Стратегическое планирование: значение и этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Зыкова, И. Н. Стратегическое планирование: значение и этапы / И. Н. Зыкова, Ю. В. Скибин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103024/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена изучению стратегического планирования, его значению для деятельности компаний в современных, постоянно меняющихся условиях. Также уделено особо внимание тому, как оно помогает компаниям в долгосрочной перспективе оставаться на ведущих позициях на рынке. Также в статье рассмотрены этапы стратегического планирования и в чём заключается суть каждого из них.

Ключевые слова : стратегическое планирование, долгосрочная перспектива, решение проблемы, стратегия, планирование, анализ, прогнозирование.

В основе длительных перспектив компании и её результатов лежит правильное планирование действий и распределение ресурсов. В современном мире в условиях постоянно растущей конкуренции, появляются новые способы развития компаний, сокращения издержек и привлечения клиентов. Компаниям становится сложно удержаться на плаву, удержать свой статус и поддерживать конкурентоспособность, поэтому стратегическое планирование становится всё более актуальной темой для руководителей организаций, желающих успешно развивать свою компанию долгие годы. Стратегический менеджмент или стратегическое планирование — это последовательность действий, которые помогают осуществить долгосрочные цели компании в условиях постоянно меняющейся ситуации. Он учитывает внезапные изменения на рынке путём анализа, прогнозирования, планирования, мониторинга, контроля и т. д. [1] Стратегическое планирование успешно в том случае, если компания придумывает абсолютно новые, не лежащие на поверхности, решения проблемы и при этом несёт от планирования больше прибыли, чем убытков [2]

Чтобы понять суть стратегического планирования, нужно ответить на несколько вопросов. Во-первых, в каком положении находится компания сегодня, какими возможностями и ресурсами она обладает на данный момент. Во-вторых, в каком положении компания хочет находиться через 3, 5, 10 лет, в какую сторону она хочет развиваться и какого прогресса достичь. В-третьих, нужно чётко понять, как организация будет добиваться поставленных целей, с помощью каких ресурсов и стратегических решений. Продумывая третий пункт, важно понимать, что план строится в долгосрочной перспективе и те решения, которые дали бы положительный результат в краткосрочной, могут принести большие убытки по истечению нескольких лет. Здесь нужно придумывать абсолютно новые стратегии, смотреть на ситуацию с разных сторон, учитывать научно-технический прогресс. Часто решения, казалось бы, косвенно влияющие на ситуацию могут здорово повлиять на решение основной проблемы. Например, при проблеме постоянных пробок на шоссе, нет смысла расширять дорогу, это поможет лишь в краткосрочной перспективе, потому что автомобилей на дорогах с каждым годом становится всё больше и дорогу придётся расширять постоянно. Здесь нужно сделать упор на введение дополнительных налогов на автомобиль, увеличение платных стоянок, повышение стоимости бензина, и запчастей, тогда люди не захотят переплачивать за личный автомобиль и их станет меньше на дорогах. Также можно сделать упор на развитие спорта и постройку велосипедных дорожек, чтобы люди могли пересесть на другой вид транспорта. Здесь мы посмотрели на ситуацию с другой стороны, но приведённые решения помогут исключить пробки в долгосрочной перспективе. В этом и заключается суть стратегического планирования — путём анализа и прогнозирования найти пути решения, которые в конечном счёте помогут справиться с проблемой и принесут прибыль организации.

Для понимания, на сколько важно стратегическое планирование в наше время, изучим указ Президента о стратегических акционерных обществах [3]. К ним относятся всем известные компании, такие как «Транснефть», «Аэрофлот», «Банк ВТБ», «Газпром», «РЖД» и т. д. Все мы так или иначе слышали о них или сами пользовались услугами этих компаний. На каждом рынке есть свои соперники, например сферу авиационных услуг можно назвать олигополией, но Аэрофлот всё же является одной их ведущих компаний на данном рынке. В 2023 году «Аэрофлоту» исполнилось 100 лет и компания до сих пор пользуется большим спросом и отличается качеством предоставляемых услуг. В стратегическом плане до 2025 года, «Аэрофлот» планирует достичь уровня пассажиропотока до 70 млн пассажиров в год; войти в число крупнейших мировых перевозчиков, занимая место в топ-5 ведущих европейских авиакомпаний; стать лучшей по уровню сервиса компанией среди европейских перевозчиков [4]. То, что «Аэрофлот» уже 100 лет стабильно занимает одну из ведущих позиций в сфере авиации, придерживается стратегии и продолжает её совершенствовать, явно говорит о значимости стратегического плана. Этот пример чётко показывает, на сколько хороших результатов может добиться компания при правильном планировании в долгосрочной перспективе.

Сам процесс стратегического планирования делится на несколько этапов:

1. Определение цели и миссии организации; 2. Анализ внешней и внутренней среды; 3. Выбор действующей стратегии; 4. Реализация стратегии; 5. Оценка и контроль выполнения [5, с. 1].

Стоит отметить в чём заключается каждый из этих этапов

1. Всё начинается с определения миссии, это ключевой этап в процессе стратегического планирования. В первую очередь этап планирования отражает философию компании, смысл её существования, от этого этапа зависит то, как компания будет действовать на протяжении долгого времени и каких вершин будет достигать.

2. На этом этапе компания анализирует и оценивает свою деятельность и внешнюю среду с целью вложения своих ресурсов в более выгодные и перспективные направления.

3. Долгосрочный план компании выбирается с учётом конкурентной позиции, перспектив развития и доступа к некоторым ресурсам

4. Реализация стратегии происходит путём разработки и осуществления краткосрочных и долгосрочных планов

5. Успех при выполнении плана определяется тем, на сколько цели компании доведены до работников, на сколько быстро руководители поставляли ресурсы, на сколько качественно выполнены все задачи и достигла ли компания своих целей.

