Статья посвящена пиратству как социальному и общественно-опасному явлению. Анализируется исторический аспект пиратства и нормативное закрепление в международно-правовых актах. На основании правоприменительной практики делается вывод о целесообразности дальнейшего нахождения данного состава преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: пиратство, международное уголовное право, уголовное право России, современный взгляд на пиратство.
Слово «пиратство» происходит от греческого «peirates», что в переводе означает «грабитель», «разбойник» [1]. Нетрудно сделать вывод о том, что пиратство как социальное явление возникло в Греции. Так, исследователь-политолог Д. Вомбевелл родиной пиратства считал остров Крит [2, с. 2]. Прибрежные жители существовали за счет берегового пиратства — ограбления судов, потерпевших кораблекрушение, а также торговых суден, зашедших в гавань.
В древности подобные эпизоды считались обыденными, поэтому никак не пресекались. На более поздних этапах развития человечества, например, в период освоения новых земель для создания торгово-экономических отношений (конец 19 — начало 20 в.), пиратство играло важнейшую роль — оказывало влияние на внешнюю политику государств, укрепляя позиции, в первую очередь, прибрежных образований [2, с. 1].
Таким образом, смысл пиратства до эпохи научно-технического прогресса достаточно понятен. Но на сегодняшний день данное явление выглядит как атавизм общества цивилизованного мира.
Согласно статистическим данным, за прошедшие 5 лет не было возбуждено ни одного уголовного дела по статье 227 УК РФ [3] [4]. В этой связи возникает закономерный вопрос о целесообразности данного состава преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации [11].
Данная статья является конвенционной, поскольку первое легальное упоминание о пиратстве произошло в Конвенции об открытом море 1958 г., а в дальнейшем — в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Статье 15 Женевской Конвенции 1958 года под пиратством понимается любой акт насилия, задержания, грабежа в открытом море против другого судна или летательного аппарата [12]. Конвенция ООН по морскому праву содержит практически идентичное положение, за исключением некоторых нюансов объективной стороны преступления.
УК РСФСР не предусматривал ответственность за пиратство [13]. Введение данного состава преступления в новый Уголовный закон РФ обусловлено влиянием Конституции, ведь ч. 4 ст. 15 предусматривает признание норм международного права составной частью правовой системы России [14]. Как было выяснено ранее, пиратство порицается всем международным сообществом.
Статья 227 Уголовного кодекса РФ завершает главу 24 под названием «преступления против общественной безопасности». Это позволяет сделать вывод о том, что объектом пиратства как вида преступления является общественная безопасность, в частности, в сфере морского и речного судоходства. Последнее служит отличительной чертой нормы УК РФ от положений о пиратстве, закрепленных в международном праве. Это адаптирует возможность уголовной ответственности в отечественных реалиях.
Предметом преступления являются любые морские или речные суда независимо от технических характеристик (кроме маломерных водных судов), целевого назначения и формы собственности [5, с. 68].
Объективная сторона пиратства обусловлена нападением на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенным с применением насилия либо с угрозой его применения.
Важным с точки зрения квалификации является обстоятельство, что судно находится на плаву в момент совершения преступления. Если же оно причалено, то подобные действия будут расцениваться правоприменителем как грабеж или разбой (ст. ст. 161, 162 УК РФ соответственно).
Субъективная сторона обусловлена прямым умыслом лица, сопряженным с корыстной целью, направленной на завладение чужим имуществом. Субъект преступления общий.
Квалифицирующие признаки составляют пиратство, совершенное: с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 277 УК РФ); организованной группой либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 277 УК РФ).
Новостная хроника не пестрит сообщениями о громких уголовных делах о пиратстве. Самым свежим в этом смысле является инцидент, случившийся в сентябре 2013 года, или известный как дело «Arctic Sunrise». Активисты Greenpeace в Печорском море провели акцию протеста у нефтяной платформы «Приразломная» компании «Газпром-нефть-шельф», выступив против добычи нефти в Арктике. С помощью тросов они проникли на нефтеплатформу и вывесили баннер [6].
Следственное управление Следственного комитета России по Северо-Западному федеральному округу возбудило уголовное дело по ст. 227 УК РФ. Однако впоследствии оно было переквалифицировано на ст. 213 УК РФ («хулиганство»). Постановлением Ленинского районного суда г. Мурманска ледокол «Arctic Sunrise» был арестован, а к активистам назначена мера пресечения в виде заключения под стражу [7, с. 4].
