В данной статье рассматриваются современные инструменты PR-продвижения компаний. Среди приемов выделяют деловые, специальные мероприятия связей с общественностью в Интернет. В современности распространение получает именно Интернет, который, позволяет компаниям реализовать свои цели по продвижению собственных товаров или услуг с меньшим бюджетом и более эффективными коммуникативными данными.
Ключевые слова: технологии связей с общественностью и Интернет, Интернет как средство продвижения, продвижение через социальные сети.
В настоящее время каждая компания заботится не только о качестве товара или услуги, но и совершенствует процесс установления взаимоотношений с целевой аудиторией посредством развития маркетинговых коммуникации, который позволит обыграть конкурентов. Тесное взаимодействие с целевой аудиторией обеспечивает хороший уровень коммуникации, если компания активно применяет сеть Интернет для PR-продвижения.
Исследование определений «связи с общественностью», как инструмента продвижения организации, представленных в работах современных авторов Алешиной И. В., Блека С., Бенедиктовой В. И., Зверинцева А. В., Ножина Е. А., Печенцова Г, Синяевой И. М., Уткина Э.А и других позволили автору выдвинуть свое определение «PR-продвижения» [1].
По мнению автора, PR-продвижение — это технология маркетинговых коммуникаций, позволяющая довести информацию о товаре/услуге и/или организации (объекте продвижения) до целевой аудитории, которая направлена на создание и/или поддержание имиджа объекта продвижения.
В отличие от рекламы цель PR-продвижения не побуждать напрямую к совершению покупки, а представить объект продвижения в лучшем свете, сформировать доверительное отношение к нему, что в последствие приведет клиента к принятию решения о покупке.
PR-продвижение может быть реализовано на рынке при помощи PR- технологий. Проанализировав определения «PR- технологии» таких авторов как Волкова А. Н., Душкина М. Р., Савченко Е. А. и Смирновой К. А., автор представил свое определение PR-технологии [2, 3].
Под PR- технологиями автор подразумевает совокупность приемов, средств и методов, которые применяются специалистами по связям с общественностью для установления взаимодействия с целевой аудиторией.
В современном мире роль PR-технологий выросла, и все участники рынка это осознают. На современной стадии развития маркетинга разработано и существует много различных подходов к классификации PR-технологий, что показано на рис. 1.
Рис. 1. Виды классификаций PR-технологий
Особое место в классификации PR-технологий занимают «PR-технологии в сети Интернет». Связи с общественностью в Интернет реализуются через комплекс мер, направленный на формирование позитивных ассоциаций у целевой аудитории, через создание положительного имиджа, за счет транслируемой информации о компании, ее товаре/услуге, сотрудниках.
Выделяют 3 этапа развития Интернет — технологий: Wed 1.0, Web 2.0 и Web 3.0. С каждым этапом совершенствования Интернет изменяются и PR-технологии взаимодействия компании с целевой аудиторией.
На этапе развития Интернет Web 1.0 PR-технологии сводятся к созданию веб-сайтов, которые содержат информацию о компании см. рис. 2.
На сегодняшний день без официальных сайтов практически не существуют никакие организации, а для государственных и муниципальных учреждений это вовсе является обязательным. При наличии визуального представления у аудитории формируется определенное представление о компании. Кроме того, предоставляется возможность продемонстрировать структуру компании, ее историю и ее контактные лица. При наличии высокой конверсии у компании появляется возможность проанализировать количество посещений на сайт и провести мониторинг популярности. Показателями эффективности размещения PR-информации на веб-сайте являются: число посетителей сайта, число просмотренных страниц сайта и длительность пребывания на сайте представителей целевой аудитории.
Рис. 2. PR-информация, размещаемая на стандартном веб-сайте
На этапе развития Интернет Web 2.0 для создания контента компании подключаются пользователи сети Интернет, создаются сайты в социальных сетях. Информация в авторских сайтах (блогах) выкладывается от первого лица. Блоги, в настоящее время, являются самыми регулярным видом выстраивания взаимодействия автора с целевой аудиторией. Поэтому PR-информация в таком сайте обновляется ежедневно и даже несколько раз в день. Такие PR-технологии становятся всё популярнее, так как объединяют целевую аудиторию в комьюнити, преследуя цель ее удержания за счет вовлечения в различные беседы, обсуждения, дебаты по интересующим аудиторию вопросам. Сами сайты в социальных сетях могут принадлежать как отдельным лицам, так и организациями, продвигающим таким образом свой бренд.