Стратегическое планирование играет очень важную роль в компании, от него зависит работа всей организации: на сколько она будет конкурентоспособна и какого прогресса достигнет. Составление долгосрочного плана даёт большие перспективы компании, ведь после анализа своей внутренней структуры и оценки внешней среды создаётся качественный план, который помогает организации расти и развиваться в своей отрасли.

Литература:

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)
  2. Зотова, В. А. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В. А. Зотова // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — № 2–7(70). — С. 97–99. — EDN TITKJK.
  3. Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 10.05.2023) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»
  4. Стратегия развития Группы Аэрофлот. — Текст: электронный // Аэрофлот: [сайт]. — URL: https://aeroflot-ir.webflow.io/strategy (дата обращения: 11.05.2023).
  5. Мироненко, В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В. О. Мироненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 331–333. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40933/ (дата обращения: 02.05.2023).
  6. Инна Смирнова. Основы стратегического планирования // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 17.02.2023. — URL https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/osnovy_strategicheskogo_planirovaniya/ (дата обращения: 15.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, компания, долгосрочная перспектива, анализ, внешняя среда, какое положение, какой прогресс, реализация стратегии, решение проблемы, стратегический план.


Похожие статьи

Сущность и значение анализа финансового состояния организации

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время имеет большое значение в нынешних эконмических условиях. Анализ финансового состояния организации позволяет спрогнозировать ее будущее положение и способствует ее устойчивому развитию....

Бюджетирование: проблемы, подходы и перспективы оптимизации

В статье рассматриваются теоретические основы финансового состояния и бюджетирования, анализируются современные подходы к оценке устойчивости организаций. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения. Внимание уделено взаимосвязи бюджетиро...

Тренды взаимного воздействия маркетинговых коммуникаций, процессов внутри компании и внешних факторов деятельности компании

Маркетинговые коммуникации являются неотъемлемой частью деятельности любой организации и неразрывно связаны с целым рядом процессов, которые в них происходят. В данной статье рассмотрим ключевые тренды в аспектах, наибольшим образом влияющим на марке...

Риск-менеджмент: методы оценки и управления финансовыми рисками

В данной статье рассматриваются основные методы оценки и управления финансовыми рисками в контексте риск-менеджмента. Статья акцентирует внимание на различных типах финансовых рисков, таких как кредитный, рыночный, ликвидности, операционный и других....

Планирование как функция управления, виды планирования

В статье автор рассматривает такую важную сторону управления, как планирование. Описывается модель управления предприятием с выделением основных функций управления. Указываются основные вопросы, с которыми сталкивается менеджмент предприятия. Автор п...

Маркетинг взаимоотношений: современные вызовы и тренды

В статье рассматривается концепция маркетинга взаимоотношений. Дается его определение, а также определение потребительской лояльности. За последние три года многие предприятия столкнулись с определенными кризисами, которые выявили проблему сложности ...

Основные направления развития финансового анализа в современных условиях

В статье рассматриваются исторические аспекты финансового анализа, его основное назначение, наиболее используемые методы проведения и факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа.

Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений

В исследовании обобщаются теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе. Рассматривается возрастающая роль данных в бизнес-аналитике, подчеркивается ме...

Перспективное планирование на предприятии

Статья посвящена перспективному планированию на предприятии. Рассмотрены этапы составления финансового плана, рассмотрено перспективное планирование как функция управления. Основой перспективного планирования является глубокий технико-экономический а...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Похожие статьи

Сущность и значение анализа финансового состояния организации

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время имеет большое значение в нынешних эконмических условиях. Анализ финансового состояния организации позволяет спрогнозировать ее будущее положение и способствует ее устойчивому развитию....

Бюджетирование: проблемы, подходы и перспективы оптимизации

В статье рассматриваются теоретические основы финансового состояния и бюджетирования, анализируются современные подходы к оценке устойчивости организаций. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения. Внимание уделено взаимосвязи бюджетиро...

Тренды взаимного воздействия маркетинговых коммуникаций, процессов внутри компании и внешних факторов деятельности компании

Маркетинговые коммуникации являются неотъемлемой частью деятельности любой организации и неразрывно связаны с целым рядом процессов, которые в них происходят. В данной статье рассмотрим ключевые тренды в аспектах, наибольшим образом влияющим на марке...

Риск-менеджмент: методы оценки и управления финансовыми рисками

В данной статье рассматриваются основные методы оценки и управления финансовыми рисками в контексте риск-менеджмента. Статья акцентирует внимание на различных типах финансовых рисков, таких как кредитный, рыночный, ликвидности, операционный и других....

Планирование как функция управления, виды планирования

В статье автор рассматривает такую важную сторону управления, как планирование. Описывается модель управления предприятием с выделением основных функций управления. Указываются основные вопросы, с которыми сталкивается менеджмент предприятия. Автор п...

Маркетинг взаимоотношений: современные вызовы и тренды

В статье рассматривается концепция маркетинга взаимоотношений. Дается его определение, а также определение потребительской лояльности. За последние три года многие предприятия столкнулись с определенными кризисами, которые выявили проблему сложности ...

Основные направления развития финансового анализа в современных условиях

В статье рассматриваются исторические аспекты финансового анализа, его основное назначение, наиболее используемые методы проведения и факторы, влияющие на развитие современного финансового анализа.

Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений

В исследовании обобщаются теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе. Рассматривается возрастающая роль данных в бизнес-аналитике, подчеркивается ме...

Перспективное планирование на предприятии

Статья посвящена перспективному планированию на предприятии. Рассмотрены этапы составления финансового плана, рассмотрено перспективное планирование как функция управления. Основой перспективного планирования является глубокий технико-экономический а...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Задать вопрос