Причины сложностей и неудач при внедрении бережливого производства в российских компаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Лапина, С. А. Причины сложностей и неудач при внедрении бережливого производства в российских компаниях / С. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102945/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор выявляет и анализирует причины неудач, возникающих при внедрении и адаптации концепции бережливого производства на отечественных предприятиях.

Ключевые слова : бережливое производство, lean production, lean-технологии.

Концепция бережливого производства занимает одно из наиболее видных мест среди современных течений в менеджменте [1]. Но российские компании находятся на начальных этапах понимания и внедрения lean-технологий.

Среди российских предприятий, первопроходцами в применении бережливой идеологии, были в основном крупные промышленные компании — «КамАЗ», «Группа ГАЗ», ВСМПО-АВИСМА, «Русал», «ЕвразХолдинг», «Еврохим» и др. [2].

Система бережливого производства — это целая философия, все тонкости которой должны проникать во все сферы и звенья предприятия. То есть российские предприятия должны принять в свое мировоззрение идеи «востока», что является серьезной проблемой, возникающей при внедрении бережливого производства. Считается, что эти идеи не рассчитаны на менталитет наших соотечественников.

Любая компания, решившая освоить и внедрить в свою деятельность бережливое производство полагает, что основные проблемы, с которыми они столкнуться будут заключаться в недостаточном финансировании, но это, в большинстве случаев оказывается самым меньшим риском.

В действительности, самые основные проблемы и трудности, возникающие на пути к «идеальной» системе создания потока ценности, заключаются в:

  1. Неприятии новой концепции большинством сотрудников, задействованных в создании продукта.
  2. Неправильно выбранная стратегия по мотивированию персонала. Отсутствие материального стимулирования.
  3. План внедрения не адаптирован под конкретную специфику предприятия, а позаимствован у другой компании.

4.Поверхностное понимание ценностей философии бережливого производства самими управляющими компаний. Основными ценностями являются: сокращение издержек и минимизация потерь, а также бережное отношение к самому ценному ресурсу — нашим сотрудникам. Большинство компаний акцентируют свое внимание только на мудах (потерях), но забывают о мури (перегрузках), а именно это влияет на выработку персонала. [3].

Очевидно, что со всеми этими проблемами можно справиться, обучая персонал принципам lean production, при этом не забывая о материальной мотивации, т. к. другой вид поощрения в нашей стране не действенен.

Кроме того, нужно понимать, что недостаточно обучить основам бережливого производства глав отелов, топ-менеджеров, ведь действительно действенные предложения по конкретным участкам производства могут быть разработаны только сотрудниками, непосредственно задействованными на операции. Поэтому изменения в идеологии должны затрагивать все уровни предприятия.

Итак, рассмотрим еще некоторые причины неудач более подробно:

  1. Не редкость, что топ-менеджеры компании являются профессионалами, осведомленными в сфере lean, но даже опыт и владение базовыми навыками не приводят к результату. Так случается, когда внедрение осуществляется начиная с «верхушки» предприятия. Начальники отделов пройдя обучение, впоследствии не могут привить своим подчиненным новую концепцию, у них не получается правильно преподнести новшества и убедить в их полезности всех работников. В итоге, мы имеем потраченные ресурсы и никакого результата. Среди типичных объяснений неудачи можно выделить следующее:

«Мы несколько раз пытались внедрить бережливое производство, для сотрудников это дополнительная нагрузка, и у нас нет средств её оплачивать, нам не до бережливого производства, у нас сплошные убытки» [4].

В данном случае следует вспомнить, сколько времени ушло на внедрение своей системы у «Тойоты», и не опускать руки.

2.Отдельного комментария заслуживает стереотип о том, что бережливое производство не для нас. В этом утверждении кроется тонкость, любое внедрение требует адаптации, поэтому даже подача новой информации о новой концепции должна соответствовать менталитету. Отмечено, что изначальная идеология японской идеи претерпела изменения в компаниях Европы и Америки.

Поэтому при внедрении бережливых технологий в России требуется особенно большая работа с персоналом — проанализировать все риски, убедить в пользе изменений, найти подход к каждому и правильно замотивировать, научить работать по-другому — тех, кто в состоянии переучиться. Найти новый персонал — вместо тех, кто саботирует и сопротивляется переменам.

3.Однако отличия в менталитете являются лишь «вершиной айсберга», весьма часто определяющими оказываются другие причины.

Многие предприятия оказываются настолько устаревшими, что никакое бережливое производство не может спасти ситуацию. Требуются более радикальные изменения, а самое главное — большие финансовые вложения для автоматизации производства и закупки нового оборудования. Большие изменения невозможно совершить на базе старых производств, многие станки залиты в пол, а перемещение лишь затратит средства на транспортировку, не принеся в перспективе никакой эффективности.

Поэтому российским компаниям приходится адаптировать «высокие» концепции, приземляя их к условиям российских реалий.

4.Но самым главным «камнем преткновения» всё-таки, несомненно, является некомпетентность группы по внедрению. Порой даже «профессионалы» lean сферы не понимают тонкостей адаптации методов и инструментов под конкретную сферу применения. Далеко не всегда консультанты обладают должной квалификацией и знают, что бережливые технологии разработаны и являются высокоэффективными прежде всего в условиях массового производства и достаточно стабильного, не слишком вариабельного спроса. Их пытаются внедрять на предприятиях, выпускающих несерийную, нестандартную продукцию — и только опытным путем убеждаются в недостижимости ожидаемого результата [5].

