В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.
Ключевые слова: целевая аудитория, коммуникация, прямой маркетинг, инструмент, услуга, современный мир.
В современном мире существует множество способ продвижения товаров и услуг. В данной статье будет рассмотрено продвижение товаров и услуг через призму маркетинговых коммуникаций.
Существует множество подходов к понятию Маркетинговые коммуникации. Далее будут рассмотрены некоторые из них.
Романов А. А., Панько А. В. [7] отмечают, что маркетинговые коммуникации необходимо рассматривать как концепцию, выработанную компанией и позволяющую использовать различные инструменты и каналы связи, позволяющие выстраивать коммуникацию с потребителем.
Тананыкина Я. Г., Назарова О. Г. [12] дополняют термин Романова А. А., Панько А. В.: маркетинговые коммуникации как некий процесс передачи информации о бренде или компании, или непосредственно конкретной услуги целевой аудитории, используя различные каналы и инструменты. Также они отмечают разделение маркетинговых коммуникаций на следующие этапы:
- До покупки товара или услуги
- В момент приобретения товара или услуги
- В период эксплуатации товара или услуги
- Период после окончания использования с возможностью приобретения смежного товара или услуги у той же фирмы
Такое разделение на этапы применимо относительно покупателя, позволяет изменять взаимодействие с целевой аудиторией на разных этапах.
Также важно отметить состав маркетинговых коммуникаций. (См. Рисунок 1).
Рис.1. Структурные элементы Маркетинговых коммуникаций [12]
Источником маркетинговых коммуникации будет являться компания, которая производит товар или услугу. Информацией будет выступать посыл, который должен быть передан своей целевой аудитории. Кодирование информации — Представление информации в аудиовизуальном формате [14]. Каналами маркетинговых коммуникаций является способ или инструмент, используемый компанией. Адресом будет выступать целевая аудитория продукта или услуги. Декодирование — процесс взаимодействия с потребителем или обратная связь, отзывы по продукту.
Барежев К. В. [1] рассматривает маркетинговые коммуникации через призму интегрированных, что стоит рассматривать как концепцию, подразумевающую управление всеми источниками информации о продукте или услуге, что должно ускорить процесс продвижения товара или услуги. Также маркетинговые коммуникации в таком ключе рассматривал Смит П. [11], чье определение подразумевает интеграцию всех форм взаимодействия с целевой аудиторией, всех инструментов маркетинга, что является необходимым для получения наибольшей эффективности в продвижении товара или услуги. Такой системных подход может увеличивать эффективность, т. к. происходит оценка целевой аудитории и способов воздействия конкретно на нее, что поможет большему количеству людей, которое можно отнести к целевой аудитории, ознакомились с предоставляемыми услугами или товарами.
Борушко, Н. В. [2] Дает следующие определение Маркетинговым коммуникациям — это процесс обмена сообщениями между компанией и ее целевой аудиторией с целью продвижения товаров и услуг на рынок. Они являются важной составляющей маркетинговой стратегии и включают в себя различные виды коммуникаций, такие как реклама, продажи на местах продаж, прямой маркетинг, отношения с общественностью и т. д. И также рассматривает маркетинговые коммуникации как систему, состоящей из некого сочетания мероприятиям по связям с общественностью, стимулированием продаж, личной продажи, рекламы и других инструментов маркетинговых коммуникаций. Однако, автор не рассматривает интернет как инструмент маркетинговых коммуникаций в современном мире (См. Рисунок 2).
А Шурчкова Ю. В. [14], напротив, отмечает, что в эпоху цифровизации появились новые инструменты, такие как веб-сайт, вебинары и др., отмечает их важность в современном мире.
Рис. 2. Инструменты Маркетинговых коммуникаций [2]
Ромат, Е. В. [8] Отмечает, что реклама как инструмент маркетинговых коммуникаций необходимо рассматривать как коммуникацию между рекламодателем и аудиторией с целью воздействия на последнюю, что способствует решению поставленных маркетинговых задач.
Катровский Ю.А, Купчинская М. А. [5] определяют PR (Public Relations) или связи с общественностью — это инструмент продвижения, направленный на создание положительного имиджа компании. Это включает контакт с прессой, проведение различных мероприятий, выставок и других мероприятий, которые создают положительное впечатление о компании. PR используется, чтобы повысить узнаваемость бренда и улучшить коммуникацию с клиентами.
