Психологические предпосылки появления речи у детей
Дыба Людмила Исааковна, учитель-логопед высшей категории
МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 26» г. Гатчины (Ленинградская обл.)
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, речь может возникнуть только при условии общения ребенка с взрослым.
Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:
1 этап — эмоциональное общение (первое полугодие жизни);
2 этап — общение на основе понимания речи (со второго полугодия жизни);
3 этап — общение на основе речи (с 1,5–2 лет).
Эмоциональное общение.
Потребность в общении формируется у ребёнка в процессе взаимодействия с окружающими людьми и возникает в первые два месяца жизни на основе его первичных нужд.
Это так называемый «довербальный» период, когда общение с взрослыми осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Малыш ещё не понимает речи окружающих, но именно в это время создаются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
В этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности и высоте. Большое значение в этом возрасте имеет контакт с матерью, выражение ею любви, нежности. Голос матери — самый важный источник звука, ребёнок с удовольствием слушает её, реагирует на её интонацию.
Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Ребёнок копирует мимику взрослого, чутко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии человека, который с ним общается.
По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Это период «гуления», «гуканья», который продолжается 2–3 месяца. С трёх до пяти месяцев возникает лепет («ага», «угу»). По мере развития лепета увеличивается количество повторений одного и того же слога, слоги составляют цепочку, появляются первые слова — как правило, к 6 месяцам («ба-ба», «ма-ма»). Дети чаще воспроизводят слоги, которые подкрепляются, т. е. повторяются за ребёнком взрослыми.
Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Впоследствии ребёнок сам проявляет инициативу, и задача взрослого заключается в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению.
Общение на основе понимания речи.
К концу первого полугодия жизни ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
Особенность общения на основе понимания состоит в том, что ребёнок сначала не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию сначала движением, мимикой, взглядом.
К 7–9 месяцам ребёнок начинает повторять за взрослым различные сочетания звуков («бух», «дай-дай», «тик-так»).
К концу первого года жизни, у ребёнка появляются первые слова. Общение ребёнка с взрослым в этот период является очень активным.
Общение на основе речи.
На третьем этапе происходит овладение различными средствами языка .
От одного года до трёх лет наблюдается активное пополнение словарного запаса, ребёнок составляет предложения, овладевает приёмами словоизменения и словообразования. Часто в этом возрасте развивается словотворчество, о котором писал К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти». К 4,5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы.
Роль общения в развитии ребёнка доказывают исследования так называемого «госпитализма». Госпитализм (от лат. Hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития, обусловленное дефицитом общения со взрослыми в первые годы жизни малыша. Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т. п.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в ласке, теплоте, любви.
Госпитализм возникает не только в детских домах при раннем разлучении с матерью, но и в семьях, где не уделяют ребёнку необходимого внимания, неблагополучных семьях.
Речь как высшая психическая функция, являясь основным механизмом мышления, может формироваться и развиваться только в условиях общения.