В статье рассматриваются особенности интерьеров, предназначенных для размещения в них музейных экспозиций, изучаются характеристики освещенности данных интерьеров, а также методы правильного использования искусственного и естественного освещения для музеев и картинных галерей.
Ключевые слова : освещение, экспозиция, световосприятие, консервация.
The article examines the features of interiors designed to accommodate museum expositions in them, examines the characteristics of illumination of these interiors, as well as methods of proper use of artificial and natural lighting for museums and art galleries.
Keywords : lighting, exposure, color perception, conservation.
Введение
Освещение музеев и выставок считается одним из самых сложных направлений светодизайна и светотехники. Ошибки в этой области приводят не только к уменьшению потока посетителей неудачно освещенных экспозиций, но и к повреждениям ценных экземпляров вследствие разрушающего действия света.
Цель исследования — выявление благоприятных для восприятия и консервации экспонатов способов освещения и изучение методов создания грамотного светового дизайна в выставочных залах.
Использование естественного освещения
Одной из главных задач освещения выставочных помещений является обеспечение благоприятных условий восприятия экспонатов. [4]
Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации. [3] Дневной солнечный свет считается лучшим для корректного световосприятия.
В выставочных помещениях световые проемы по возможности не должны попадать в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Для ограничения слепящего действия световых проемов необходимо применять жалюзи и экраны.
Как правило, картины лучше видны, когда они равномерно освещены рассеянным светом, что позволяет избежать резких теней, бликов и зеркальных отражений.
Пример правильного освещения — Третьяковская галерея. (Рис.1) Потолки Третьяковской галереи выполнены из неорганического силикатного стекла. Эти светорассеивающие (молочные) стекла применяют для изготовления диффузионно-рассеивающих деталей.
Рассеянный свет равномерно падает с потолка. Такое освещение исключает появление резких бликов и теней на экспонатах, создает одинаковое освещение во всех залах.
Рис. 1. Использование светорассеивающего стекла в выставочном зале Третьяковкой галереи
Использование искусственного освещения
В помещениях, предназначенных для экспозиции живописи, графики, тканей, ковров, гобеленов и т. п., прямой солнечный свет должен быть исключен вследствие его разрушающего действия на красители, ткани и бумагу. В таком случае приходится использовать искусственное освещение.
Использование искусственного освещения в музеях дает возможность кураторам выставок полностью контролировать световую среду в залах. Современные LED-технологии помогают выполнить очень тонкую настройку под каждый экспонат — например, выставить нужную цветовую температуру или мощность. Благодаря различной оптике можно подчеркнуть каждый экспонат в отдельности или, наоборот, сделать мягкий заливающий свет на всю стену.
При проектировании освещения залов с предметами, восприимчивыми к свету нужно решить противоречивые задачи — сделать экспонаты хорошо видимыми зрителям и защитить от слишком яркого, разрушающего света.
Kaждый тип экcпoнaтoв имeeт cвoй oпpeдeлeнный уpoвень дoпуcтимoй ocвeщeннocти. [1]
Таблица 1
Нормы допустимой освещенности для различных типов экспонатов
Норма освещенности, лк |
Тип экспоната |
50 |
Объекты из ткани или газетной бумаги, акварельная живопись |
30–50 |
Экспонаты низкой светостойкости: темпера, рисунки, рукописи, марки, графика |
150 |
Экспонаты средней светостойкости: изделия из дерева и кости, масляная живопись |
200–300 |
Крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости: бронзовые, мраморные скульптуры |
300–500 |
Экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями: ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие |
500 |
Драгоценные металлы и камни |
Для необходимой консервации экспонатов некоторых типов свет должен быть тусклым. Пример такого освещения — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. (Рис. 2) Зрителям трудно воспринимать картины в полумраке, но осветители изобрели особый прием: сделали стены в помещении темными и не использовали общего освещения. Когда посетитель входит в зал, его глаза сразу начинают привыкать к сумеркам, поэтому через некоторое время акцентный свет кажется более ярким привыкшему к темноте глазу.
Рис. 2. Акцентное освещение картин в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Восприятие предмета искусства зависит от расположения осветительных приборов. Направленный на экспонат свет позволяет выделить объект в общей экспозиции и привлечь внимание зрителя, служить своеобразной навигацией посетителя музея. В любом случае нужно исключать, чтобы прямой свет от ламп попадал в поле зрения.
Картины лучше воспринимаются, если они освещены источником света того же цвета, при котором были написаны. [6] Из-за несоответствующей цветовой палитры и насыщенности экспонат воспринимается совсем не так, как это задумывал автор. Например, мрачность, ужас, заложенные в картину, легко испортит яркий световой поток. Наоборот, можно помочь в восприятии полотна или другого произведения искусства, приглушив подсветку или подчеркнув определенные места.
Чтобы визуально увеличить объем трехмерных фигур, совмещают рассеянный и прямой свет в определенном соотношении. [7] (Рис. 3) Это деление скорее относительно, чем абсолютно, потому что оба потока света переменяются и поддерживают друг друга. Разработчики освещения выставок считают, что пропорция освещенности музейной ценности и фона должна составлять 2:1. С одной стороны, объект не становится излишне драматичным, а с другой, внимание акцентируется на экспонате.
Рис. 3. Совмещение рассеянного и прямого света в соотношении 2:1
Заключение
Методы освещения должны соответствовать типу экспонатов для наилучшей их сохранности. При проектировании интерьера музея или картинной галереи необходимо уделять внимание освещению, благодаря которому можно акцентировать внимание на определенных моментах в картине, создать необходимую атмосферу, навеять различные чувства. Освещение — проводник зрителя к богатствам изобразительного искусства.
Литература:
- ПНСТ 392–2020 «Музейное освещение»
- СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение»
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»
- Журнал theory&practice [Электронный ресурс] — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8712-gallery-lightning
- Школа светодизайна Lids [Электронный ресурс] — URL: https://www.lidschool.org/post/5-songs-that-make-me-really-happy
- Jotto [Электронный ресурс] — URL: https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu
- Мастер-класс по теме «Свет в музее» [Электронный ресурс] — URL: https://otopleniehelp.ru/avtonomnoe-otoplenie/osveshhenie-v-muzeyah
- Освещение для музеев. — Текст : электронный // LIGHTRU : [сайт]. — URL: https://lightru.pro/osveshhenie-dlya-muzeev/?ysclid=lhurwpbznu14857990 (дата обращения: 20.05.2023).