Проектирование световой среды интерьеров музеев и картинных галерей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Торгашина, В. В. Проектирование световой среды интерьеров музеев и картинных галерей / В. В. Торгашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102930/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются особенности интерьеров, предназначенных для размещения в них музейных экспозиций, изучаются характеристики освещенности данных интерьеров, а также методы правильного использования искусственного и естественного освещения для музеев и картинных галерей.

Ключевые слова : освещение, экспозиция, световосприятие, консервация.

The article examines the features of interiors designed to accommodate museum expositions in them, examines the characteristics of illumination of these interiors, as well as methods of proper use of artificial and natural lighting for museums and art galleries.

Keywords : lighting, exposure, color perception, conservation.

Введение

Освещение музеев и выставок считается одним из самых сложных направлений светодизайна и светотехники. Ошибки в этой области приводят не только к уменьшению потока посетителей неудачно освещенных экспозиций, но и к повреждениям ценных экземпляров вследствие разрушающего действия света.

Цель исследования — выявление благоприятных для восприятия и консервации экспонатов способов освещения и изучение методов создания грамотного светового дизайна в выставочных залах.

Использование естественного освещения

Одной из главных задач освещения выставочных помещений является обеспечение благоприятных условий восприятия экспонатов. [4]

Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации. [3] Дневной солнечный свет считается лучшим для корректного световосприятия.

В выставочных помещениях световые проемы по возможности не должны попадать в поле зрения посетителей при обзоре экспонатов. Для ограничения слепящего действия световых проемов необходимо применять жалюзи и экраны.

Как правило, картины лучше видны, когда они равномерно освещены рассеянным светом, что позволяет избежать резких теней, бликов и зеркальных отражений.

Пример правильного освещения — Третьяковская галерея. (Рис.1) Потолки Третьяковской галереи выполнены из неорганического силикатного стекла. Эти светорассеивающие (молочные) стекла применяют для изготовления диффузионно-рассеивающих деталей.

Рассеянный свет равномерно падает с потолка. Такое освещение исключает появление резких бликов и теней на экспонатах, создает одинаковое освещение во всех залах.

Использование светорассеивающего стекла в выставочном зале Третьяковкой галереи

Рис. 1. Использование светорассеивающего стекла в выставочном зале Третьяковкой галереи

Использование искусственного освещения

В помещениях, предназначенных для экспозиции живописи, графики, тканей, ковров, гобеленов и т. п., прямой солнечный свет должен быть исключен вследствие его разрушающего действия на красители, ткани и бумагу. В таком случае приходится использовать искусственное освещение.

Использование искусственного освещения в музеях дает возможность кураторам выставок полностью контролировать световую среду в залах. Современные LED-технологии помогают выполнить очень тонкую настройку под каждый экспонат — например, выставить нужную цветовую температуру или мощность. Благодаря различной оптике можно подчеркнуть каждый экспонат в отдельности или, наоборот, сделать мягкий заливающий свет на всю стену.

При проектировании освещения залов с предметами, восприимчивыми к свету нужно решить противоречивые задачи — сделать экспонаты хорошо видимыми зрителям и защитить от слишком яркого, разрушающего света.

Kaждый тип экcпoнaтoв имeeт cвoй oпpeдeлeнный уpoвень дoпуcтимoй ocвeщeннocти. [1]

Таблица 1

Нормы допустимой освещенности для различных типов экспонатов

Норма освещенности, лк

Тип экспоната

50

Объекты из ткани или газетной бумаги, акварельная живопись

30–50

Экспонаты низкой светостойкости: темпера, рисунки, рукописи, марки, графика

150

Экспонаты средней светостойкости: изделия из дерева и кости, масляная живопись

200–300

Крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости: бронзовые, мраморные скульптуры

300–500

Экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями: ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие

500

Драгоценные металлы и камни

Для необходимой консервации экспонатов некоторых типов свет должен быть тусклым. Пример такого освещения — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. (Рис. 2) Зрителям трудно воспринимать картины в полумраке, но осветители изобрели особый прием: сделали стены в помещении темными и не использовали общего освещения. Когда посетитель входит в зал, его глаза сразу начинают привыкать к сумеркам, поэтому через некоторое время акцентный свет кажется более ярким привыкшему к темноте глазу.

