В статье рассматривается роль муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Красноярске.
Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактика правонарушений.
Рост числа несовершеннолетних, совершающих правонарушения, обуславливает необходимость организации эффективной работы с ними посредством деятельности органов федерального, регионального и муниципального уровней, а также государственных и частных. Так, в 2022 году муниципальными комиссиями Красноярского края было рассмотрено 3 970 (2021 год — 4540) дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, в том числе с вынесением постановления о назначении административного наказания — 3 374 (2021 год — 4 004) [1]. Несмотря на снижение количества совершаемых административных правонарушений несовершеннолетними, данная проблема остается актуальной для всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем необходимо отметить, что их основной задачей является предупреждение повторных правонарушений рассматриваемой категорией несовершеннолетних.
Согласно федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) являются координирующими органами в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ закреплено, что КДНиЗП создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях:
1) координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
2) выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
5) выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [2].
Изучив законодательные акты и юридическую литературу, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время КДНиЗП выполняют свою деятельность на трех различных уровнях, агломерированных в целостную систему, а именно:
1) первый уровень — Правительственная КДНиЗП;
2) второй уровень — КДНиЗП субъекта Российской Федерации;
3) третий уровень — муниципальные КДНиЗП.
Одной из задач муниципальных КДНиЗП является рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) и административно-деликтными законами субъектов Российской Федерации.
В КоАП РФ, КДНиЗП выступает в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. Так, например, ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ устанавливает, что районные или городские, а также районные в городах КДНиЗП разрешают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, предусмотренные ст. 5.35, 5.36, ст. 6.10, ст. 6.23 КоАП РФ [3]. Таким образом, муниципальные КДНиЗП в пределах своей компетенции могут рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями (или лицами, их заменяющими) их родительскими правами или пренебрежении ими родительскими обязанностями.
В городе Красноярке действует Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [4]. Согласно данному документу, координаторами индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются КДНиЗП районов в городе. При получении информации о несовершеннолетнем, совершившим, в том числе, административное правонарушение, КДНиЗП незамедлительно информирует органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в письменной форме о выявлении данного факта и поручает данным органам в обязательном порядке предоставить всю имеющуюся на данный момент информацию, а также предложения в план первоочередных мероприятий. После этого, полученная информация о несовершеннолетнем обсуждается на заседании КДНиЗП и если собранные на несовершеннолетнего сведения указывают на то, что несовершеннолетний относится к категории, находящегося в социально опасном положении, то принимается постановление КДНиЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении». На заседании КДНиЗП формируется межведомственная рабочая группа специалистов из учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Далее, КДНиЗП поручает межведомственной рабочей группе сформировать предложения в комплексную индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего для дальнейшей работы. Оценку результативности и эффективности реализации комплексной индивидуальной программы реабилитации и адаптации проводит КДНиЗП каждые три месяца с учетом полученных аналитических отчетов от специалистов межведомственной рабочей группы.
Таким образом, муниципальные КДНиЗП имеют координирующую роль среди других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляют им поручения, а также оценивают эффективность их работы в отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение.
Литература:
- Аналитическая записка о состоянии работы и эффективности деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2022 год // Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края № 1-кдн от 27.02.2023: официальный сайт. — URL: https://clck.ru/34GEXw (дата обращения: 18.04.2023).
- Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.199 № 120-ФЗ: редакция от 02 декабря 2022 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 18.04.2023).
- Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: редакция от 25 апреля 2023 года: с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 декабря 2021 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.04.2023).
- Положение о взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении // Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города от 15.12.2011 № 15: официальный сайт. — URL: https://clck.ru/34GEgu (дата обращения: 23.04.2023).