Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Можуло, В. Е. Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет / В. Е. Можуло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102897/ (дата обращения: 18.12.2024).



Работа посвящена развитию скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет при помощи упражнений на развитие взрывной силы. Показано, что разработанная тренировочная программа может быть эффективным средством их подготовки.

Ключевые слова: скоростно-силовые, баскетбол, взрывная сила.

Способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний, играет очень значительную роль в процессе подготовки баскетболистов. При этом скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Поиск оптимального сочетания средств, методов и их дозировки для конкретного контингента является актуальной проблемой для тренеров. Поэтому целью данногоисследованиябыло разработать и экспериментально проверить тренировочную программу развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет [1].

Для проведения эксперимента были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 10 юношей учебно-тренировочного этапа первого года обучения по баскетболу, существенно не отличавшихся между собой по уровню физической подготовленности. КГ занималась по утвержденной учебно-тренировочной программе спортивной школы. Отличительной особенностью методики, применяемой в ЭГ, являлось применение плиометрических (прыжковых) упражнений ударным методом. Она направлена на повышение уровня межмышечной и внутримышечной координации, увеличение лабильности нервных центров и на скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах. Тренировочная программа представлена в таблице 1 [2].

Таблица 1

Тренировочная программа для развития прыгучести ЭГ

Содержание

Дозировка

Методические указания

Понедельник

1.

И.п. — стойка ноги врозь. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа со взмахом рук вверх.

2–3 подхода по 6 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин

Упражнение выполняется без паузы. Носки развернуты в стороны. Корпус прямой спина напряжена и собрана, живот подтянут. В фазе полета колени чуть согнуты. Приземляться на переднюю часть свода стопы, и опускаться полностью в присед.

2.

И.п. — стойка ноги врозь.

Прыжок в длину с места на обе ноги с продвижением вперед.

2–3 подхода по 6 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин

Максимальное продвижение вперед.

Перед прыжком быстро отводить руки назад и выполнять взрывное движение вперед с выносом рук вперед. При приземлении сгибать коленные суставы. Приземляться на переднюю часть свода стопы, и опускаться полностью в присед.

3.

И.п. — стойка ноги врозь.

Прыжки с подтягиванием коленей к груди на месте.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Согнуть ноги в коленных суставах. Держать руки перед собой, ладонями вниз. Выполнить взрывное отталкивание вверх, подтянуть колени к груди. Приземляться на переднюю часть свода стопы в полу-присед и сразу выполнить отталкивание.

4.

И.п. — стойка на правой (левой) ноге.

2 прыжка на правой и 2 на левой с продвижением

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Выполнять максимальное усилие. Держать равновесие. Приземляться на переднюю часть свода стопы. Приземляться мягко. Нога в коленном суставе согнута при приземлении.

Среда

1.

И.п. — стойка ноги врозь. Прыжки с подтягиванием коленей к груди с продвижением.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Согнуть ноги в коленных суставах. Держать руки перед собой, ладонями вниз. Выполнить взрывное отталкивание вверх-вперед, подтянуть колени к груди.

2.

И.п. — стойка ноги врозь.

Прыжки до баскетбольной сетки с разбега.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Отталкивание выполнять правой или левой ногой. При выпрыгивании тянуться рукой до сетки. Приземляться на переднюю часть свода стопы. Нога в коленном суставе согнута при приземлении.

3.

И.п. — стойка на правой (левой) ноге.

Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Выполнять максимальное усилие. Держать равновесие. Приземляться на переднюю часть свода стопы. Приземляться мягко. Нога в коленном суставе согнута при приземлении.

4.

И.п. — стойка на правой (левой) ноге.

Прыжки с ноги на ногу из стороны в сторону.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Выполнять прыжок с левой ноги на правую, двигаясь из стороны в сторону с максимальным усилием. Левую ногу согнуть в коленном суставе. Приземляться на переднюю часть свода стопы. Приземление мягкое. Держать равновесие. Коленный сустав правой ноги согнут. То же для левой ноги. Упражнение выполнять без паузы.

Пятница

1.

И.п. — узкая стойка.

