В статье рассмотрена и исследована деятельность в вопросах уменьшения существующих причин загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов инфраструктуры аэропорта. Изучена инфраструктура АО аэропорт «Рощино» и деятельность данного аэропортового предприятия по снижению загрязнения окружающей среды.
Ключевые слова : аэропорт, загрязнение окружающей среды, аэропортовая инфраструктура.
На данный момент в России проблема загрязнения атмосферы, источником которой является транспорт, стоит достаточно остро. В свою очередь это делает необходимым организацию контроля за действием предприятий всех сфер, а также разработку эффективных мер снижения уровня пагубного воздействия на окружающую среду. Рост объёмов внутренних и международных перевозок, пассажиропотока через аэропорты страны приводит к увеличению концентрации вредных веществ как на территории аэропортов, так и на прилегающих к ним территориях. Для снижения уровня вредного воздействия необходимо разрабатывать экологически направленные стратегии развития аэропортов и принимать необходимые меры по защите окружающей среды в районах аэропортов.
Как и для любого крупного аэропорта для «Рощино» большой проблемой является загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ.
Во время работы двигателей воздушных судов, спецавтотранспорта, энергетических установок и котельных, а также производственных и ремонтных цехов происходит загрязнение нижнего слоя атмосферы. Таким образом источники загрязнения атмосферы подразделяются на стационарные и подвижные [2]. Стационарными источниками являются авиационно-техническая база, аэровокзал, склады горюче-смазочных материалов, грузовой комплекс, комплекс очистных сооружений и др. К подвижным относятся спецавтотранспорт и транспорт, перевозящий грузы и пассажиров.
Вместе с тем происходит загрязнение поверхностных вод и почвы, основной причиной которого становится выброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Источниками загрязнения становятся здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов, аэровокзал, гостиницы, здания и сооружения подсобных помещений и др. Загрязнение поверхностных вод и почвы наносит ущерб флоре, фауне, а также здоровью людей. Для аэропорта наиболее частым явлением становится загрязнение сточных вод нефтепродуктами, соединениями алюминия, хрома и некоторых других металлов, а также кислот и щелочей [2]. При попадании в организм человека эти вещества приводят к поражению внутренних органов, слизистых оболочек и некоторым заболеваниям. Также к загрязнению поверхностных вод и почвы приводит поверхностный сток дождевых и талых вод, воды, оставшейся после влажной уборки и т. п.
Помимо того аэропорты являются источниками сильного электромагнитного излучения и акустического (авиационный шум) загрязнения. Возникновению электромагнитного излучения способствуют радиотехнические средства, излучающие электромагнитную энергию, вызывающую повышение уровня электромагнитного поля. Воздействие излучения на организм приводит к снижению сопротивляемости другим видам негативных воздействий.
Авиационный шум же возникает вследствие проведения таких технологических операций как: гонка двигателей воздушных судов, руление от/до мест стоянки, взлёт и посадка. Таким образом основным источником авиационного шума соответственно являются воздушные суда. Работа в условиях шума приводит к повышенной утомляемости, следствием чего становится снижение работоспособности, ухудшение внимания и т. п. Длительное шумовое воздействие приводит к таким последствиям как: повышение порога слышимости, уменьшение слуховой чувствительности человека, глухота. Также воздействие шума высокой интенсивности может сказаться на центральной и вегетативной нервной системе [2].
В аэропортах сети «Новапорт» вопросам экологии уделяется большое внимание. Выражается это тем, что во всех аэропортах сети уже внедрена экологическая политика, устанавливающая стандарты работы с экологической точки зрения. И аэропорт «Рощино» не является исключением [5].
Образующиеся на территории аэропорта отходы I-V классов, изолированно размещаются в местах накопления, затем вывозятся с территории предприятия для дальнейшего обезвреживания, утилизации либо размещения на полигоне отходов. В результате отходы не затрагивают природные системы и либо изолируются, либо попадают в повторный цикл производства.
Так как одной из целей развития аэропорта «Рощино» является увеличение пассажиропотока руководство принимает меры по расширению сети и частоты полётов [4]. В связи с этим увеличивается риск ухудшения акустической обстановки в окрестностях аэропорта. Для снижения шумового воздействия самым оптимальным решением становится создание дополнительных искусственных и естественных преград [3]. Помимо того 01 апреля 2014 г. Главный государственный санитарный врач РФ подписал постановление «Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса международного аэропорта Тюмень…», которое установило границу санитарно-защитной зоны, зон санитарных разрывов [1].
С целью снижения выбросов вредных веществ в атмосферу применяются обновлённые технологии и техника. Новые эффективные технологии работы требуют меньшее количество ресурсов, как следствие происходит меньше выбросов вредных веществ. Так, например, использование телескопических трапов при посадке и высадке пассажиров позволяет ограничить эксплуатацию перронных автобусов, а буксировка воздушных судов с мест стоянок, расположенных вблизи аэровокзала, способствует сокращению времени работы двигателя воздушного судна (исключает этап руления). Все это и многое другое в совокупности способствует уменьшению загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами вредных веществ.
«Рощино» играет важную роль в отрасли авиаперевозок, являясь связующим звеном г. Тюмень с большим количеством российских и иностранных аэропортов. Однако в границах города аэропорт становится еще и фактором, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
В процессе составления отчёта были определены факторы, приводящие к загрязнению окружающей среды в процессе деятельности предприятия, изучены предпринятые руководством меры уменьшению причин и снижению уровня негативного воздействия.
«Рощино» входит в число активно развивающихся аэропортов России. С каждым годом увеличивался его пассажиропоток (исключением стал 2020 в связи с пандемией COVID-19), открывались новые направления. Это несомненно является хорошим показателем работы предприятия, однако с точки зрения воздействия на окружающую среду приобретает негативный характер.
Разработанные на данный момент методы снижения вредного воздействия оказались вполне способными поддерживать уровень загрязнения в районе аэропорта на удовлетворительном уровне, но насколько эффективны они будут в дальнейшем сказать трудно.
Литература:
- Постановление Главного санитарного врача РФ № 20 от 01.04.2014 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса международного аэропорта «Рощино» на территории г. Тюмени Тюменской области». — Текст электронный // URL: https://minjust.consultant.ru/documents/10311?items=1&page=1.
- Асатуров М. Л. Загрязнение окружающей среды при авиатранспортных процессах. Учебное пособие. — Текст электронный // URL: https://spbguga.ru/files/f22759.pdf
- Шуреков В. В. Основные организационно-технические меры по уменьшению авиационного шума. — Текст электронный // URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104537/1/180–183.pdf
- Устав АО «Аэропорт Рощино». — Текст электронный // URL: https://tjmport.ru/upload/docs/2022/ustav_2022.pdf
- Слюсарева, Романова. «Зеленые аэропорты». — Текст электронный // Электронный журнал «Авиапорт дайджест». URL: https://www.aviaport.ru/news/2011/11/14/224859.html