Статья знакомит с предпосылками формирования феноменологии, ее сущностью и историей развития. Автор анализирует основные труды Э. Гуссерля и А. Райнаха, рассматривает правовую концепцию последнего, проводя параллель с ее актуальностью на современном этапе.
Адольф Райнах (1883–1917) немецкий философ, последователь феноменологической школы Эдмунда Гуссерля. Находясь у истоков феноменологии, Э. Гуссерль мечтал о развитии её во всех направлениях, в том числе и в правоведении. На долю А. Райнаха выпала именно такая задача [1].
Изучение его концепции права не может происходить в отрыве от феноменологического учения в целом. Феноменология выступает в роли определенного «стержня», поскольку обладает собственной методологией, а особенно таким структурирующим методом, как редукция [2]. В упрощенном и изначальном виде он представляет собой своеобразный «критико-очистительный механизм», способный привести к «трансцендентально чистому сознанию», а также его феноменам [3].
Стоит отметить, что каждый мыслитель понимал ее по-своему, но незыблемым остается постулат основоположника данного направления — Э. Гуссерля: «сущность самой феноменологии в том, чтобы реализовать совершеннейшую ясность относительно ее собственной сущности, а, стало быть, и относительно принципов ее метода» [4]. Думается, что именно поэтому А. Райнах в одном из своих трудов с одноименным названием «О феноменологии» не дает определения данного течения философии. Следуя курсу, заданному его учителем, А. Райнах предлагает «феноменологически помыслить» [5]. С помощью этого действия философ хочет донести конечную ценность феноменологии: мир открывается по-новому и появляется новый взгляд на сущность вещей. На конкретных, бытовых примерах становится гораздо проще донести до сознания не-философа идеологию феноменализма.
И все же самой богатой работой А. Райнаха является издание 1913 года «Априорные основания гражданского права». Автор писал: «те образования, которые общепринято называть специфически правовыми, обладают бытием так же, как числа, деревья или дома; что это бытие независимо от того, постигается ли оно людьми или нет, что оно, в частности, независимо от какого бы то ни было позитивного права» [6].
Следуя традициям своего направления, А. Райнах стремится постигнуть идейную сущность права, используя метод редукции. Он категорически отрицал происхождение позитивного права, полагая, что право не может быть человеческим творением, а лишь «преднаходится» им. Мыслитель отмечал, что позитивное право ограничено в своем действии и не охватывает большую часть жизни социума, чего не скажешь о праве в феноменологическом аспекте, которое есть «априори социальной коммуникации» [6, с. 159].
Априорными положениями философ считал общезначимые правовые образования, которые существуют в праве изобильно, могут быть императивно сформулированы, очевидно усмотрены, но при этом не зависят от чьего-либо сознания. Камнем преткновения на пути постижения истинного значения права являются людские предрассудки. А. Райнах предлагает «оставить ставшую давно привычной установку и с ясным взором подойти к самим вещам» [6, с. 157]. Философ верил в существование чистой науки права, состоящей исключительно из априорных положений. Автор «Априорных оснований…» был убежден, что эти положения могут существовать не только в сфере гражданского права, но и в других отраслях: уголовном, административном и иных.
Безусловно, теоретическое осмысление феноменологических гипотез права имеет важное значение, но ведь А. Райнах стремился в своих трудах провести параллель с реальностью, показать практическое применение философской мысли, доказать ее результативность.
Так как же предстоит внедрять идею феноменологии права в наши дни?
В этом смысле импонирует мысль А. В. Полякова о том, что феноменологический метод активно используется в современном правоведении в целях интеграции правового знания и его освобождения от классической одномерности, а его появление было вызвано стремлением преодолеть недостатки классических типов правопонимания, обосновать возможность перехода к рефлексивной позиции по отношению к праву [7]. Предполагается, что с помощью данного подхода откроется безграничный ресурс для правоприменения, восполняющий коллизии и пробелы в праве.
В завершение будет справедливо констатировать факт, что Первая мировая война внесла свои коррективы в учение А. Райнаха. Несмотря на то, что философ стал родоначальником феноменологии права, в свет вышли лишь некоторые его труды и материалы статей, содержащие в себе лекционный курс А. Райнаха как преподавателя. Тем не менее, мыслитель создал благотворную почву для научных изысканий и стал идейным вдохновителем не менее известного отечественного философа Н. Н. Алексеева.
Литература:
- Стовба, А. В. А. Райнах и Н. Н. Алексеев: у истоков феноменологии права // Право и политика. — 2012. — № 2. — С. 371.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — 1983. — С. 719.
- Мотрошилова, Н. В. «Идеи I«Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Феноменология—Герменевтика. — М. — 2003. — С. 360.
- Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М.: Дом интеллектуальной книги. –1999. — С. 74.
- Райнах, А. О феноменологии // Доклад, сделанный в Марбурге. — 1914. — С. 1.
- Райнах, А. Априорные основания гражданского права // Собр. соч. М., 2001. С. 156.
- Поляков А. В. Общая теория права: учеб. /А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. — СПб.: Изд-во юридического факультета СПб. гос. ун-та, 2005. — С. 36.