Прыжки со скакалкой.

3 подхода по 50 повторений. Темп максимальный. Отдых пассивный: 1–2 мин.

Прыжки выполнять в максимально быстром темпе. Приземляться на переднюю часть свода стопы.

2.

И.п. — стойка ноги врозь. Спрыгивания с тумбы (40 см) в положение глубокого приседа с последующим выпрыгиванием вверх.

2–3 подхода по 6 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Спрыгнуть с тумбы на обе ноги в положение глубокого приседа, отвести руки назад. Оттолкнуться от земли для взрывного прыжка вытянув руки вверх. Приземляться на переднюю часть свода стопы.

Подкладывается мат.

3.

И.п. — стойка ноги врозь.

Запрыгивания на тумбу (40 см) без спрыгивания.

2–3 подхода по 6 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Из положения приседа отводим руки назад. Выполняется мощное отталкивание. Выполняется мах руками и немного подтягиваются колени к груди. Приземление должно быть мягким. На тумбе выполняется полное выпрямление коленных и тазобедренных суставов. Руки также расслабляются. После чего выполняется сход на пол и снова выполняется прыжок.

4.

И.п. — стойка ноги врозь. Прыжки через барьеры (25см) на двух ногах с подтягиванием коленей.

2–3 подхода по 8 повторений. Усилие максимальное. Отдых активный: бег трусцой 1–2 мин.

Согнуть ноги в коленных суставах. Выполнить взрывное отталкивание вверх-вперед, подтянуть колени к груди. Приземляться на переднюю часть свода стопы в полу-присед и сразу выполнить отталкивание.

С целью контроля развития прыгучести у баскетболистов до и после эксперимента длительностью два месяца проводили контрольные испытания: «Выпрыгивания вверх с разбега со взмахом рук», «Тест реактивности», «Дроп-прыжки». Результаты исследования подвергались обработке стандартными методами математической статистики. Достоверность отличий между изучаемыми показателями определяли при помощи t-критерия Стьюдента при уровне значимости p<0,05 [3, 4, 5].

Измерение результатов фиксировалось при помощи видеофиксации и обработки материалов в программе для раскадровки видео Filmora X. Разрешение записи видео 720×1280 пикселей, частота 60 кадров в секунду. После чего полученные данные переводились в мощность и относительную мощность. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования относительной мощности баскетболистов КГ и ЭГ до и после эксперимента

Тесты

Группа

До

После

p

Выпрыгивания вверх с разбега со взмахом рук (Вт/кг)

КГ

44,38±10,5

56,2±11,41

<0,05

ЭГ

44,98±4,84

54,48±8,6

<0,05

p

>0,05

>0,05

Тест реактивности (Вт/кг)

КГ

24,99±3,72

31,69±4,1

<0,05

ЭГ

24,96±3,06

30,23±4,41

<0,05

p

>0,05

>0,05

Дроп-прыжки (Вт/кг)

КГ

22,39±3,13

32,88±7,04

<0,05

ЭГ

23,42±3,82

31,73±5,96

<0,05

p

>0,05

>0,05

Примечание: p — достоверность различий

До эксперимента результаты во всех четырех тестах в КГ и ЭГ достоверно не отличались (p>0,05), составляя относительную мощность в выпрыгиваниях вверх с разбега со взмахом рук 44,38±10,5 Вт/кг в КГ и 44,98±4,84 Вт/кг в ЭГ, в тесте реактивности 24,99±3,72 Вт/кг в КГ и 24,96±3,06 Вт/кг в ЭГ, в дроп-прыжках 22,39±3,13 Вт/кг в КГ и 23,42±3,82 Вт/кг в ЭГ.

После эксперимента результаты КГ и ЭГ достоверно между собой не отличались, это связано с тем, что результаты улучшились и в КГ и в ЭГ, обе методики являются эффективными. Однако разработанная нами методика имеет ряд преимуществ: предупреждение травматизма, а также оптимизация тренировочного времени. Относительная мощность увеличилась в обеих группах: до 56,3±1,41 Вт/кг в КГ и 54,48±8,6 Вт/кг в ЭГ в выпрыгиваниях вверх с разбега со взмахом рук, до 31,69±4,1 Вт/кг в КГ и 30,23±4,41 Вт/кг в ЭГ в тесте реактивности, до 32,88±7,04 Вт/кг в КГ и 31,73±5,96 Вт/кг в ЭГ в дроп-прыжках.

