В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты, механизмы ее реализации, а также методы и инструменты. Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли социальной защиты граждан, появлением новых государственно-правовых институтов, призванных укреплять социальную функцию государства, а также субъективной неудовлетворенностью значительной части населения степенью практической осуществимости конституционно закрепленных социальных гарантий. Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере труда и социальной защиты — авторы исследуют организационные и экономические отношения механизмов ее реализации.
Ключевые слова: государственная политика; сфера труда; социальная защита населения; меры социальной поддержки; социальная помощь; социальная политика; финансирование мер поддержки.
В настоящий момент наша страна находится на этапе кардинальных перемен (как в экономической, так и социальной сфере), к которым относятся: оптимизация основных социальных сфер жизни, инновационный путь развития, изменение роли науки, образования и культуры. Кроме того, возрастает роль человеческого фактора в решении социально-экономических задач.
Качество жизни граждан напрямую зависит от их финансового обеспечения и благосостояния, на которые в целом влияют уровень жизни населения страны, процессы воспроизводства трудовых ресурсов, развитие производственных сил, а также культурная и духовная жизнь общества. Стоит подчеркнуть, что все вышеперечисленные процессы способствуют увеличению роли человеческого потенциала и необходимости изучения проблем качества жизни.
Более ста лет назад Международная организация труда провозгласила поддержанный государствами-участниками тезис о невозможности установления прочного мира и социальной справедливости в условиях отсутствия согласованных усилий властных структур, направленных на минимизацию уровня безработицы, устранение принудительного труда, установление и выплату достаточного для достойной жизни прожиточного минимума, защиту работающих граждан от сопряженных с трудовой деятельностью заболеваний и травм, достойное пенсионное обеспечение 1.
В действительности государственная политика в сфере труда и социальной защиты неразрывно связаны между собой: отчисления работающего населения создают финансовую основу для системы социального обеспечения неработающего населения и различных категорий лиц, имеющих особый социальный статус.
«Впервые понятие “социальная защита” было применено в США в 1935 г. в законе о социальной защите. Немного позднее другие страны стали довольно широко использовать данный термин, кроме того, международная организация труда тоже стала его использовать», — указывает Е. В. Агеева [1]. Как отмечают специалисты, под социальной защитой следует понимать как меры, принимаемые государством, так и те, что базируются на стремлении к достижению определенной степени согласия в социуме о том, какой уровень защиты государство обязано предоставить населению [2].
Как представляется, в России под социальной защитой (с учетом изменений, произошедших в отечественном конституционно-правовом механизме) подразумеваются организационно- правовые механизмы соблюдения социальных прав граждан и достижение параметров модели социального государства, что должно регулироваться с помощью нормативных документов в сфере правоотношений, возникающих при реализации мер социальной защиты граждан, оказавшихся в трудном социальном положении. Социальная защита и социальное обеспечение реализуются в ходе деятельности публичных структур, осуществляющих социальную политику. По мнению А. В. Пашкова, социальная защита выражается через три большие институциональные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Меры социальной поддержки выполняют две ключевые функции: компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер заключается в создании равных условий для всех субъектов, несмотря на неравенство их возможностей, например для инвалидов, детей- сирот. Данная функция на практике проявляется в создании и реализации программ содействия занятости, переквалификации, установлении квот для приема на работу инвалидов и др. Стимулирующая функция состоит в побуждении к отдельным видам общественно-полезной деятельности, например пособие по безработице в первые 3 месяца начисляется в размере 75 % от среднемесячного заработка, в следующие 3 месяца — в размере 60 % заработка2.
Президент РФ ежегодно в своих посланиях ФС РФ уделяет особое внимание вопросам финансирования государственной социальной политики, в частности реализуются меры социальной защиты (поддержки), направленные на повышение уровня жизни граждан, в том числе семей с детьми, создание комфортных условий для их проживания [4]. Данные меры способствуют реализации целевых показателей для достижения национальных целей развития РФ на период до 2030 г.3
Особое значение в социальной сфере в контексте социальной защиты придается функциям государства, т. е. тем основным направлениям деятельности публичных субъектов, в которых выражается сущность и предназначение государства в социуме. Социальные функции государства реализуются посредством следующих направлений: социальная поддержка отдельных категорий граждан (утративших работу, престарелых, инвалидов и др. категорий); обеспечение занятости населения (снижение уровня безработицы, поддержка начинающих предпринимателей, малого бизнеса и др.); поддержка семьи, материнства и детства; охрана труда и здоровья населения; формирование социальной инфра- структуры общества; поддержка фундаментальных научных исследований, экологических, культурных и образовательных программ [5].