Савченко Е.В, Загутин Д. С. [10] рассматривают спонсорство как инструмент маркетинговых коммуникаций, который используется для продвижения имиджа компании. Компания может стать спонсором различных мероприятий, спортивных игр, выставок и т. д. Это помогает продвигать бренд, создавать узнаваемость и улучшать отношения с клиентами и партнерами.
Интернет как важный элемент маркетинговых коммуникаций помимо Шурчковой Ю. В. [14], Калиева О. М., Марченко В. Н., Тарануха И. А. [4] и Рындина, С.В. [9] определяют Интернет-маркетинг как набор методов и инструментов, которые используются для продвижения продукта или услуги с помощью интернет-технологий. Он включает в себя SEO, контекстную рекламу, социальные сети, email-маркетинг, мобильный маркетинг и т. д. Использование интернет-маркетинга может помочь компании достичь целей маркетинговых коммуникаций и быстро привлечь новых клиентов.
Шереметьева Е. Н. [13] рассматривает в своей работе прямой маркетинг — как способ продвижения при помощи прямых контактов с клиентами. Он включает в себя различные методы, от почтовой рассылки до звонков клиентам или персональных встреч. Одна из преимуществ использования прямого маркетинга заключается в направленности на конкретную целевую аудиторию и в возможности взаимодействия с клиентом. Дюк В. [3] отмечает как особенности прямого маркетинга:
– немассовость: сообщение адресовано конкретному лицу;
– ориентированость на потребителя: сообщение может быть изменено при обращении к конкретному лицу;
– оперативность: сообщение к конкретному лицу может быть составлено очень быстро;
– обновляемость: сообщение можно изменить
Таким образом, были рассмотрены различные подходы к понятию маркетинговые коммуникации, которые лучше рассматривать как процесс передачи информации о товаре или услуге, предлагаемой производителем, к потенциальному покупателю с целью привлечения внимания последнего, что поможет повысить узнаваемость товара или услуги, а также бренда и повысить спрос на определенный товар или группу. Также рассмотрены структурные элементы или инструменты маркетинговых коммуникаций: брендирование, прямой маркетинг, реклама, связи с общественностью, личные продажи, интернет, спонсорство.
Литература:
- Барежев К. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации: сущность, функции, компоненты // Социология и право. 2011. -№ 4.
- Борушко, Н. В.Маркетинговые коммуникации: курс лекций для студентов специальностей 1–26 02 03 «Маркетинг», 1–26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» / Н. В. Борушко. — Минск: БГТУ, 2012. — 307 с.
- Дюк В. Классификация психодиагностических методик. URL: http://psyfactor.org/dyuk.htm (Дата обращения 04.04.2023)
- Калиева О. М., Марченко В. Н., Тарануха И. А. Определение структуры основных средств маркетинговых коммуникаций в деятельности розничной торговой сети (на примере ОАО «Магнит») // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12–1.
- Катровский Ю. А., Купчинская М. А. Роль связей с общественностью в формировании положительного имиджа проектов и орагнизации // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 3 (17).
- Нерсесян К. К. Классификация маркетинговых коммуникаций // Скиф. 2018. № 12 (28).
- Романов А. А., Панько А. В. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, А. В. Панько. — М.: Эксмо, 2006. — 432 с.
- Ромат, Е. В. Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. — СПб.:Питер, 2001. — 496 с
- Рындина, С. В. Интернет-маркетинг в электронном бизнесе: основные инструменты digital-маркетинга: учеб.-метод. пособие / С. В. Рындина. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. — 52 с.
- Савченко Е.В, Загутин Д. С. Преимущества и недостатки использования спонсорства в продвижении имиджа компании // Проблемы Науки. 2016. № 28 (70)..
- Смит, П. Коммуникации стратегического маркетинга: учеб. пособие / П. Смит, К. Берри, А. Пулфорд / под ред. Л. Ф. Никулина; пер.с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 415 с.
- Тананыкина Я. Г., Назарова О. Г. Основные цели и виды маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые коммуникации в маркетинговом треугольнике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5–2.
- Шереметьева Е. Н. Комплекс прямого маркетинга // Вестник ОГУ. 2004. № 12.
- Шурчкова Ю. В. Состав и структура комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых в сети Интернет // Статистика и экономика. 2011. № 6.