Промежуточное решение по делу вынес Международный Трибунал по морскому праву, который предписал освободить судно Arctic Sunrise, равно как и всех членов его экипажа, под условием, что Нидерланды выдадут Российской Федерации залог в размере 3 млн. 600 тыс. евро [8]. Россия не приняла процедуру Международного Трибунала по морскому праву, инициированную по данному спору, а также отказалась от участия в разбирательстве по вопросу об избрании временных мер, мотивируя свою позицию отсутствием юрисдикции данной межгосударственной организации.
В итоге дела «Arctic Sunrise» спор разрешился не юридическими, а политическими методами, так как активисты Greenpeace были освобождены по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ.
Опыт прошлых лет позволяет сделать вывод о том, что механизм правового регулирования такого состава преступления, как пиратство, выглядит чрезвычайно несовершенным. Подобная практика может быть обусловлена нетипичностью пиратства для российских реалий.
Если обращаться к мировой практике борьбы с пиратством, то на протяжении многих лет пиратство было бичом Восточноафриканского региона, а именно такой страны, как Сомали. По данным ООН, наибольшее количество нападений пиратов на побережье Сомали было в 2009–2011 годах. С 2012 года наблюдается тенденция к снижению противоправных инцидентов. Плоды борьбы международного сообщества с пиратством наблюдаются с 2018 года, когда ни одно нападение на торговые суда не было зафиксировано.
На сегодняшний день неблагоприятная ситуация сложилась в Сингапурском проливе, соединяющем Южно-Китайское море и Малаккский пролив. По данным Центра обмена информацией регионального сотрудничества по борьбе с пиратством и вооружённым разбоем против судов (ReCAAP), в 2022 году зафиксировано 55 случаев нападения пиратов, что на 12 процентов больше предыдущего года [9]. Отчет Центра за период с 14 по 27 февраля этого года содержит информацию о четырех вооруженных ограблениях на борту балкеров во время движения. Две атаки отнесены к категории опасности CAT 4, еще две — к более серьезной CAT 3. По сообщению Российского профсоюза моряков (РПСМ), в двух случаях злоумышленникам ничего не удалось похитить с судна [10].
Таким образом, пиратство все еще представляет огромную опасность для морского и речного судоходства, поэтому исключение данной статьи из Уголовного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Литература:
- В. И. Менжинский. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969–1978. [Электронный ресурс] // URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/13029/piratstvo.htm
- М. Н. Мазуренко Историко-правовой анализ возникновения морского пиратства // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pravovoy-analiz-vozniknoveniya-morskogo-piratstva (дата обращения: 16.04.2023).
- Статья 227. Полная статистика [Электронный ресурс] // URL: https://beta.dostoevsky.io/ru/227/2019/full/
- Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК РФ. Судебная статистика РФ [Электронный ресурс] // URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17
- Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под редакцией О. С. Капинус. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 639 с.
- Уголовное дело против экипажа Arctic Sunrise прекращено [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2014/10/01/greenpeace-site.html (дата обращения: 16.04.2023).
- Г. И. Богуш. Дело судна «Арктиксанрайз» в Международном трибунале по морскому праву // Международное правосудие. 2014. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delo-sudna-arktiksanrayz-v-mezhdunarodnom-tribunale-po-morskomu-pravu (дата обращения: 16.04.2023).
- А. Б. Мезяев. Дело «Арктик Санрайз» [Электронный ресурс] // URL: https://www.fondsk.ru/news/2013/11/23/delo-arktik-sanrajz-24176.html (дата обращения: 16.04.2023).
- CNA: пираты 21 века — в Сингапурском проливе резкий скачок нападений на проходящие суда [Электронный ресурс] // URL: https://russian.rt.com/inotv/2023–01–20/CNA-pirati-21-veka-- (дата обращения: 16.04.2023).
- Четыре новые атаки пиратов зафиксированы в Сингапурском проливе [Электронный ресурс] // URL: https://portnews.ru/news/343783/ (дата обращения: 16.04.2023).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст.2954.
- Конвенция об открытом море. Принята 29.04.1958 в Женеве, ратифицирована СССР 20.10.1960 [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/70255080/ (дата обращения: 16.04.2023).
- «Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Свод законов РСФСР. – т. 8. – с. 497. – Утратил силу.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.