Статья посвящена исследованию функций Банка России. Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра существующих классификаций функций и разработки новой классификации с учетом изменений в российском законодательстве. Цель статьи — исследование функций Банка России. Для ее достижения, а также решения поставленных задач использовался ряд общетеоретических методов: анализ и синтез, дедукция и индукция, метод классификации. Автором была предложена классификация функций Банка России с учетом изменений в законодательстве. Функции, присущие Банку России, следует классифицировать исходя из сфер его деятельности на: функцию денежно-кредитного регулирования, контрольно-надзорную функцию, информационно-аналитическую функцию, функцию регулирования финансового рынка, нормотворческую функцию, операционную функцию, правозащитную функцию, функцию финансового просвещения и функцию международной и внешнеэкономической деятельности. Указанные в данной работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в исследованиях, посвященных изучению данной темы.
Ключевые слова: Банк России, понятие, функции, классификация , роль.
На сегодняшний день вопрос, связанный с Банком России, по-прежнему остается актуальным. Так, в течение последних лет главный банк страны расширяет сферу своего влияния. Банк России значительно усиливает и расширяет свою деятельность, принимая на себя новые обязанности. Это, в свою очередь, находит свое отражение в перечне его функций. Принимая во внимание расширение спектра функций Банка России, назрела необходимость пересмотра существующих классификаций.
В целях разработки классификации функций Банка России представляется уместным обратиться к анализу существующих классификаций. Но перед этим обратим внимание на само понятие функций Банка России.
В научной литературе чаще всего выделяются экономический и юридический подходы к определению понятия функций Банка России. Например, с юридической точки зрения, под функциями главного банка страны, по мнению исследователей, следует понимать виды управленческой деятельности, совокупность полномочий, конкретный круг обязанностей. При экономическом подходе, в свою очередь, функции определяются как совокупность операций, предназначение главного банка страны [1, c. 172]. Тем самым в науке нет однозначного определенияфункций главного банка страны. Существуют различные подходы исследователей к определению данных функций.
Кроме того, анализ научной литературы показал, что регламентированные законодателем функции Банка России ученые рассматривают по-разному и выделяют различные классификации данных функций[2, c. 38–46]; [3, c. 34]; [4, c. 165–169]; [5, c. 103–104].
Более того, данные классификации не учитывают введенных ранее функций, расширяющих сферу влияния Банка России (например, такой функции, как повышение уровня финансовой грамотности населения России и представителей малого и среднего предпринимательства). По данной причине назрела необходимость пересмотра существующих классификаций функций и разработки новой классификации с учетом изменений в законодательстве с целью их систематизации.
С точки зрения автора, представляется целесообразным выделить следующие классификационные группы функций Банка России исходя из сфер его деятельности:
1) функция денежно-кредитного регулирования, которая проявляется при разработке и проведении совместно с Правительством России единой государственной денежно-кредитной политики, нацеленной на защиту и обеспечение устойчивости российской валюты [6, с. 40].
Данная функция предполагает осуществление монопольной эмиссии денег и регулирование наличного обращения, хранение кассовых резервов, рефинансирование Банком России коммерческих банков, хранение и управление золотовалютными резервами государства [7].
Вышеуказанная функция пронизывает всю деятельность Банка России. Без реализации данной функции невозможно достижение стабильного уровня цен, повышение уровня благосостояния населения и формирование условий для экономического роста государства в целом. В данной функции заключается главное назначение Банка России, важной ролью которого является реализация регулирования денежного оборота.
2) функция регулирования финансового рынка, которая появляется в регулировании, обеспечении стабильности и развития финансового рынка.
В рамках данной функции Банк России, главным образом, ответственен за регулирование некредитных финансовых организаций; за регулирование в сфере профессионального оказания финансовых услуг, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; за регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также за повышение доступности и качества финансовых услуг населению страны.
Банк России также отвечает за оценку уровня риска вовлеченности организаций и индивидуальных предпринимателей в совершение подозрительных операций.
