В настоящее время наблюдается большее влияния информационных технологий на человека. По моему мнению, современное образование невозможно без использования цифровых технологий.
Для активизации учебного процесса каждый из нас использует свои методы, систему, «работающую» в конкретной ситуации.
В своей педагогической деятельности, я использую разные методы, приемы, и технологии обучения. В том числе цифровые технологии, где компьютер выступает главным средством диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков студентов [4].
Экспериментальной базой внедрения цифровых технологий являются студенты I курса
Программа I курса сложна и насыщена новыми понятиями и определениями, и подход к обучению уже несколько иной, чем в школе. Игры становятся более сложными, вводится новый тип урока — урок — практическое занятие, которые проводятся регулярно, после каждой теоретической темы.
Во II семестре обучающиеся продолжают знакомство с новыми компьютерными технологиями, начатое в I семестре. Почти нет таких студентов, кому бы эта тема была бы не интересна. На этом этапе целесообразно использовать проблемно-исследовательскую технологию обучения. Я ставлю перед студентами задачу и слегка подталкиваю их к правильному пути. Показываю возможности нестандартного использования стандартных прикладных программ для решения какой-либо конкретной задачи.
В связи с этим в новом учебном году в своей педагогической деятельности я стала внедрять цифровые технологии –применять на уроках «Информатики»:
– Интерактивные Онлайн-доски для организации совместной деятельности Miro: https://miro.com/
– Применять интерактивные рабочие листы для организации учебной деятельности на занятии Wizer.me: https://wizer.me/
– Использовать Цифровые мобильные лаборатории
– Применять инфографику в образовательном процессе. Сайт ресурса по созданию инфографики: https ://www .ca nva.com/
– Создавать интерактивные опросы: https ://www .ca nva.com/
– Использовать образовательные электронные ресурсы сети Интернет Такие как:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-ollection.edu.ru/ 63
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно», http://window.edu.ru/).
Библиотека МЭШ: https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Каталог шрифтов: https://fontstorage.com/ru/
Цветовой круг онлайн: htts://colorscheme.ru/
Хранилище иконок для презентаций: https://www.flaticon.com/
Бесплатные стоковые изображения: https://unsplash.com/
Удаление фона на изображении: https://www.remove.bд/ru
Федеральный портал «Российское образование», http://www.edu.ru/
Указанные порталы содержат ссылки на основные электронные библиотеки, справочники, хранилища, каталоги, энциклопедии, сайты заочных школ и т. д. [4]
Используя данные цифровые технологии, были созданы следующие методические разработки :
– презентация-контроль на тему: «Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров»
– презентация-тест с анимацией на тему: «Виды программного обеспечения компьютеров».
– презентация-тест с гиперссылками «Возможности электронных таблиц»
– презентация-лекция «Поиск информации с использованием компьютера»
– презентация-модель «Лицензионное программное обеспечение».
– слайд-шоу «Операционная система»
– презентация-задание «Графический интерфейс пользователя»
– презентация-выступление «Виртуальный музей информатики»
Для проведения таких уроков необходимо оборудование кабинета современным компьютером с демонстрационным экраном; при проведении урока используется лицензионное программное обеспечение. А также Хранилище иконок для презентаций: https://www.flaticon.com/ и Каталог шрифтов: https://fontstorage.com/ru/. Соблюдаются требования ТБ и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. Это все позволяет сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. В результате обучающиеся на уроке проявляют хорошую степень усвоения учебного материала 80–90 %. [4]
Для проведения контроля знаний у обучающихся использовать тесты, опросы, кроссворды, логические игры в режиме онлайн, это помогает не только экономить мое время, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Тесты, кроссворды, игры и опросы в режиме онлайн. Примеры: Online Test Pad, testedu.ru, oltest.ru, Main Test. [1]
Также на уроках «Информатики» необходимо использовать виртуальные лаборатории, которые представлены в виде интерактивного компьютерного задачника по информатике. Задачи разных уровней сложности и на разные темы, например: «Перевод чисел в различные системы счисления», «Решение задач с помощью блок — схем (алгоритмы)», «Единицы измерения информации».
