутствие стресса как фактор сохранения здоровья.
  2. Психическое здоровье и его оценка. Регулирование психологического состояния. Принципы и методы психотренинга.
  3. Стресс, его причины и влияние на организм. Пути снятия стресса
  4. Сила воли.

Семинар 3: Ценность и мотивация к здоровому образу жизни

  1. Ценность здорового образа жизни у молодежи.
  2. Мотивации, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни.

Семинар 4: Гигиена как способ сохранения здорового образа жизни. (3 часа)

  1. Рациональное питание — основной фактор здорового образа жизни. Принципы организации рационального питания.
  2. Особенности режима дня, труда и отдыха для сохранения здоровья
  3. Инфекции, передающиеся половым путем, их влияние на организм человека. Факторы риска и пути предотвращения инфекций, передающихся половым путем
  4. Сущность, физиологические принципы и правила закаливания организма. Закаливание воздухом, водой и солнцем.
  5. Физические упражнения для поддержания здорового образа жизни.
  6. Гигиена кожи.
  7. Гигиена зубов и полости рта.
  8. Гигиенические требования к одежде.
  9. Гигиенические требования к обуви.
  10. Вредные привычки.

После проведения семинарских занятий мы провели контрольный этап эксперимента. Исходя из полученных данных, мы можем заметить, что уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1повысился. Данный прирост в среднем и высоком уровнях говорит о том, что созданный комплекс мер по формированию потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи эффективный.

Динамика изменения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1

Рис. 2. Динамика изменения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов 1 курса, группы ГБЖД-22–1

Таким образом, нами был разработан комплекс семинарских занятий, который направлен на формирование потребности студентов в здоровом образе жизни. После проведения всех семинарских занятий мы провели контрольный этап с целью выявления динамики улучшения сформированных нами критериями. Анализ контрольного этапа показал, что показатели критериев по всем уровням возросли, что говорит о том, что созданный комплекс мер по формированию потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодежи эффективный.

Литература:

  1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. — Москва: Компьютерное издательство «Диалектика, 2018. — 1030 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, возможность поддержания, здоровье, оптимальный двигательный режим, режим труда, высокий уровень, личная гигиена, формирование потребности, эмоциональная устойчивость, студенческая молодежь.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, потребность, здоровье, потребность в здоровом образе жизни

Похожие статьи

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

К характеристике факторов здорового образа жизни

Статья посвящена характеристике важнейших факторов здорового образа жизни. Автор доказывает необходимость ведения агитации активного образа жизни, занятий физической культурой и спортом.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Формирование осознанного отношения молодежи к здоровому образу жизни

В данной статье рассматривается отношение Белгородской молодежи к здоровому образу жизни. Здоровье является важной составляющей жизни каждого человека. Для представителей социальной группы «молодежь» здоровье наиболее важно, поскольку в этот период м...

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Похожие статьи

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

К характеристике факторов здорового образа жизни

Статья посвящена характеристике важнейших факторов здорового образа жизни. Автор доказывает необходимость ведения агитации активного образа жизни, занятий физической культурой и спортом.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Формирование осознанного отношения молодежи к здоровому образу жизни

В данной статье рассматривается отношение Белгородской молодежи к здоровому образу жизни. Здоровье является важной составляющей жизни каждого человека. Для представителей социальной группы «молодежь» здоровье наиболее важно, поскольку в этот период м...

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Задать вопрос