Предпосылки возникновения и характерные особенности клипового мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 633 раза

Библиографическое описание:

Сватова, И. А. Предпосылки возникновения и характерные особенности клипового мышления / И. А. Сватова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103009/ (дата обращения: 15.11.2024).



Под клиповым мышлением понимают новый тип мышления или обработки информации, возникший в современном цифровом обществе.

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и его внимание постоянно перескакивает с одного на другое. Отмечается, что зачастую таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы [5].

Термин в качестве именно такой формулировки существует только в России и отсылает к феномену «клиповой культуры», описанному Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» [13]. «Третья волна» посвящена анализу истории развития человечества и предположениям касательно будущего развития общества. Э. Тоффлер разделяет это развитие на фазы или т. н. «волны». После общеизвестных доиндустриальной и индустриальной фаз он выделяет Третью волну, фазу постиндустриального общества, главным продуктом которой становится информация. Некоторые экономические и социологические прогнозы Тоффлера касательно устройства информационного общества считаются сбывшимися. Одним из таких прогнозов является клип-культура.

В посвящённой этому явлению главе он пишет следующее: «Демассифицированные средства информации демассифицируют и наше сознание. Во время Второй волны постоянная накачка стандартизированного образного ряда привела к тому, что критики называют «массовым сознанием». Сегодня уже не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами.<…> На личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из–под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла “клипами”, мгновенными кадрами. По сути дела, мы живем в “клип–культуре”» [13].

Им отмечается, что это различие в способе получения информации становится разрывом между представителями Второй и Третьей волн. Вместе со способом получения и обработки информации меняется и общество: «Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации — рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими–то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки. <…> Резко критикуя то, что они называют бедламом клип–культуры, люди Второй волны испытывают подавленное раздражение против средств информации. Люди Третьей волны, напротив, чувствуют себя неплохо под бомбардировкой блицев: полутораминутный клип с новостями, полуминутный рекламный ролик, фрагмент песни или стихотворения, заголовок, мультик, коллаж, кусочек новостей, компьютерная графика» [13].

От его внимания также не уходит то, что это может негативно сказаться на ментальном состоянии людей информационного общества, вызывать перегруженность и информационную перегрузку.

В России идею реструктуризации общества, вызванной всё возрастающими информационными потоками, высказанную Э. Тоффлером в 1980-х, начиная с 1990-х, развивает отечественный философ Ф. И. Гиренок. В своём философском труде «Метафизика пата» он так описывает новый вид мышления, созданный в условиях клиповой культуры: «<…> жизнь прошла, а иллюстрации к жизни остались. Вернее, только они и остались, как клипы пата, и по этим иллюстрациям нужно восстановить текст жизни. Клипы пата не мыслят. Они рассматриваются, как картины. Клип и есть картина, только нет сознания, которое бы могло заполнить пропуски между клипами. <…> Клип отменяет сознание, создавая клиповое сознание, которое реагирует только на удар. Картина слепит ослепленных, звук оглушает оглушенных. Клип выбивают клипом» [3].

Философский взгляд на клиповое мышление у Ф. И. Гиренока нашёл более практическую трактовку у педагогов. О причинах и последствиях возникновения клипового мышления говорят с 1990–2000-х исследователи Т. В. Семеновских [10; 11], Н. В. Азаренок [1], Е. В. Митягина, Н. С. Долгополова [9] и др.

Клиповое мышление как научный термин является спорным понятием, даже исследователи, солидарные в том, что он имеет место существовать, зачастую высказывают различные утверждения о том, что именно он обозначает, у учеников какого возраста можно его обнаружить, а также о том, насколько он вреден для разума молодых поколений.

Разные исследователи описывают клиповое мышление и как имеющее негативный эффект на молодые поколения студентов, снижающее их умственные способности и способность к критическому мышлению, и как позитивный, позволяющее не только защититься от переизбытка информационных потоков, но и преуспеть в наиболее современных научных сферах. Клиповое мышление воспринимается как специфическая форма обработки информации, соответствующая стремительной цифровизации современного общества [14].