Преимуществом применения компании таких PR-технологий является то, что происходит неформальный характер общения, имеется возможность быстро представить информацию пользователям сайта, образуется прямая коммуникация и быстрая обратная связь. Но при этом отсутствует цензура внешних коммуникаций компании, информация может представлять интерес для узкого rруга пользователей, требуется квалифицированный специалист, который сможет модерировать беседы на разные темы и не допускать троллинг.
Сегодня многие традиционные СМИ присутствуют в интернет, создают свои сайты блоги, некоторые издания существуют только в электронном виде, что даёт возможность компании ускорить процесс публикации информации в СМИ на их Интернет — ресурсах.
Совершенствуется и процесс проведения конференций в сети Интернет. Такие конференции проводят в прямом эфире, что позволяет охватить большее количество участников из разных контактных групп.
Социальные сети на данный момент находятся на пике популярности, они позволяют выступать для организаций в качестве платформ, с помощью которых компания может продвигать собственные продукты.
В связи с простотой и доступностью в использовании социальных сетей они приобретают популярность среди различных групп общества. Цены на публикацию информации в социальных сетях относительно не высокие, а также здесь есть возможность охватить большой круг аудитории. Кроме того, существует возможность получения обратной связи от клиентов. [5, с. 24]
Помимо этого, организации имеют возможность в социальных сетях отслеживать новых подписчиков, анализировать комментарии и создавать на основе этого базы данных клиентов, их потребностей.
В связи с этим, пользователями социальных сетей стали не только коммерческие организации, но органы государственной и муниципальной власти. Они также стали вести страницы и группы на данной платформе. Тем самым, политика компании становится более открытой и доступной.
Сейчас для пиара товаров и услуг формируется Social Media Marketing (SMM). Так, SMM есть продвижение компаний за счет использования социальных сетей. Это набор определенных действий, результатом которых будет достигнут пиар-результат [3, с. 98].
Также в социальных сетях существует возможность проведения розыгрышей, условиями которых является подписка на аккаунты организаторов, в таких розыгрышах победитель выбирается случайным образом и получает возможность воспользоваться разыгрываемым призом. Сейчас актуальным является такой инструмент как лид-магнит. Он позволяет привлечь новых клиентов за счет скидки на товар, бесплатного, но полезного контента, который компания предоставляет пользователю за подписку.
Таким образом, Web 2.0 позволяет повысить показатель эффективности применения PR-технологий — интерактивность.
Web 3.0 — это новый этап развития коммуникационных возможностей сети Интернет. в его основе заложены рекомендательные сервисы. Современные авторы — исследователи возможностей Web 3,0 рассматривают его как «публичную потребительскую экспертизу со средствами автоматизации» [6]. Данные сервисы отличаются от социальных сетей тем, что при помощи специальных программных ресурсов выстраивают рейтинги мнений потребителей о товаре-услуге или самой организации.
Таким образом, каждая новая стадия развития Интернет позволяет более эффективно применять традиционные технологии PR, а также создавать новые. Интернет порождает более совершенные инструменты PR- продвижения компании, позволяет добиться ей большей эффективности при снижении бюджета.
Литература:
- Курочкин М. Е. Каналы и инструменты продвижения в интернете в контексте концепции маркетинговых коммуникаций / М. Е. Курочкин // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 9. — С. 96–101
- Савченко Е. А., Макарова Т. П. PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции // Образование наука. Научные кадры. — 2019. № 3. С. 178–180.
- Смирнова, К. А. PR-технологии и основные методы коммуникации / К. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 162–165. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43348/ (дата обращения: 28.04.2023).
- Махальникова А. П. Внедрение новых маркетинговых инструментов в организации и компании, применяющие традиционные стратегии продвижения / А. П. Махальникова // Инновационная наука. — 2018. — № 5. — С. 120–122.
- Бровкина А. Ф. Современные цифровые инструменты продвижения товаров и услуг / А. Ф. Бровкина // Скиф. — 2021. — № 6 (58). — С. 428–432.
- Гущина Е. Г., Чеботарева, С. С. Методика формирования стратегии продвижения бренда компании с использованием инструментария интернет-маркетинга / Е. Г. Гущина, С. С. Чеботарева // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 23–28.