Комплекс виртуальных лабораторий может использоваться в двух основных режимах:
Индивидуальное использование.
Коллективное использование. [5]
Объяснение и демонстрацию нового материала осуществлять при помощи:
– электронных учебников (например: Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. 1–2 книга — Поляков К. Ю., Еремин Е. А. в PDF) и Библиотеки МЭШ: https://uchebnik.mos.ru/catalogue).
– сайтов Интернета — http://information-technology.ru/ «Новости ИТ и высоких технологий»
– обучающих и познавательных программ
– просмотр видеороликов (например: «Автоматические и автоматизированные системы управления» (на производстве)).
– работа с энциклопедией, где обучающиеся знакомятся с биографией ученых, с историей открытий и изобретений (например урок- «История развития вычислительной техники». Предлагаю студенту выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в кабинете информатики). [4]
В данном случае педагогу нужно выступать проводником и помогать студентам делать обобщения и выводы.
Преподавателю необходимо проводить предметные интернет конкурсы и олимпиады: Конкурс «Инфознайка», «Конкурс-буклетов», олимпиада «HTML-программирование», олимпиады по информатике для СПО (ресурсы https://подари-знание.рф, https://www.stdlife.ru, https://multiurok.ru, http://профконкурс.рф и др.)
Использовать в своей педагогической деятельности имитационные обучающие игры — в таких играх обучающиеся воспроизводят те или иные стороны реальности: фрагменты производственных процессов и отношений. Пример: онлайн-игра «Жэка», где предлагается освоить управление многоквартирным домом [3].
Применять тренинги — обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала. Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного [2].
О том, как применять данный метод, есть много мнений. Наиболее приемлемый вариант условно можно назвать «делай, как я». Преподаватель одновременно с показом манипуляции требует точного повторения действий от всех студентов без исключения, задерживаясь на каждом «шаге» алгоритма и контролируя правильность выполнения шага каждым студентом. Если хотя бы один студент выполнил этот пункт неверно или неточно, все студенты вместе с преподавателем возвращаются назад и повторяют данный прием еще раз. После этого преподаватель должен дать время для тренинга, для формирования начальных навыков. Студенты много раз выполняют изучаемую манипуляцию, руководствуясь алгоритмом и находясь под постоянным контролем преподавателя. Убедившись, что некоторые обучающиеся выполняют манипуляцию правильно, преподаватель назначает их на время экспертами, помогающими ему проверять и обучать отстающих студентов. Для работы по данной методике необходимо создание алгоритмов манипуляций. Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к студенту. Обучение с использованием алгоритмов манипуляций дисциплинирует одновременно и студентов, и преподавателя, позволяет создать у студента стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности. Например: урок на тему: Работа с чертежом в программе AutoCAD. Преподаватель одновременно с показом основ построения чертежей требует точного повторения действий от всех студентов без исключений, задерживаясь на каждом «шаге» алгоритма, контролируя правильность выполнения. В процессе тренинга студент и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные студентами на уроках, становятся востребованными. Для применения данного метода я использую такие цифровые технологии как интерактивные Онлайн-доски Miro: https://miro.com/. [2]
Во внеурочной деятельности применять цифровые технологии так же необходимо. Это повышает интерес к предмету. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Обучающиеся нашего техникума, под мои руководством, участвуют в ежегодных конкурсах, акциях и олимпиадах.
Использование данных технологий оказывает большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружает их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формирует профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
Опыт показал, что использование цифровых технологий в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у студентов. Повышается уровень успеваемости по предмету [4].
Литература:
- Аванесов В. С. Современные методы обучения и контроля знаний. — М.: ИЦПКПС, 1998.
- Бакли Л., Кейпл. Дж. Теория и практика тренинга. — С-Пб.: Питер, 2002.
- Безголева, Г. В. Игровые педагогические технологии [Текст] / Г. В. Безголева, Е. В. Беловодченко, Н. В. Буянова. — М.: ИРПО, 2000.
- Биленко П. Н., Блинов В. И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова — М.:Издательство «Перо», 2019. — 98 с.
- Трухин.А.В. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. — 2002. — No 4 (8). — С. 27–30.