Нельзя не согласиться с мнением О. В. Власовой о том, что, будучи государством социальным, Российская Федерация должна через деятельность своих компетентных органов проводить обоснованную социальную политику, которая призвана обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития гражданина, прежде всего в сфере труда. Соответственно, труд и здоровье трудящихся должны быть полноценно защищенными с правовой и организационной точек зрения; установлен научно обоснованный размер гарантированной оплаты труда, трудовые пенсии, социальные пособия и другие гарантии социального обеспечения [6].
Т. Н. Губанковская считает, что в качестве основной цели социального государства следует рассматривать результат деятельности публичных структур, направленный на общее развитие взаимной ответственности публичной власти и граждан. Данное взаимодействие государства и граждан должно формировать гарантии и на уровне деклараций, и на уровне нормативного, т. е. обязательного для правоприменителей содержания в социальной сфере [7]. Специалисты отмечают, что оказание социальной государственной поддержки, как правило, должно предоставляться лицам, которые пострадали ввиду негативных последствий социальных рисков, таких как безработица, заболевание, производственные травмы, наступление старости, инвалидности, смерти кормильца и т. п. [8]. Важно отметить, что органы государственной власти для оказания мер социальной поддержки осуществляют комплекс мероприятий для конкретной целевой группы получателей таких благ. С этой целью такие благо получатели разделены на группы категорий лиц. Поэтому в Классификаторе мер социальной защиты (поддержки), утвержденном Минтрудом России, отражены 17 наиболее крупных категорий 4.
Как правило, государственная социальная политика реализуется через деятельность органов государственной власти посредством функционального и программно-целевого подходов, которые тесно связаны с текущей экономической ситуацией. От того, насколько необходимо достичь увеличения уровня благоcсостояния населения, в значительной мере формируются и реализуются подходы государственных программ и проектов, отвечающих существу и масштабу проблем в социальной сфере, подлежащих решению.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения характеризуется определенными принципами.
Во-первых, принципом заявительности, который заключается в том, что социальная защита и социальная помощь предоставляются нуждающимся гражданам, которые обращаются как в письменном, так и в электронном (при помощи ЕПГУ и иных электронных систем в соответствии с 210-ФЗ 5) виде лично или от лица, представляющего их интересы.
Во-вторых, принципом поощрительности, который регламентирует осуществление властными структурами определенной деятельности для того, чтобы вызвать политический и общественный резонанс в тех или иных важных сферах или на определенные значимые события, получившие низкую или же, наоборот, высокую социально-общественную оценку.
Правовая база государственной политики в сфере труда и социальной защиты определяется множеством нормативно-правовых актов, характеризующихся категориями получателей мер социальной защиты (поддержки).
Выводы
Очевидно, что государственная политика в сфере обеспечения мер социальной защиты и поддержки занятости населения является одной из наиболее важных в системе государственного управления и требует соответствующего ресурсного обеспечения. Таким образом, социальная направленность выступает наиболее важным звеном в реализации комплексной государственной политики Российской Федерации. В данном ключе государственная политика в сфере труда и социальной защиты населения представляет один из основных ее компонентов. В России планомерно разрабатываются и реализуются различные мероприятия, направленные на укрепление социальной защиты граждан, создание новых мер поддержки занятости населения, совершенствование механизма бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты.
За последнее время системы социальной защиты в мире претерпели значительные изменения, в частности это связано с преобразованием механизмов их финансирования. В России же реформирование системы социальной защиты происходит уже несколько лет и продолжается по сей день. Но основной движущей силой в совершенствовании государственной политики в сфере труда и социальной защиты должны стать адресные меры государственной поддержки, предоставляемые нуждающимся.
Литература:
- Устав Международной организации труда (принят в 1919 г.) (с изм. и доп.1972г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134014/
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_357927/
- Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (утв. Минтрудом России). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217713/b83eab2bf8bf0893b91f9b57 e21cbc9cef660a1f/
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_103023/
- Агеева Е. В. Подходы к роли социальной защиты населения в жизни общества и современные вызовы, стоящие перед ней. Baikal Research Journal. 2017;8(2):17–23.
- Попова Э. А., Сизова Ю. С. К вопросу о некоторых проблемах реализации социальной политики в России. Colloquium-journal. 2019;7(31):64–70.
- Пашков А. В. К вопросу об определении понятия «социальная защита». Трудовое право. 2008;(3):30–41.
- Велиханов М. Т. Анализ результатов контроля за реализацией посланий Президента РФ. Самоуправление. 2020;5(122):183–187.
- Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. М.: Юрайт; 2019. 430 с.
- Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Дисс. … д-ра юрид. наук: 12.00.01; 2011. 417 с.
- Губанкова Т. Н. Понимание социального государства в российском и зарубежном праве. Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. 2016;2(8):70–78.
- Квашнина Ю. Д., ред. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее. М.: ИМЭМО РАН; 2016. 189 с.