Аттестация государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Азарова, Е. С. Аттестация государственных служащих / Е. С. Азарова, А. Н. Лебах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102990/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье анализируются проблемные аспекты аттестации государственных служащих.

Ключевые слова: государственный служащий, аттестация, аттестационная комиссия, квалификационные требования.

The article analyzes the problematic aspects of certification of civil servants.

Keywords : civil servant, attestation, attestation commission, qualification requirements.

Аттестация государственных гражданских служащих — один из важнейших элементов в процессе построения карьеры государственного служащего и определения целесообразности его нахождения на службе.

Часть 1 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы [1].

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих [3, с. 187].

Как можно видеть, базовая цель аттестации прослеживается в каждом из рассматриваемых нормативно-правовых актов, а именно: определение пригодности служащего к дальнейшей работе в занимаемой должности.

Принцип компетентности и профессионализма государственных служащих закреплен в ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации предъявляет к государственным гражданским служащим определенные квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Существующая, законодательно закрепленная процедура — аттестация государственных служащих основана на оценке соответствия уровня профессиональной подготовки служащего квалификационным требованиям, качества выполнения им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, в результате его определяется соответствие данным служащим замещаемой должности гражданской службы. Более того, аттестация помогает в определении наиболее перспективных сотрудников для продвижения их по службе, а также направлении служащих на переподготовку и повышение квалификации, чьи результаты вызывают сомнения. Также в исключительных случаях по итогам процедуры аттестации принимается решение об увольнении аттестуемого, не соответствующего занимаемой должности [3, с. 258].

В государственных органах Российской Федерации аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [2].

Во всех органах государственной власти в соответствии со ст. 7 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 должны быть приняты правовые акты, регламентирующие процесс организации проведения аттестации и получившие одно из таких названий, как: положение, порядок, регламент.

Анализируя указанные правовые акты, являющиеся правовой формой внедрения аттестации в качестве кадровой технологии в практику деятельности государственных органов, можно выявить, что в своем большинстве они дублируют положения вышеуказанного Указа Президента РФ.

Важной особенностью является тот факт, что обязанность проходить процедуру аттестации имеют не все категории служащих. Так, под исключение попадают лица, которые проработали в занимаемой должности гражданской службы менее одного года или достигли возраста шестидесяти лет, гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ), а также женщины, находящиеся в состоянии беременности или в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация проводится один раз в 3 года, но до истечения данного срока может проводиться внеочередная аттестация (в случаях сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, изменения условий оплаты труда гражданских служащих и др.).

Аттестационная комиссия, еѐ состав, порядок и сроки работы формируются правовым актом государственного органа в соответствии с ч. 9–12 ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Состав комиссии должен быть сформирован таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которая могла бы повлиять на решения, принимаемые аттестационной комиссией.

Ежегодно представителем нанимателя утверждается график проведения аттестации, который должен быть доведен до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

За две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию должен быть представлен отзыв об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается его непосредственным руководителем и утверждается вышестоящим руководителем. За неделю до начала аттестации служащий должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом об исполнении им служебных обязанностей за аттестационный период. Ряд государственных органов в своих нормативных актах конкретизировали процедуру ознакомления служащего с представленным на него отзывом [5, с. 103].

На время отсутствия председателя комиссии его функции исполняет заместитель председателя комиссии.

Обязанностями секретаря аттестационной комиссии является информирование председателя о поступивших на рассмотрении комиссии документах и оглашение предложений о приглашении на заседание определенных должностных лиц за неделю до очередного заседания комиссии. Также в его обязанности входит оповещение членов комиссии и аттестуемых о дате, времени и месте проведения заседания не позднее чем за три дня до заседания, сообщение комиссии об отсутствии на заседании отдельных членов комиссии и аттестуемых, а также ведение протокола заседания и фиксация результатов голосования и решений комиссии.

В Указе Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 закреплено положение о том, что государственный служащий должен ознакомиться с аттестационным листом, в который занесены результаты аттестации, под расписку и все материалы аттестации передаются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Большинство руководителей кадровых служб органов государственной власти полагают, что аттестация заканчивается изданием правового акта государственного органа по итогам заседания аттестационной комиссии.

Изучая процедуру аттестации наиболее важным, на наш взгляд, является анализ методов, которые применяются с целью выявления уровня соответствия аттестуемого гражданского служащего занимаемой должности в процессе работы аттестационной комиссии. Разработкой таких методов занимаются сотрудники кадровых служб, психологи, юристы.