Акцентное освещение картин в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Рис. 2. Акцентное освещение картин в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Восприятие предмета искусства зависит от расположения осветительных приборов. Направленный на экспонат свет позволяет выделить объект в общей экспозиции и привлечь внимание зрителя, служить своеобразной навигацией посетителя музея. В любом случае нужно исключать, чтобы прямой свет от ламп попадал в поле зрения.

Картины лучше воспринимаются, если они освещены источником света того же цвета, при котором были написаны. [6] Из-за несоответствующей цветовой палитры и насыщенности экспонат воспринимается совсем не так, как это задумывал автор. Например, мрачность, ужас, заложенные в картину, легко испортит яркий световой поток. Наоборот, можно помочь в восприятии полотна или другого произведения искусства, приглушив подсветку или подчеркнув определенные места.

Чтобы визуально увеличить объем трехмерных фигур, совмещают рассеянный и прямой свет в определенном соотношении. [7] (Рис. 3) Это деление скорее относительно, чем абсолютно, потому что оба потока света переменяются и поддерживают друг друга. Разработчики освещения выставок считают, что пропорция освещенности музейной ценности и фона должна составлять 2:1. С одной стороны, объект не становится излишне драматичным, а с другой, внимание акцентируется на экспонате.

Совмещение рассеянного и прямого света в соотношении 2:1

Рис. 3. Совмещение рассеянного и прямого света в соотношении 2:1

Заключение

Методы освещения должны соответствовать типу экспонатов для наилучшей их сохранности. При проектировании интерьера музея или картинной галереи необходимо уделять внимание освещению, благодаря которому можно акцентировать внимание на определенных моментах в картине, создать необходимую атмосферу, навеять различные чувства. Освещение — проводник зрителя к богатствам изобразительного искусства.

Литература:

  1. ПНСТ 392–2020 «Музейное освещение»
  2. СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение»
  3. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»
  4. Журнал theory&practice [Электронный ресурс] — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8712-gallery-lightning
  5. Школа светодизайна Lids [Электронный ресурс] — URL: https://www.lidschool.org/post/5-songs-that-make-me-really-happy
  6. Jotto [Электронный ресурс] — URL: https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu
  7. Мастер-класс по теме «Свет в музее» [Электронный ресурс] — URL: https://otopleniehelp.ru/avtonomnoe-otoplenie/osveshhenie-v-muzeyah
  8. Освещение для музеев. — Текст : электронный // LIGHTRU : [сайт]. — URL: https://lightru.pro/osveshhenie-dlya-muzeev/?ysclid=lhurwpbznu14857990 (дата обращения: 20.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): естественное освещение, искусственное освещение, прямой свет, экспонат, высокая светостойкость, Государственный музей, допустимая освещенность, картина, освещение, Пушкин, рассеянный свет, тип экспонатов, Третьяковская галерея.


Ключевые слова

освещение, экспозиция, консервация, световосприятие

Похожие статьи

Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры

Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...

Особенности формирования пространства современной библиотеки: дизайн интерьера

В статье рассматриваются ключевые особенности интерьера современных библиотек, основные принципы зонирования пространства и методы создания выразительного дизайна интерьера библиотеки.

Перспективы достижения заданных параметров освещения с помощью управляемых источников света, представленных на потребительском рынке РФ к началу 2024 года

В статье автор исследует возможность достижения параметров освещения в помещениях с различными условиями доступа к естественному освещению с помощью представленных на потребительском рынке осветительных приборов и источников света с возможностью упра...

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной рекламы

В данной статье рассматриваются особенности выбора цвета для наружной рекламы с учетом психологических особенностей восприятия цвета человеком, законов цветоведения и уровня социально-культурного развития потенциальных потребителей.

