На сегодняшний день в России наиболее дискуссионными и насущными являются вопросы криминализации молодежи, низкого уровня правосознания и общей культуры молодой личности, разрушения института семьи, в свете чего возрастает актуальность института ювенальной юстиции. В статье приводится исследование института ювенальной юстиции, в результате которого автор приводит к выводу об острой необходимости законодательного становления института ювенальной юстиции в Российской Федерации.
Ключевые слова: дети, преступность несовершеннолетних, ювенальная юстиция, ювенальный суд.
Интеграция Российской Федерации в международное сообщество неизбежно взаимосвязана с ратификацией Россией некоторых международно-правовых актов и, как следствие, возникновением у Российской Федерации обязательств, вытекающих из правовых положений международных договоров, конвенций, деклараций, правил и стандартов. Значительную часть международной правовой базы, принимаемой Россией, составляют нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения прав и свобод несовершеннолетних: Конвенция ООН о правах ребенка; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, более известные как «Пекинские правила», Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних или также «Эр-Риядские руководящие принципы».
Дети являются самой уязвлённой, склонной к виктимизации категорией населений. По этой причине обеспечение прав детей, а равно и их защита, является приоритетным направлением политики любого современного демократического государства. Особое внимание следует обратить на феномен преступности в проблематике защиты несовершеннолетних лиц. Так, данный феномен раскрывается в двух аспектах: во-первых, вовлечение несовершеннолетних лиц в преступную деятельность и, как следствие, совершение ими преступлений, во-вторых, совершение преступлений против несовершеннолетних.
Данные статистики, предложенной МВД России, свидетельствуют о том, что с 2020 по 2022 года в России наблюдается рост преступлений, направленных против несовершеннолетних, за три года этот прирост составил 19,5 % в количестве несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате совершения преступлений. При этом, в 2022 году около 3,9 % от всех преступлений были совершенны непосредственно несовершеннолетними или при их участии.
Неудивительно, что на протяжении длительного времени в российском научном обществе достаточно активно обсуждается необходимость создания ювенальной юстиции в России. Наличие разных позиций и проектов по поводу правосудия для несовершеннолетних приводит к разумному вопросу о том, какой вид может приобрести ювенальная юстиция в России с учётом специфики её правовой системы.
Проблема ювенальной юстиции занимала внимание многих отечественных учёных. Изучению роли и места ювенального суда в системе ювенальной юстиции посвящены работы О. Ведерниковой, А. Галкина, В. Ермакова, С. А. Кабиловой, К. Б. Калиновского, П. И. Люблинского, Э. Б. Мельниковой, Ю. И. Стародубцева, В. Ткачева, Р. Хисматуллина.
Различным аспектам ювенальной юстиции посвящены труды и зарубежных исследователей: Г. Бэйзмора, X. Зера, Н. Кристи.
Представляющими наибольший интерес являются работы сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Данный интерес обуславливается положениями статьи 151 УПК РФ, которые устанавливают производство предварительного следствия о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних следователями Следственного комитета Российской Федерации [1]. Данное обстоятельство наводит на мысль о том, что СК России в каком-то понимании стал в некоторой степени органом ювенальной юстиции. Более того, ведомство проводит существенную работу по повышению качества расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних. Приказ СК России от 15.01.2011 года № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» устанавливает направленность ведомства на сосредоточенности основных усилий на обеспечении раскрываемости и пресечения преступления в отношении несовершеннолетних [2]. Так, приоритетность данного направления для органов следствия подтверждается Приказом СК России от 03.03.2015 N 19 «Об оборудовании специальных помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних» была закреплена обязанность следственных органов СК России оборудовать специальные помещения для производства следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних, так называемые «зелёные комнаты» [3].
Для того, чтобы разобраться в данной проблематике, необходимо определить понятие «ювенальная юстиция». По мнению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, кандидата экономический наук Апатенко С. Н. (в прошлом директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России) в доктрине российского права нет единого понимания о том, что представляет собой ювенальная юстиция [4, с. 59].
В наиболее простом для понимания смысле ювенальная юстиция представляет собой специальную систему органов и правовых институтов, которые занимаются защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними [8, с. 16]. При таком понимании ювенальной юстиции её основным звеном должен выступать специфический суд.
Юридически ювенальная юстиция — это система защиты прав несовершеннолетних, которая включает в себя государственные органы, учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность, взаимодействуя с социальными, методико-психологическими службами в сфере оказания помощи несовершеннолетним в части защиты и реализации их прав.