При составлении отзыва о служебной деятельности кадровые органы разрабатывают примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего, например: уровень образования, стаж работы по специальности, знание нормативных актов, регламентирующих установленную сферу профессиональной служебной деятельности, уровень профессиональной компетентности, знание отечественного опыта по профилю профессиональной служебной деятельности, способность адаптироваться к новой ситуации и разрабатывать новые подходы к решению возникающих проблем, умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей, качество выполняемой работы, ответственность за результаты служебной деятельности, своевременность выполнения должностных обязанностей, умение работать с документами, коммуникативные способности, способность планировать, организовывать, регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных, способность в короткие сроки осваивать технические средства, инновационные технологии, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы, стремление к поиску творческого начала в работе, знание основ общегражданского и делового этикета, участие в управленческом процессе принятия решений, способность к самооценке.

Кадровые работники могут разработать и иные критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности для построения так называемых профилей успешности.

Оценка личностных качеств государственных гражданских служащих является актуальным в рамках профилактики проявления коррупционного поведения в будущем и фактов правового нигилизма сотрудников, но при этом использование одного метода оценки служащего представляет низкую информативность, различное понимание членами комиссии критериев данной оценки, а также отсутствие сведений о профессиональной компетенции аттестуемых.

В том случае, если аттестуемый служащий, замещает должность государственной гражданской службы категории «руководители» либо категории «специалисты» главной группы должностей, опросу о его профессиональных качествах также подлежит гражданский служащий, находящийся в его подчинении.

В таком опросе применяется бланк оценки профессиональных качеств гражданского служащего и бланк самооценки профессиональных качеств аттестуемого.

Заключения по итогам проведения оценки знаний государственного гражданского служащего Приморского края представляются гражданским служащим департамента на заседании аттестационной комиссии.

Рекомендации Комиссии предоставляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после проведения заседания Комиссии.

Можно сформулировать общий вывод, что законодательство Российской Федерации предъявляет к государственным гражданским служащим определенные квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Процедурный процесс проведения аттестации в органах государственной власти РФ более-менее определен и действует, хотя и с разными особенностями, на территории субъектов РФ. Важным на сегодняшний день остается вопрос оценки профессиональных качеств и заслуг гражданского служащего. Такая оценка должна быть комплексной, направленной на оценивание всех сторон служебной деятельности аттестуемого (знание теоретической базы, применение практических навыков в работе, личностные качества, работа в коллективе и многое другое). Исходя из этого, во многих государственных органах существует необходимость во внедрении качественно новых и действенных методов и методик оценивания служащих.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11.08.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3586.
  2. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 437.
  3. Васильев В. А. Аттестация гражданских служащих как самостоятельный элемент прохождения государственной гражданской службы // Молодой ученый. 2021. № 19. С. 187–188.
  4. Плотникова Е. Ю. Процесс прохождения аттестации действующими сотрудниками государственной гражданской службы // Молодой ученый. 2021. № 14. С. 256–260.
  5. Синельникова Н. А. Проблемы аттестации на государственной службе // Научные диалоги в эпоху инновационных преобразований общества: материалы научно-практической конференции. — М., 2020. С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, аттестационная комиссия, гражданская служба, служащий, государственная гражданская служба, аттестация, государственный орган, замещаемая должность, представитель нанимателя, Указ Президента РФ.


Похожие статьи

Система аттестации государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня квалификации служащих.

Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих

В статье автор пытается выявить эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих.

Особенности административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть понятие и сущность административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Процедура и этапы проведения аттестации персонала

В статье рассматриваются процедура и этапы проведения аттестации персонала.

Некоторые проблемы правового регулирования изменения и расторжения служебного контракта

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования изменения и расторжения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Автором предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодатель...

Проблемы привлечения государственного служащего к административной и дисциплинарной ответственности

В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарной и административной ответственности к государственным гражданским служащим. Рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных инс...

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государств...

Актуальные проблемы ответственности государственных служащих в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы применения мер административной и дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих и вносятся предложения по доработке законодательной базы в этой области.

Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения

В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...

Похожие статьи

Система аттестации государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня квалификации служащих.

Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих

В статье автор пытается выявить эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих.

Особенности административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть понятие и сущность административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Процедура и этапы проведения аттестации персонала

В статье рассматриваются процедура и этапы проведения аттестации персонала.

Некоторые проблемы правового регулирования изменения и расторжения служебного контракта

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования изменения и расторжения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Автором предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодатель...

Проблемы привлечения государственного служащего к административной и дисциплинарной ответственности

В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарной и административной ответственности к государственным гражданским служащим. Рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных инс...

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государств...

Актуальные проблемы ответственности государственных служащих в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы применения мер административной и дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих и вносятся предложения по доработке законодательной базы в этой области.

Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения

В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...

Задать вопрос