Методы и подходы к проектированию эффективных систем отопления и вентиляции в производственных помещениях

В статье автор исследует оптимальные решения для проектирования систем отопления и вентиляции производственных зданий.

Анализ перспектив применения систем регулируемого освещения и средств их автоматизированной разработки

В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальными перспективами массового применения светодиодных источников света с функциями регулирования светового потока и цветовой температуры излучения. Поскольку наличие функций управления спектром излучени...

Особенности применения систем рекуперации тепла в системах вентиляции общественных зданий

В рамках данной статьи рассматриваются особенности применения систем рекуперации тепла в системах вентиляции общественных зданий на примере торгового центра, а также отражаются современные тенденции в развитии систем вентиляции с точки зрения повышен...

Влияние зеленых кровель на энергоэффективность зданий

В данной статье исследуются конструкции «зеленых» кровель в покрытиях зданий. Рассмотрены преимущества озелененных кровельных покрытий с точки зрения энергоэффективности. Описываются некоторые конструктивные особенности конструкций «зеленых» кровель....

Колористические особенности фасадов домов, выходящих на Карповку, в границах от Барочного моста до Карповского моста

Рассматриваются цветовые особенности Петроградской стороны, роль цвета в фасадах городской среды. Особое внимание уделяется специфике формирования цветового характера Петроградской стороны. Проведен обзор характерных способов работы с цветом, использ...

Пути снижения электропотребления в системах освещения

В статье раскрывается проблема электропотребления в системах освещения внутри зданий. Показаны результаты исследования влияния различных факторов, направленные на выявление причин, приводящие к увеличению электропотребления в зданиях.

Похожие статьи

Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры

Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...

Особенности формирования пространства современной библиотеки: дизайн интерьера

В статье рассматриваются ключевые особенности интерьера современных библиотек, основные принципы зонирования пространства и методы создания выразительного дизайна интерьера библиотеки.

Перспективы достижения заданных параметров освещения с помощью управляемых источников света, представленных на потребительском рынке РФ к началу 2024 года

В статье автор исследует возможность достижения параметров освещения в помещениях с различными условиями доступа к естественному освещению с помощью представленных на потребительском рынке осветительных приборов и источников света с возможностью упра...

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной рекламы

В данной статье рассматриваются особенности выбора цвета для наружной рекламы с учетом психологических особенностей восприятия цвета человеком, законов цветоведения и уровня социально-культурного развития потенциальных потребителей.

Методы и подходы к проектированию эффективных систем отопления и вентиляции в производственных помещениях

В статье автор исследует оптимальные решения для проектирования систем отопления и вентиляции производственных зданий.

Анализ перспектив применения систем регулируемого освещения и средств их автоматизированной разработки

В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальными перспективами массового применения светодиодных источников света с функциями регулирования светового потока и цветовой температуры излучения. Поскольку наличие функций управления спектром излучени...

Особенности применения систем рекуперации тепла в системах вентиляции общественных зданий

В рамках данной статьи рассматриваются особенности применения систем рекуперации тепла в системах вентиляции общественных зданий на примере торгового центра, а также отражаются современные тенденции в развитии систем вентиляции с точки зрения повышен...

Влияние зеленых кровель на энергоэффективность зданий

В данной статье исследуются конструкции «зеленых» кровель в покрытиях зданий. Рассмотрены преимущества озелененных кровельных покрытий с точки зрения энергоэффективности. Описываются некоторые конструктивные особенности конструкций «зеленых» кровель....

Колористические особенности фасадов домов, выходящих на Карповку, в границах от Барочного моста до Карповского моста

Рассматриваются цветовые особенности Петроградской стороны, роль цвета в фасадах городской среды. Особое внимание уделяется специфике формирования цветового характера Петроградской стороны. Проведен обзор характерных способов работы с цветом, использ...

Пути снижения электропотребления в системах освещения

В статье раскрывается проблема электропотребления в системах освещения внутри зданий. Показаны результаты исследования влияния различных факторов, направленные на выявление причин, приводящие к увеличению электропотребления в зданиях.

Задать вопрос