Основой функционирования системы ювенальной юстиции является взаимодействие всех органов и учреждений, специализирующихся на работе с несовершеннолетними.
Как было отмечено ранее, своеобразным органом ювенальной юстиции можно признать следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Однако, несмотря на рассмотренную выше направленность ведомства не всегда сотрудники правоохранительных органов в должной мере подготовлены для работы с несовершеннолетними участниками уголовного процесса. Разумно предположить, что затруднения связаны с отсутствием как понимания сущности ювенальной юстиции правоохранителями, так и отсутствием законодательно установленной системы ювенальной юстиции [7, с. 175–177].
Как известно, уровень морали и культуры в обществе неразрывно связан с социально- экономической обстановкой в стране. И если этот уровень начинает падать, это, прежде всего, сказывается на молодежи. В России крайне низок уровень правовой культуры (в сравнении с уровнем правовой культуры граждан СССР), как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Вследствие этого возрастает количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Подростки не знают своих прав и обязанностей, не задумываются о последствиях, однако незнание закона не освобождает от ответственности. Из этого следует, что повышать уровень правосознания нужно не только у взрослых граждан, но и у детей. Для этого должна быть создана государственная система, которая занималась бы не только правовым просвещением детей, но выявлением, разрешением и рассмотрением преступлений, совершённых несовершеннолетними.
Из приведённых выше рассуждений становится ясно, что в настоящее время в Российской Федерации уже заложены основы системы ювенальной юстиции в части учета специфики уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних. Так, уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются особые правила проведения отдельных следственных действий, детализирует обстоятельства, подлежащие доказыванию, и порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, определяет отдельные меры пресечения, реализуемые в отношении несовершеннолетних.
Следующим шагом при построении системы ювенальной юстиции в России может стать учреждение судов ювенальной юстиции. Примечательно, что в 1999–2002 годы в России уже предпринимались неоднократные попытки внести изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с целью создания специализированных судов, однако попытки не увенчались успехом [5 с. 176–179].
Важно отметить, что в понятие ювенальной юстиции вкладывается как правовое, так и социальное составляющее, так как правовые нормы, охватывающие вопросы, связанные с несовершеннолетними, устанавливаются исходя из особенностей личности несовершеннолетних. На данный момент, в России существует социальная служба опеки и иные органы, цель деятельности которых заключается в защите прав несовершеннолетних. Существуют и разнообразные общественные организации. Однако, важно обеспечить действительное, а не формальное функционирование данных общественных организаций, объединений и государственных органов. Важно, что бы комиссии по делам о несовершеннолетних проводили качественную и полную работу не только по бумагам, но и на деле. К сожалению, правоприменительная практика свидетельствует о том, что комиссии по делам несовершеннолетних не редко действуют некорректно и неэффективно. Более того, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних де-факте может не соответствовать интересам самих несовершеннолетних, что представляет проблему системного характера [6, с. 101–116].
Резюмируя, необходимость учреждения в Российской Федерации ювенальной юстиции не может быть оспорена. Приведённым установлением было установлено, что на данный момент в России на базе существующих органов создан фундамент организационной системы ювенальной юстиции. Система российской ювенальной юстиции послужит не только цели борьбы с последствиями противоправных действий со стороны несовершеннолетних, но и целям определения причин преступности несовершеннолетних и предупреждению.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) / [Электронный источник] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
- Приказ СК России от 15.01.2011 N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» / [Электронный источник] URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-sledstvennogo-komiteta-rf-ot-15012011-n-2-ob/.
- Приказ СК России от 03.03.2015 N 19 «Об оборудовании специальных помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних» / [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=714924#mu5le8T6OLRiMxU41.
- Апатенко С. Н. Ювенальная юстиция в системе государственной молодежной политики // Материалы «круглого стола» Государственной Думы ФС РФ «Становление ювенальной юстиции в России: опыт, проблемы и перспективы», 20 марта 2006 г. // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России».
- Бочаров, Е. В. Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних: ювенальная юстиция / Е. В. Бочаров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 176–179.
- Горян Э. В., Забара З. К. Российская модель ювенальной юстиции: проблемы эффективного функционирования и пути их устранения // Территория новых возможностей. — 2018. № 2 (41). — С. 101–116.
- Климова, И. А. Проблемы ювенальной юстиции в системе законодательства Российской Федерации XXI века / И. А. Климова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 175–177.
- Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних. История и современность. — М., 1999. С. 120.