К. Г. Фрумкин в своей статье «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделил следующие предпосылки для возникновения клипового мышления:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [14].

Современные молодые люди с детства по-другому воспринимают и обрабатывают информацию. Произошел переход от линейной модели мышления к сетевой, построенной на визуальных образах. Различные данные больше не надо запоминать, достаточно знать «путь к ним», нужную информацию всегда можно найти лишь протянув руку и вбив запрос в поисковик. На замену знаниям пришли гиперссылки на знания. Память, соответственно, становится кратковременной и неглубокой. Мозг приучается обрабатывать информацию только небольшими порциями и мышление приобретает характеристики клипового [8].

Касающиеся клипового мышления исследования психологов выделяют разнообразные присущие ему характерные черты: быстрое переключение на новый незнакомый раздражитель; высокая скорость восприятия информации; формулировка мнения на основе поверхностного изучения объекта; уменьшение способности анализировать информацию; проблемы в устанавливании логических связей; умение одновременно выполнять несколько операций; неумение концентрироваться на одной задаче в конкретном отрезке времени; восприятие мира через короткие яркие образы и сообщения; дискретность восприятия; языковой минимализм в описании объектов восприятия и мышления и пр. [2; 4; 6; 7; 11; 12].

Таким образом, клиповое мышление, развивающееся в результате перечисленных факторов, оказывающих колоссальное влияние на развитие мышления представителей молодых поколений с самого рождения, представляет собой скорее развитие одних когнитивных навыков за счет других, тонкую перенастройку гибкого от рождения мышления человека под требования современности [11].

Многие исследователи отмечают, что современное образование должно научить студентов критически мыслить, аргументировать свою точку зрения и применять знания на практике. Важно, чтобы студенты понимали материал и не учили его наизусть, а также не обязательно иметь оригинальную, непохожую на другие точку зрения, главное — умение анализировать получаемые знания и обосновывать свои мысли, а также применять их на практике [9].

Большое количество исследований подводит выводы на позитивной ноте, проблема клипового мышления воспринимается как педагогический вызов, требующий от преподавателя понимания сильных и слабых сторон своих учеников, обладающих клиповым мышлением. Отмечается потребность в умении пользоваться новыми стратегиями поведения и учитывать их при работе с современными молодыми людьми, в том числе в процессе изучения русского языка как иностранного.

Литература:

  1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений: материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120­летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, Москва, 15–16 окт. 2009 г. / Ин­т психологии РАН; отв. ред. А. Л. Журавлев. М., 2009. т. 5. С. 110–112.
  2. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2(220). С. 133–138.
  3. Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_g/girenok_fi.html (дата обращения: 19.05.2023).
  4. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94–100.
  5. Гринкевич Е. И., Буховец С. К. Использование принципов клипового мышления при обучении РКИ // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VII Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 87-летию Курского государственного медицинского университета (19 апреля 2022 г.) — Курск: Изд-во КГМУ, 2022. С.223–231.
  6. Димухаметов Р. С. Цифровые аборигены… Какие они? // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1(5). С. 88–96.
  7. Кузнецова Е. В., Резер Т. М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе // Акмеология профессионального образования: Мат-лы 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 14–15 марта 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 367–370.
  8. Ломбина Тамара Николаевна, Юрченко Олеся Викторовна Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem (дата обращения: 19.05.2023).
  9. Митягина Екатерина Владимировна, Долгополова Наталья Сергеевна «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 19.05.2023).
  10. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 5 (24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
  11. Семеновских Т.В «Клиповое мышление» — феномен современности // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. URL: http:// jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208 (Дата обращения: 19.04.2023).
  12. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 270–274.
  13. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М.: АСТ, 2010.
  14. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): мышление, клип, волна, информационное общество, информация, клип пата, обработка информации, Россия, средство информации, тип мышления.


Задать вопрос