На сегодняшний день налогообложение является основным источником доходов государства, необходимым для реализации общественно-значимых целей в рамках всего государства. Вопрос внедрения в налоговую систему России налога на роскошь остается дискуссионным на протяжении нескольких лет. Мировая практика показывает, что многие государства применяют такой налог как в качестве способа пополнения бюджета, так и в качестве средства социальной справедливости, устанавливая зависимость размера налога от размера дохода лица. Однако единого подхода в данном вопросе нет — государства по-разному подходят к проблеме в зависимости от желательного для экономики результата. В Российской Федерации такой подход на данный момент не выработан.
Ключевые слова:
налог на роскошь, прогрессивная шкала налогообложения, предметы роскоши, предмет налогообложения, субъект налогообложения.
Today, taxation is the main source of state revenue, necessary for the implementation of socially significant goals throughout the state. The issue of introducing a luxury tax into the Russian tax system has been debatable for several years. World practice shows that many states apply such a tax both as a way to replenish the budget and as a means of social justice, establishing the dependence of the amount of tax on the amount of a person's income. However, there is no single approach to this issue — states approach the problem differently depending on the desired result for the economy. In the Russian Federation, such an approach has not yet been developed.
Keywords: luxury tax, progressive scale of taxation, luxury goods, subject of taxation, subject of taxation.
На сегодняшний день проблема экономического неравенства и методы его сокращения актуальный так как затрагивает политику каждого современного государства . Одним из способов восстановления справедливости среди бедных и богатых граждан является налог на роскошь. В иностранных государствах активно применяют налог на роскошь и имеют большой правовой опыт его применения. В Китае, Франции, Великобритании налог на роскошь определяется налоговой ставкой, которая зависит от размера доходов налогоплательщика. Впервые налог на роскошь ввела Великобритания в 1915 г., только налогообложение было нефизических лиц, а субъектов предпринимательства, прибыль которых превышает определенный законом размер — налог на сверхприбыль. На основе этого налога позже начал формироваться налог в отношении физических лиц — в английской налоговой системе появляется Гербовый сбор на недвижимость с прогрессивной шкалой налогообложения. Налоговая ставка зависит от самого имущества и его стоимости — от 1 до 5 % [1].
Во Франции, налог на роскошь существует с 1980 года [2]. Его обязаны были выплачивать как резиденты, так и нерезиденты Франции. Налог на роскошь там выплачивался в форме налога солидарности на богатство. Его платили определенные категории граждан. К «богатству» относилось дорогостоящее имущество, денежные средства, на банковских счетах, а также получаемый доход. Просуществовал налог солидарности до 2018 года. Потом налог солидарности на богатство сменился налогом на недвижимое имущество, что определило «богатство» как недвижимое имущество и ничто другое. Порядок расчета этого налога зависит от стоимости недвижимого имущества, затраченных средств на его содержание. В Испании налог на роскошь выплачивается в более простой форме. Роскошью в Испании считается имущество, которое дороже чем 700 тысяч евро вне зависимости от того, что это за имущество. Коэффициент налога варьируется от 0.2 до 2.5 % [3].
Он был введен в 2011 году. Китай является хорошим примером применения налога на роскошь, так как он существует в течении достаточно длительного времени. Налог на роскошь определяется объектами имущества, которые подходят под категории роскоши. Но не смотря на достаточно успешную реализацию, жители Китая, в целях не платить налог, покупают объекты роскоши, заграницей. Дело в том, что процентная составляющая таких покупок — 80 %. Теперь их цель смягчение налоговой ставки, так как появилась необходимость вернуть китайских покупателей на внутренний рынок. Многие зарубежные государства устанавливают на роскошь высокую ставку для налогоплательщиков. Например, в Канаде, ее ставка достигает 33–38 %, а в Южной Корее она составляет более чем 40 %. Это показывает уровень доходов граждан в разных странах, а также попытки государства установить социальную справедливость с помощью введения налогов для богатых слоев населения.