Таким образом разработанная программа с применением плиометрических упражнений ударным методом может быть использована в тренировочном процессе баскетболистов первого года подготовки тренировочного этапа для развития скоростно-силовых качеств. При этом рекомендуется учитывать ряд условий: во время выполнения плиометрических упражнений необходимо особое внимание обращать на правильную технику выполнения и избегать жесткого приземления на опору; тренировочную программу целесообразно проводить в течение 15–20 минут в середине подготовительной части тренировки; перед выполнением прыжков необходимо выполнять комплекс упражнений на укрепление коленных суставов.

Литература:

  1. Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. — М.: ФиС, 2004. –311 с.
  2. Власов, А. М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12–15 лет: дис. канд. пед. наук / А. М. Власов. — М., 2004. — 142 с.
  3. Asadi A, de Villarreal ES, Arazi H The effects of plyometric type neuromuscular training on postural control performance of male team basketball players. // J Strength Condition Res. — 2015. — № 29(7). — Р. 1870–1875.
  4. Chimera NJ, Swanik KA, Swanik CB, Straub SJ Effects of plyometric training on muscle-activation strategies and performance in female athletes // J Athl Train. — 2004. — № 39(1). — Р. 24–31.
  5. Hewett TE, Stroupe AL, Nance TA, Noyes FR Plyometric training in female athletes: decreased impact forces and increased hamstring torques // Am J Sports Med. — 1996. — № 24(6). — Р. 765–773.
Основные термины (генерируются автоматически): бег трусцой, передняя часть свода стопы, нога, коленный сустав, взмах рук, левая нога, мина, отдых, повторение, подход.


Похожие статьи

Методика применения упражнений для девочек 5–6 лет, занимающихся атлетической гимнастикой

Упражнения с отягощением являются одними из самых эффективных способов развития силовых способностей. Причём, вопреки сложившемуся мнению, используя атлетизм, можно развивать не только силу и силовую выносливость, но и скорость, и гибкость. Силовые в...

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла

В статье рассматриваются упражнения баскетбольного фристайла — нового уличного направления с использованием баскетбольного мяча, как средство развития координационных способностей юных баскетболистов на внеурочных занятиях по баскетболу. Также резуль...

Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов)

В настоящей статье определены состояние развития скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, а также ловкости, выносливости и гибкости юных тхэквондостов 10–13 лет на этапе начальной подготовки.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Развитие взрывной силы мышц ног у спортсменов, занимающихся киокусинкай каратэ, посредством прыжковых упражнений, и их влияние на целевую точность удара ногой

В статье авторы пытаются определить влияние прыжковых упражнений на развитие прыгучести и целевой точности удара ногой у каратистов.

Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов

Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленнос...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Похожие статьи

Методика применения упражнений для девочек 5–6 лет, занимающихся атлетической гимнастикой

Упражнения с отягощением являются одними из самых эффективных способов развития силовых способностей. Причём, вопреки сложившемуся мнению, используя атлетизм, можно развивать не только силу и силовую выносливость, но и скорость, и гибкость. Силовые в...

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет

В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла

В статье рассматриваются упражнения баскетбольного фристайла — нового уличного направления с использованием баскетбольного мяча, как средство развития координационных способностей юных баскетболистов на внеурочных занятиях по баскетболу. Также резуль...

Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов)

В настоящей статье определены состояние развития скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, а также ловкости, выносливости и гибкости юных тхэквондостов 10–13 лет на этапе начальной подготовки.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Развитие взрывной силы мышц ног у спортсменов, занимающихся киокусинкай каратэ, посредством прыжковых упражнений, и их влияние на целевую точность удара ногой

В статье авторы пытаются определить влияние прыжковых упражнений на развитие прыгучести и целевой точности удара ногой у каратистов.

Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов

Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленнос...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Задать вопрос