Кроме того, Банк России осуществляет регистрацию кредитных организаций, выдает банковские лицензии, приостанавливает их действие и отзывает их[7].
Тем самым роль указанной функции заключается в обеспечении стабильности, устойчивости и бесперебойного функционирования финансового рынка, что, в конечном итоге, содействует экономическому развитию всего государства в целом.
3) нормотворческая функция, которая предполагает регламентацию правовых актов, касающихся деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а также стандартов бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядка их применения [7].
Подобным образом, в конечном итоге Банк России путем принятия правовых актов, организовывает и упорядочивает деятельность кредитных и некредитных финансовых организаций, создает единые стандарты их деятельности.
4) операционная функция, подразумевающая совершение Банком России самостоятельно или по поручению Правительства России банковских операций и услуг, не противоречащих законодательству, обслуживание счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральных, региональных и местных органов управления, а также оказание услуг по передаче электронных финансовых сообщений [7].
Указанная функция позволяет Банку России обслуживать потребности субъектов экономики, осуществляя финансовые операции, а также выступить при необходимости в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
5) информационно-аналитическая функция, подразумевающая анализ и прогнозирование экономического состояния России, а также публикацию соответствующих материалов и статистических данных; участие в разработке прогноза платежного баланса государства; установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к российской денежной едишице; участие в разработке методологии составления финансового счета в системе национальных счетов и организацию составления финансового счета государства; составление международной инвестиционной позиции, статистики внешней торговли услугами, внешнего долга, международных резервов, прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж [7].
Без реализации указанной функции регулирование денежного обращения Банком России практически невозможно. Прогноз и анализ развития российской экономики позволяет определить динамику денежно-кредитных отношений. Сведения о тенденциях развития отдельных секторов экономики, о курсе валют, а также о платежном балансе, международной инвестиционной позиции и внешнем долге государства, позволяют субъектам экономики при необходимости скорректировать вектор своего развития.
6) контрольно-надзорная функция, подразумевающая реализацию надзора и наблюдения в национальной платежной системе; банковского надзора; контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций, а также в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке; контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах, а также за соблюдением законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [7].
Вышеуказанная функция позволяет Банку России соблюдать целевые ориентиры развития и укрепления финансового рынка. Реализация контроля и надзора путем наблюдения и проверок на предмет соответствия законодательству содействует обеспечению законности деятельности всех финансовых организаций в целом.
7) правозащитная функция, которая проявляется в том, что Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов профессиональных участников финансового рынка и его потребителей [7], включающая в себя рассмотрение жалоб и обращений вышеуказанных субъектов и ответов на них, а также проверку практик финансовых организаций по оказанию финансовых услуг, корректности сведений об оказываемой услуге [8, с. 230].
Тем самым путем реализации данной функции Банк России обеспечивает законность, объективность и прозрачность деятельности всех субъектов финансового рынка.
8) функция финансового просвещения, которая проявляется в том, что во взаимодействии с Правительством России Банк России проводит работу по финансовому просвещению населения и представителей малого и среднего предпринимательства в стране [7].
Функция финансового просвещения имеет не менее важное значение. Данная функция нацелена на формирование финансовой культуры у населения страны. Низкий уровень финансовой культуры существенным образом сказывается на качестве жизни и приводит к снижению уровня благосостояния взрослого населения [9, c. 130–131]. Кроме того, индекс финансовой грамотности россиян остается невысоким. Так, например, в 2020 году, индекс составил лишь 54 балла (из 100 возможных), а в 2018–52 [10]. Именно поэтому главный банк страны уделяет особое внимание формированию знаний в финансовой сфере.
9) функция международной и внешнеэкономической деятельности, подразумевающая участие Банка России в международном финансовом регулировании.
При осуществлении международной деятельности Банк России представляет интересы государства во взаимоотношениях центральных банков зарубежных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России состоит в членстве и принимает участие в работе международных организаций, а также поддерживает сотрудничество с центральными банками зарубежных государств.
