Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и, даже, прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Федеральные государственные образовательные стандарты в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, мета предметные и предметные.
Применительно к коррекционному образованию, стандарты ФГОС можно рассматривать, как развитие и коррекция коммуникативных навыков, основанных на вербальном и не вербальном уровне общения. Результативность отражается как на процессе обучения, так и в межличностном общении, контактах с окружающими, участии в школьной жизни.
Опираясь на методические разработки при работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) и с учётом собственного педагогического опыта, в течение трёх учебных лет мною был проведён эксперимент. Целью эксперимента была выработка оптимальных моделей педагогического воздействия на детей с ОВЗ для получения максимально подготовленных учащихся для дальнейшего обучения в специальной школе-интернате. Было проведено многоуровневое диагностирование коммуникативных умений и навыков (1–4 классы) комплексом методик обосновано введением стандартов ФГОС в обучении детей с ОВЗ. Качество эксперимента гарантировалось постоянным составом контрольной группы детей.
Чтобы получить оптимальный результат, использовала ряд педагогических технологий: инновационных; здоровье сберегающих; личностно ориентированный подход. Применила коррекционно-развивающие методики:
– Адаптированный вариант на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В
– Слуховой и зрительный диктанты
– Методика «Узнавание фигур»
– Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти, адаптированный, «Коробка форм».
Отслеживалась результативность на основании:
– Анализа уровня знаний по учебным предметам
– Качества выполнения тестовых заданий
– Анализа уровня адаптации на уровне класса
– Анализа активности детского коллектива — участие в общешкольных мероприятиях
Применялись следующие методы:
Эмпирические:
- Наблюдение за контрольной группой обучающихся в течении 2020 -2023 годов.
- Опросные: тестирование, беседы
- Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д
- Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний)
Теоретические
- Изучение литературы
- Ознакомление с опытом работы учителей-дефектологов.
- Математический метод — обработка собранной информации и перевод её в наглядность в виде диаграмм.
Опорные методики и материалы для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков, отражающихся в результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первого, второго и третьего (первое полугодие) года обучения способствовали как коррекции психофизических недостатков обучающихся, так и несли информационную нагрузку о динамике коррекции.
Выбранные мною методики обкатаны временем, давно и успешно используются в дефектологии и специальной педагогике:
- Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ);
- Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти
- Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
- Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников:
- «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну
- Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Опорными материалами являлись школьная документация: классный журнал, дневники педагогических наблюдений; продукты деятельности учащихся: письменные, графические, творческие и контрольные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам и т. д.
Оборудование для проведения исследования:
- Подборка тестовых диктантов
- Учебные таблицы для проведения слуховых и зрительных диктантов
- Презентации «Коробка форм», «Графический диктант»
- Игротека: фигуры различных форм, игровой материал для проведения ролевых игр, настольные игры (коллективная игра и индивидуальная), кубики;
- Подборка материала для детского творчества: конструктор, конструктор лего, наборы пазлов, инструменты для рисования, лепки, нитки вязальные разного цвета, природный материал (шишки, ракушки, набор круп, фасоль), ткань для композиций.
- Наша библиотека: подборка детских книг (художественных и развивающих).
- Подборка детских песен, аудио сказки, тематическая музыка, развивающие мультфильмы.
Анализ динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) отобразил целесообразность применения тех, или иных коррекционно-развивающих методик. Контрольная группа — 10 учеников, обучающихся в Керченской специальной школе-интернате с 1 сентября 2020 года.
Параметры, положенные в основу анализа динамики: результаты тестовых проб; коммуникативные умения и навыки; учебные умения и навыки.
1. Для обследования устной речи используется «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. С помощью методики было обследовано:
– сенсомоторный уровень речи
– навыки языкового анализа
– грамматический строй речи
– словарь и навыки словообразования.
2. Суть зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко заключается в том, что учащимся предоставляется набор диктантов, на каждом этапе увеличивается количество слов в предложении. Подборка диктантов максимально адаптирована для учащихся специальной школы.
3. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания. Цель : оценка состояния слуховой памяти, утомляемости, внимания, произвольного внимания.
4. Методика «Коробка форм» используется для исследования уровня восприятия формы. И в целом уровня внимания.
5. Методика «Графический диктант». Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.
Все параметры методик адаптированы для конкретной группы детей. Результаты зафиксированы так же для группы в целом и отображены в процентах. Личностные результаты учитывались в процессе индивидуального коррекционно-педагогического воздействия.
Коммуникативные умения рассмотрены в двух аспектах — как вербальные и не вербальные способы общения, этот момент вызван психофизическими особенностями детей, обучающихся в школе-интернате. Особенно в первый год обучения.
Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
– использование адекватных языковых средств, для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
– речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Невербальная коммуникация — это обмен информацией без использования речи. Это общение при помощи мимики и различных знаковых систем.
Отслеживалась также активность участников контрольной группы в жизни класса и школы, участие в общешкольных мероприятиях, что также является показателем уровня коммуникативности и отражением коррекционно-педагогического воздействия.
Учебные показатели взяты из классного журнала и составлены на основе наблюдений за обучающимися в учебной деятельности.
Данные предоставлены по учебным годам за 1, 2 и 3 классы соответственно.
Таблица 1
Примерные данные по тестовым методикам
№ п/п |
Учётные характеристики |
1 класс % |
2 класс % |
3 класс % |
Динамика % |
1 |
По Т. А. Фотековой |
20 |
40 |
60 |
40 |
2 |
По И. Т. Федоренко |
20 |
40 |
60 |
40 |
3 |
По А. Р. Лурия |
20 |
40 |
70 |
50 |
4 |
«Коробка форм» |
20 |
40 |
60 |
40 |
5 |
«Графический диктант» |
10 |
30 |
50 |
40 |
Таблица 2
Условные показатели динамики коммуникативных и учебных умений и навыков (в % соотношении)
Учётные характеристики |
1 класс % |
2 класс % |
3 класс % |
Динамика % |
|
Коммуникативные умения и навыки |
Невербальные |
80 |
60 |
30 |
50 |
Вербальные |
50 |
80 |
90 |
40 |
|
Общественная активность |
0 |
30 |
100 |
100 |
|
Учебные умения и навыки |
20 |
60 |
90 |
70 |
|
Средний показатель |
30 |
60 |
70 |
40 |
|
Из таблицы видно, что наблюдается явная положительная динамика уровня коммуникативности, которая корригируется с положительной динамикой уровня учебных умений и навыков. Следовательно, можно говорить об успешном внедрении стандартов ФГОС, подразумевающих общее развитие личности.
Литература:
- Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ); https://kopilkaurokov.ru/logopediya/testi/diaghnostika_ustnoi_riechi
- Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти https://www.uchportal.ru/pedagogika/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko
- Методика «10 слов» А. Р. Лурия. http://psy-clinic.info/index.php?id=85:metodika-zapominanie-10-slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati
- Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников: http://www.docme.ru/doc/1005445/-sluhovye-i-zritel._nye-diktanty
- «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну https://lektsii.org/1–30639.html
- Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина https://megalektsii.ru/s48315t6.html