Хотя, отдельные инструменты могут быть использованы абсолютно в любой сфере, от больших заводов с конвейерной сборкой и до сфер медицины и образования. Самое главное — правильная адаптация.

Итак, при должном планировании концепции, опирающемся на важные особенности, такие как специфика, тип производства и техническая оснащенность предприятия, успех не заставит себя ждать. Руководители и персонал компаний должны четко осознавать, что они могут и чего они хотят добиться при внедрении бережливого производства. Необходимо учитывать, что применение бережливых концепций в неустойчивых условиях не является эффективным.

Подводя итоги, важно еще раз отметить, что внедрение инструментов концепции «Бережливое производство» — это тонкая работа в руках руководителя.

Компании, вставшие на путь бережливого производства, способны уменьшить издержки, увеличить выработку, сократить время такта, сократить использование площадей и ресурсов– с минимальными затратами.

Литература:

  1. Вумек Д. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 473 с.
  2. Юркив Н. Н. БЕРЕЖЛИВОСТЬ ПО-РУССКИ // Управление производством URL: https://up-pro.ru/library/production_management/lean/berezlivost_po/ (дата обращения: 18.05.2023).
  3. Осипов А. Проблемы внедрения Бережливого производства // lean-consult URL: https://www.lean-consult.ru/blog/problemy-vnedreniya-berezhlivogo-proizvodstva/ (дата обращения: 18.05.2023).
  4. Соколов В. Что нужно знать перед развертыванием бережливой системы? // Lesprom Network URL: https://www.lesprom.com/ru/community/Sokolov_Vitaliy_65974/blog/Chto_nuzhno_znat_pered_razvertivaniem_berezhlivoy_sistemi_321/ (дата обращения: 18.05.2023).
  5. Холоднова А. В. Логистическая система «Бережливое производство»: опыт внедрения на российских предприятиях // Бизнес и стратегии. — 2016. — № 2 (03). — С. 73–77.
Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, внедрение, компания, концепция, предприятие, причина неудач, сфера.


Ключевые слова

бережливое производство, lean production, lean-технологии

Похожие статьи

Совершенствование управления производственной деятельностью предприятия при внедрении принципа бережливости

В статье проанализированы особенности применения принципов бережливого производства в практике управления производственной деятельности предприятия. Рассмотрены примеры технологий бережливого производства, как система управления Just in Time и методо...

Методика и инструменты проведения изменений на высокотехнологичных предприятиях

В статье проанализирована целесообразность изменений на предприятии и на основе этого построена целостная модель совершенствования высокотехнологичного предприятия и представлены основные этапы методики проведения изменений.

Использование в логистике устаревших технологий, причины отказа руководителей от инноваций и возможные пути решения данной проблемы

В статье описывается проблема использования в логистике устаревших технологий, рассматриваются возможные причины отказа руководителей от инноваций и новшеств. Пытаясь обобщить практический опыт, автор предлагает возможные пути и методы решения данной...

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике управления персоналом на примере крюинговой компании

В статье рассмотрены проблемы адаптации зарубежных HR-технологий в российскую практику управления персоналом, с учетом особенностей и индивидуальности российского менеджмента. Приведены результаты анализа внедрений технологий в крюинговой компании. Р...

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве

Статья посвящена изучению подходов к проектированию бизнес-моделей в современном предпринимательстве. Авторы на основе анализа результатов зарубежных исследователей анализируют существующие определения бизнес-модели и выделяют два основных существующ...

Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...

Интернет-страхование в России: современное состояние и перспективы

Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития интернет-страхования в современной России. Кратко изложена история возникновения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться на пути к стабильному функционированию онлайн-страхования.

Похожие статьи

Совершенствование управления производственной деятельностью предприятия при внедрении принципа бережливости

В статье проанализированы особенности применения принципов бережливого производства в практике управления производственной деятельности предприятия. Рассмотрены примеры технологий бережливого производства, как система управления Just in Time и методо...

Методика и инструменты проведения изменений на высокотехнологичных предприятиях

В статье проанализирована целесообразность изменений на предприятии и на основе этого построена целостная модель совершенствования высокотехнологичного предприятия и представлены основные этапы методики проведения изменений.

Использование в логистике устаревших технологий, причины отказа руководителей от инноваций и возможные пути решения данной проблемы

В статье описывается проблема использования в логистике устаревших технологий, рассматриваются возможные причины отказа руководителей от инноваций и новшеств. Пытаясь обобщить практический опыт, автор предлагает возможные пути и методы решения данной...

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике управления персоналом на примере крюинговой компании

В статье рассмотрены проблемы адаптации зарубежных HR-технологий в российскую практику управления персоналом, с учетом особенностей и индивидуальности российского менеджмента. Приведены результаты анализа внедрений технологий в крюинговой компании. Р...

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве

Статья посвящена изучению подходов к проектированию бизнес-моделей в современном предпринимательстве. Авторы на основе анализа результатов зарубежных исследователей анализируют существующие определения бизнес-модели и выделяют два основных существующ...

Вопросы о возможностях применения концепции «бережливое производство» в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы эффективности управления производством и контроля качества, имеющие место в сфере ЖКХ и весьма негативно сказывающиеся на деятельности большинства управляющих компаний, а также возможности ре...

Интернет-страхование в России: современное состояние и перспективы

Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития интернет-страхования в современной России. Кратко изложена история возникновения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться на пути к стабильному функционированию онлайн-страхования.

Задать вопрос