При реализации внешнеэкономической функции Банк России наделен правом обратиться в зарубежный центральный банк и (или) иной орган, ответственный за осуществление банковского надзора, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, включая сведения, содержащие банковскую тайну, которые были получены от кредитных организаций, банковских групп и иных объединений с участием кредитных организаций в процессе реализации надзорных функций, включая осуществление проверок их деятельности. Касательно информации и документов, полученных от центральных банков и органов банковского надзора зарубежных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов и учитывать требования законодательства зарубежных государств. Банк России также выдает разрешение на создание кредитных организаций с зарубежными инвестициями, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций и филиалов страховых организаций зарубежных государств на территории России, а также аккредитацию иностранных граждан с целью осуществления ими трудовой деятельности в представительствах зарубежных кредитных организаций.
Кроме того, Банк России является органом валютного контроля и валютного регулирования. Указанные функции осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами [7].
Тем самым Банк России вносит свой вклад в функционирование и развитие регионального и мирового финансового регулирования, в частности, участвуя в разработке нормативных актов мирового значения в крупнейших влиятельных международных организациях (таких как, например, МВФ) [12], а также содействуя интеграции и гармонизации законодательства государств в рамках региональных объединений с участием России [11] (таких, как СНГ, ШОС, ЕАЭС) [12]. Так, путем реализации данной функции происходит интегрирование российской экономики в мировое экономическое сообщество.
Следует также отметить, что вышеперечисленные функции Банка России находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии между собой. Именно при реализации всех функций главный банк страны обеспечивает регулирование, функционирование и развитие финансовой и экономической систем государства в целом.
Подводя итог, следует отметить, что функции Банка России могут быть представлены и классифицированы исходя из сфер его деятельности на девять основных групп. Подобная классификация способствует всестороннему раскрытию сущности и особенностей целей и задач, поставленных перед Банком России.
При этом в результате проведенной работы было также выяснено, что вопрос классификации функций Банка России на указанный момент остается недостаточно изученным. Более глубокое исследование и анализ данного вопроса, с учетом полученных в настоящей работе результатов, позволило бы расширить и уточнить представления о функциях Банк России (например, сформулировать их новые классификации с учетом введенных ранее функций).
Литература:
1. Крымова, И. П., Русинкевич, Ю. И. Подходы к определению функций Центральных банков — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2022. — № 58. — С. 168–179.
2. Горюнова, Е. В. Трансформация целей и функций Банка России в современных условиях — Текст: непосредственный // Финансы и кредит. — 2013. — № 18 (546). — С. 38–46.
3. Ларина, О. И., Сакало, Е. Ю. Развитие функций и задач Банка России — Текст: непосредственный // Вестник университета. — 2015. — № 10. — С. 32–37.
4. Хоменко, Е. Г. Банковское право: учебник / Е. Г. Хоменко. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021.
5. Хуажева А. Ш. Роль и функции Центрального банка России в современных экономических условиях — Текст: непосредственный // KANT. — 2011. — № 3 (3). — С. 103–108.
6. Грачева, Е. Ю. Банковское право Российской Федерации: учебник / Е. Ю. Грачева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022.
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. — 2002. –№ 28. — ст. 2790.
8. Мешков, Д. А. Защита прав потребителей финансовых услуг, как функция Банка России — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 5–2 (56). — С. 229–232.
9. Лерман, Е. Б. Соловьева, О. Б. Формирование финансовой культуры в России: проблемы и пути решения — Текст: непосредственный // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — № 1. — С. 130–143.
10. ЦБ зафиксировал рост доли граждан с высоким уровнем финансовой грамотности // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/03/26/863405-tsb-zafiksiroval-rost-doli-grazhdan-s-visokim-urovnem-finansovoi-gramotnosti (дата обращения: 7.03.2023).
11. Международное сотрудничество // URL: https://cbr.ru/about_br/ip/ (дата обращения: 7.03.2023).
12. Работа с международными организациями и межгосударственными объединениями // URL: https://cbr.ru/about_br/ip/momo/ (дата обращения: 7.03.2023).