Психологические предпосылки появления речи у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 467 раз

Библиографическое описание:

Дыба, Л. И. Психологические предпосылки появления речи у детей / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103021/ (дата обращения: 15.11.2024).



Психологические предпосылки появления речи у детей

Дыба Людмила Исааковна, учитель-логопед высшей категории

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 26» г. Гатчины (Ленинградская обл.)

C:\Users\User\Desktop\4216117280c5ed2e8eed0c54cdaff060e880daa9-1.jpg

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, речь может возникнуть только при условии общения ребенка с взрослым.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

1 этап — эмоциональное общение (первое полугодие жизни);

2 этап — общение на основе понимания речи (со второго полугодия жизни);

3 этап — общение на основе речи (с 1,5–2 лет).

Эмоциональное общение.

Потребность в общении формируется у ребёнка в процессе взаимодействия с окружающими людьми и возникает в первые два месяца жизни на основе его первичных нужд.

Это так называемый «довербальный» период, когда общение с взрослыми осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Малыш ещё не понимает речи окружающих, но именно в это время создаются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.

В этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности и высоте. Большое значение в этом возрасте имеет контакт с матерью, выражение ею любви, нежности. Голос матери — самый важный источник звука, ребёнок с удовольствием слушает её, реагирует на её интонацию.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Ребёнок копирует мимику взрослого, чутко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии человека, который с ним общается.

По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Это период «гуления», «гуканья», который продолжается 2–3 месяца. С трёх до пяти месяцев возникает лепет («ага», «угу»). По мере развития лепета увеличивается количество повторений одного и того же слога, слоги составляют цепочку, появляются первые слова — как правило, к 6 месяцам («ба-ба», «ма-ма»). Дети чаще воспроизводят слоги, которые подкрепляются, т. е. повторяются за ребёнком взрослыми.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Впоследствии ребёнок сам проявляет инициативу, и задача взрослого заключается в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению.

Общение на основе понимания речи.

К концу первого полугодия жизни ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

Особенность общения на основе понимания состоит в том, что ребёнок сначала не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию сначала движением, мимикой, взглядом.

К 7–9 месяцам ребёнок начинает повторять за взрослым различные сочетания звуков («бух», «дай-дай», «тик-так»).

К концу первого года жизни, у ребёнка появляются первые слова. Общение ребёнка с взрослым в этот период является очень активным.

Общение на основе речи.

На третьем этапе происходит овладение различными средствами языка .

От одного года до трёх лет наблюдается активное пополнение словарного запаса, ребёнок составляет предложения, овладевает приёмами словоизменения и словообразования. Часто в этом возрасте развивается словотворчество, о котором писал К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти». К 4,5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего; некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы.

razvivayushchie-zanyatiya-dlya-detej.jpg

Роль общения в развитии ребёнка доказывают исследования так называемого «госпитализма». Госпитализм (от лат. Hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития, обусловленное дефицитом общения со взрослыми в первые годы жизни малыша. Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т. п.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и прежде всего потребностей в ласке, теплоте, любви.

Госпитализм возникает не только в детских домах при раннем разлучении с матерью, но и в семьях, где не уделяют ребёнку необходимого внимания, неблагополучных семьях.

200284083-001-ret.jpg

Речь как высшая психическая функция, являясь основным механизмом мышления, может формироваться и развиваться только в условиях общения.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное общение, общение, взрослый, овладение речью, основа понимания речи, основа речи, первое, полугодие жизни, психическое развитие, тип общения.


Задать вопрос