В статье автор анализирует статистические данные о развитии и эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Сланцевском районе Ленинградской области.
Ключевые слова : малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, Сланцевский район.
Малое и среднее предпринимательство уже стало неотъемлемой частью экономики стран с высоким уровнем развития. Доля МСП в экономической системе развитых стран на текущий момент составляет более 50 % [4], а в России данный показатель находиться на отметке в 20 % [5]. На текущий момент развитие субъектов МСП является одной из приоритетных задач в РФ, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Субъекты МСП по своей природе в состоянии своего старта не имеют никаких конкурентных преимуществ по сравнению с уже существующими участниками рынка, поэтому без поддержки государства малому бизнесу тяжело оставаться на плаву.
Законодательно система государственной поддержки построена по принципу «от общего к частному», то есть сначала принимаются законы, программы и проекты на федеральном уровне, а затем все плавно перетекает вниз по уровням управления. Однако процесс развития субъектов МСП, наоборот, начинается именно с муниципальных образований. Поэтому автором в качестве объекта исследования была выбрана система государственной поддержки в Сланцевском муниципальном районе.
Главным органом местного самоуправления, реализующим меры государственной поддержки в Сланцевском районе, является администрация, а конкретно некоторые ее структурные элементы: Отдел экономического развития и инвестиционной политики; Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами; Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Социально-деловой центр».
Отдел экономического развития и инвестиционной политики является структурной единицей комитета финансов администрации района. Главными задачами отдела, по вопросу поддержки субъектов МСП являются организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития района, а также определение и реализация основных направлений социально-экономического развития района. Именно в состав создаваемых отделом планов и программ входят мероприятия по поддержке субъектов МСП.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами не ставит главной целью поддержку субъектов МСП, однако вся имущественная поддержка проходит через него.
Основным элементом инфраструктуры поддержки является Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Социально-деловой центр». Это некоммерческая организация, учредителем которой является администрация Сланцевского района и основное финансирование получает из местного бюджета. Поддержка фондом проводится на безвозмездной основе по различным вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью: финансовое и правовое консультирование; консультации по актуальным мерам государственной поддержки; кадровое консультирование; организация обучающих семинаров, выставок; содействует в продвижении продуктов и услуг предпринимателей, а также в ведении фонда находится бизнес-инкубатор.
Главными показателями эффективности мер государственной поддержки в динамике можно считать: количество субъектов МСП в районе; количество занятых в субъектах МСП. Динамика за последние 3 года отражена в таблице 1.
Таблица 1
2020 |
2022 |
Изменение в % |
|
Количество ИП |
950 |
1133 |
+19,7 % |
Количество ЮЛ |
323 |
220 |
-31,8 % |
Всего субъектов МСП |
1273 |
1353 |
+6,2 % |
Количество занятых |
4635 |
5587 |
+20,5 % |
В целом видна положительная динамика, однако также нужно проанализировать, какие конкретные мероприятия были проведены, какие,эти мероприятия дали результаты и сколько на это было потрачено средств.
В Сланцевском муниципальном районе на текущий момент действуют две основных программы поддержки субъектов МСП: «Стимулирование экономической активности Сланцевского муниципального района» и «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства». В сумме на обе программы в период с 2020 по 2022 годы было выделено 47,7 млн. руб [1; 2]. Детальное распределение бюджета по подпрограммам можно наблюдать на рис. 1.
Рис. 1. Исполнение бюджета по программам поддержки субъектов МСП 2020–2022 в млн. руб.
В рамках подпрограммы «Расширение доступа к финансовым ресурсам» предпринимателям выделялись субсидии на открытие бизнеса, обновление оборудования или покрытие лизинговых платежей. Всего за 3 года субсидии получили 60 субъектов МСП и было создано 100 рабочих мест. В итоге получается, что стоимость создания одного рабочего места составила 376 тыс. руб.
Помимо финансовой поддержки, также не стоит забывать про имущественную и информационную. Так 18 субъектам МСП было передано во владение или пользование муниципальное имущество. А фонд поддержки предпринимателей провел более 6000 бесплатных консультаций, было организовано более 75 обучающих мероприятия с количеством участником более 1000 человек [2].
Стоит отметить, что по обоим программам предоставленный бюджет расходовался не полностью. Связано это с тем, что большинство мер поддержки оказываются по запросу со стороны предпринимателей и, если спроса на конкретное мероприятие в определенный год нет, то средства и не тратятся. Однако исполнение бюджета все равно остается на уровне более 90 %.
Литература:
- Отчет о реализации мероприятий муниципальной программы «Стимулирование экономической активности Сланцевского муниципального района» за 2020–2022. — Текст: электронный // Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области: [сайт]. — URL: http://slanmo.ru/otchety-programmy-smr.html (дата обращения: 18.05.2023).
- Отчет о реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в монопрофильном муниципальном образовании Сланцевское городское поселение» на 2019–2025 годы. — Текст: электронный // Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области: [сайт]. — URL: http://slanmo.ru/otchety-programmy-sgp.html (дата обращения: 18.05.2023).
- Коваленко Н. В. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / Н. В. Коваленко, Т. А. Сулейманова. — Текст: непосредственный // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С. 471–485.
- Малое и среднее предпринимательства в ВВП и ВРП. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Doliy_MSP_v_VRP.xlsx (дата обращения: 18.05.2023).