В России применения налога на роскошь является дискуссионной темой среди ученых. На сегодняшний день налог на роскошь в России не введен, несмотря на множество дискуссий. В России в 2014 году была введена повышенная ставка налогообложения на дорогие автомобили, налог на которые рассчитывается исходя из их стоимости, модели и года выпуска [4]. На момент 2023 года премиальными являются 449 моделей автомобилей [5]. С каждым годом их количество все больше увеличивается.
На сегодняшний день в России существует необходимость разработки и постепенного введение налога на роскошь, который поможет достигнуть таких целей, как более эффективное перераспределение денежных средств и достижение социальной справедливости. Одним из дискуссионных вопросов является отсутствие законодательного закрепления. Одно из решений данной проблемы введение понятия «роскошь» и критериев, которые бы относили определенное имущество к категории предметов роскоши. Толковый словарь определяет понятие «роскошь» как предметы, без которых человек может обойтись, которые являются показателем богатства. Роскошь — это товары, которые продаются дороже, по сравнению с товарами, обладающими теми же потребительскими свойствами; излишества в комфорте; товары, спрос на которые растет с увеличением доходов [6]. Для формирования определения и критериев введения данного понятия на законодательный уровень, этого определения недостаточно. В качестве дополнительных критериев определения категории предметов роскоши можно назвать:
- Критерий качества предмета, определяющий его назначение и использование. Сегодня на рынке существует множество товаров, которые предназначены для выполнения одной и той же функции, однако диапазон цен в этой группе сильно различается. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на ценообразование. С момента, когда качество товара достигает значения выше среднего (то есть все товары с более высокой ценой, чем этот товар, будут находиться примерно на одном уровне по качеству, использованию, назначение этого товара будет одинаковым, или разница в качественных показателях будет незначительно и не повлияет на существенное использование этого продукта.), такой товар можно считать предметом роскоши. И все товары этой группы, достигшие этого уровня качества и цена которых выше из-за бренда или из-за крайне дорогих материалов, никак не влияющих на качество вещи (в некоторых дорогих автомобилях салон делают из драгоценных металлов) можно отнести к предметам роскоши.
- Количество имущества. В собственности гражданина находится имущество в большем количестве, чем он может потребить, то такое имущество должно облагаться налогом. Например, человек имеет в собственности четыре квартиры. (речь идет о дорогостоящем имуществе — недвижимости, автомобиле, изделии из дорогостоящих материалов, предметы искусства).
Определив критерии определения объекта налогообложения по налогу на роскошь, можно назвать перечень объектов налога.
К объектам можно отнести:
- Недвижимость
- Транспортные средства
- Ценные бумаги
- Изделия из драгоценных металлов
- Антикварные изделия
- Экзотические домашние животные или их производные (речь идет о животных, которые могут обладать высокой стоимостью, или же о мехах, коже, и иных производных животных с высокой стоимостью).
Однако следует быть осторожными, так как в результате введения налога на роскошь есть угроза того, что среднему классу будет причинен большой ущерб или вовсе его уничтожение.
Таким образом, России еще предстоит создать устойчивую систему налогообложения на предметы роскоши. При изменении законодательства в этой сфере российским законодателям следует учитывать опыт зарубежный стран. У них больший правовой опыт, что позволит нашей стране не совершать их ошибок и создать стабильную систему уплаты налога на роскошь.
Литература:
- https://vikivisa.ru/gerbovyj-sbor-v-velikobritanii
- Чапанов М. А., Косенкова Ю. Ю. Налог на роскошь: зарубежный опыт и возможности применения в России. //Экономика и Бизнес: теория и практика. 2019
- https://laduchi.com/blog/nalog-na-roskosh-v-ispanii
- Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 04.11.2014 N 347-ФЗ (последняя редакция)
- https://www.autonews.ru/news
- Дождева Е. Е., Кутилина М. А. Перспективы налогообложения предметов роскоши в РосСии // Самарский государственный экономический университет. Региональное развитие. — 2014