Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Харламова, К. П. Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе / К. П. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102962/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, элементы теории чисел, основная школа, базовый уровень, профильный уровень.

Задачи повышенной сложности государственной итоговой аттестации выпускников по математике включают в себя задачи, связанные с теорией чисел. Поэтому теоретико-числовая подготовка — важная составляющая математического образования современного школьника. Эту подготовку необходимо вести систематически, причем не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, в частности в рамках элективных курсов для учащихся основной школы [1].

Основной целью данного курсов является повышение уровня математической грамотности обучающихся, а также развитие логического мышления с помощью освоения основ теории чисел, а для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

— приобщение школьников к истории теории чисел в целом и к каждой теме в частности;

— повышение информационной и коммуникационной компетентности обучающихся;

— расширение математического кругозора;

— обучение учащихся основным теоретико-числовым методам решения задач, возникающих как в самой теории чисел, так и в сопутствующих математических дисциплинах.

Курс рассчитан на учащихся 7–9 классов, желающих знать больше школьной программы, участников олимпиад по математике, а также всех тех, кто заинтересован в развитии логического мышления.

Почему же именно в рамках внеурочной деятельности стоит организовывать подобный курс? Жесткие рамки учебной программы не позволяют рассмотреть те разделы математики, которые либо не входят в содержательно-методические линии школьного курса, либо являются внепрограммным материалом. Учебная деятельность определяется нормативно-правовыми документами и не допускает их вольного толкования. Внеурочная же деятельность, хотя и является элементом учебно-воспитательного процесса, но не так строго регламентирована и потому дает больше простора для творчества. Это такая форма организации свободного времени обучающихся, которая позволяет в максимальной степени реализовать их образовательные потребности.

Зачастую в школьном возрасте креативный потенциал проявляется не сразу, поэтому задача педагогов — распознать и проявить этот потенциал. Наиболее успешно эта задача решается как раз во внеучебное время, свободное от рамок учебного процесса. Это никак не отменяет ни учебной, ни воспитательной работы, поскольку обучение и воспитание происходит не только и не столько на уроках. Отсутствие строгих рамок позволяет со всей полнотой учесть индивидуальные особенности и потребности ребенка, его способности, черты личности и навыки. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а не ориентироваться на среднего ученика, что, как правило, происходит на уроке. Внеурочная деятельность по математике способствует формированию и развитию математических интересов учащихся, их склонностей и способностей.

Однако сейчас в рамках основных образовательных программ теории чисел отводится сравнительно мало времени, особенно по сравнению с алгеброй, геометрией и теорией вероятностей. Исходя из проведённого анализа определённых учебников за 5–9 класс можно сделать вывод, что теория чисел частично затрагивается только в программах за 5 и 6 класс, однако позднее с 7 по 9 класс она практически не встречается (за исключением, пожалуй, учебника алгебры Н. Я. Виленкина 8 класса). Поэтому разработанный нами курс внеурочной деятельности поможет не только изучить элементы теории чисел, развить логику, но и также научит применять методы решения теоретико-числовых задач в других разделах математики.

Целью данного курса является развитие математических навыков и способностей учащихся с разным уровнем подготовки в области теории чисел, отсюда и тема курса внеурочной деятельности: «Элементы теории чисел в основной школе». Опишем опишу структуру данного курса.

Курс рассчитан на год, а именно 34 часа, с тем расчётом, что будет одно занятие в неделю в течение одного академического часа. Данный курс позволит подкрепить математическое образование программы основной школы новыми знаниями.

Содержание курса включает в себя следующие темы:

  1. Делимость целых чисел.
  2. Простые и составные числа.
  3. Арифметические функции.
  4. Признаки делимости.
  5. Арифметика остатков
  6. Разбор некоторых заданий из олимпиад и ЕГЭ.

В каждом разделе подразумевается изучение теории, краткой исторической справки, а также решение практических задач. Некоторые темы изучаются в школьном курсе математики, хотя только на базовом уровне — это элементы теории делимости целых чисел, признаки делимости, знакомство с простыми и составными числами и основной теоремой арифметики. Что касается арифметических функций и арифметики остатков, то они, как правило, не изучаются ни на углубленном, ни, тем более, базовом уровнях, хотя и имеют большое познавательное значение. Последний раздел — задачи повышенного уровня сложности, встречающиеся в олимпиадах различного статуса и государственной итоговой аттестации выпускников по математике, причем не только профильного уровня, но и базового. Источником таких задач служат многочисленные ресурсы, появившиеся в последнее время: сборники задач по подготовке к ЕГЭ [2,3], сайт Федерального института педагогических инструментов, другие электронные ресурсы [4]. Все эти источники доступны обучающимся, и задача учителя — отобрать из массы возможных наиболее авторитетные. Особым интересом в 7–8 классе пользуются олимпиадные задачи — они привлекают внимание занимательным сюжетом, отсутствием сложных математических вычислений и использованием здравого смысла.

В заключении отметим, что элементы теории чисел обучающиеся обязательно должны освоить в рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении, поскольку это способствует ряду положительных навыков:

Во-первых, это способствует развитию логики и эрудиции у обучающихся;

Во-вторых, задания теории чисел носят образовательный характер и доступны учащимся с 5 по 11 классы;

В-третьих, что благодаря заданиям теории чисел можно обеспечить развитие творческого мышления учеников, основная направленность которых заключается в том, чтобы научить размышлять над решением, обращаться к ранее изученным методам и придумывать что-то своё новое.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что элементы теории чисел могут сыграть значительную роль во всестороннем развитии школьников, если мы сможем включить изучение подобных курсов во все образовательные организации.

Литература:

  1. Кондаурова И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 2. Частные вопросы: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 44.03.01 — «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата — «Математическое образование»; квалификация(степень) выпускника — бакалавр; форма обучения — очная) / И. К. Кондаурова. — Саратов, 2015. — 102с.
  2. ЕГЭ 20122. Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. — М.: Экзамен, 2017. — 39 с.
  3. ВПР по математике 8 класс 2020 года. [Электронный ресурс]: https://math8-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3879
  4. Ященко И. В. ЕГЭ 2016. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под ред. И. В. Ященко — М.: Национальное образование, 2016. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная школа, элемент теории чисел, базовый уровень, задача, курс, государственная итоговая аттестация, логическое мышление, профильный уровень, учебный процесс.


Похожие статьи

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Методические рекомендации по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях

В работе приведены методические рекомендации учителям математики, по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях в рамках основного общего образования.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Похожие статьи

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Методические рекомендации по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях

В работе приведены методические рекомендации учителям математики, по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях в рамках основного общего образования.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Задать вопрос