В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитывающих детей с зависимыми формами поведения, в отношениях с ребенком характерно непринятие, низкая требовательность, отсутствие близости и сотрудничества, непоследовательность, неудовлетворённость и низкая степень авторитетности.
Ключевые слова: матери, подростки, зависимое поведение, детско-родительские отношения, воспитание.
The article describes the study of personality traits and the system of education in mothers of adolescents with dependent forms of behavior and mothers of adolescents without dependent forms of behavior. As a result of the study, it was concluded that mothers raising children with addictive behaviors are characterized by rejection, low demands, lack of closeness and cooperation, inconsistency, dissatisfaction and a low degree of authority in their relationship with the child.
Keywords: mothers, teenagers, dependent behavior, parent-child relations, upbringing.
Период взросления у современных детей проходит в социальной среде, сложной по своему содержанию и тенденциям социализации. На этом фоне у них повышается возможность появления форм зависимого поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания и другие).
Как известно, жизнь подростка тесно связана с общением, он проходит все этапы социализации, учится выстраивать отношения со сверстниками, соблюдать общепринятые нормы поведения, находить друзей, взаимодействовать с окружающими на регулярной основе. Далеко не всегда подросток взрослеет в благоприятной обстановке, в связи с этим, довольно часто ребенок с еще не окрепшей психикой становится склонным к различного рода проявлениями аддиктивного поведения, которое может выражаться в бунтарстве, увлечении алкоголем и наркотиками, агрессии и пр.
Немаловажно также упомянуть о семье подростка, члены которой в том числе являются «заложниками» сложившейся ситуации по причине того, что зависимые формы поведения ребенка распространяются и на их эмоциональное состояние. В научной среде подобная форма взаимодействия именуется созависимостью.
Созависимость, как определение, стало изучаться и активно обсуждаться сравнительно недавно. Существует довольно внушительный перечень толкований вышеупомянутого термина, в большинстве своем созависимостью именуется тревожное состояние, отрицание своей ценности и значимости, излишняя, болезненная привязанность к зависимому партнеру, родителю, члену семьи, подсознательное желание полностью контролировать любую ситуацию, подавление своих чувств и желаний, чрезмерная опека и забота [3].
Семья, которая воспитывает ребенка с созависмым поведением, всегда испытывает серьезные трудности психологического и эмоционального плана, при этом под негативное влияние попадет каждая ее единица. Стоит отметить, что созависимое поведение далеко не всегда выступает исключительной чертой самого ребенка. Созависимые семьи проживают в обстановке постоянного стресса и напряжения, что в последствие может выражаться и в виде физических нарушений, вызванных психосоматическими заболеваниями. Исходя из перечисленных ранее аспектов, можно сделать вывод о том, что семьи с созависимой формой взаимоотношений не могут самостоятельно справиться с возникшей проблемой и своевременное вмешательство психологов в данном случае крайне необходимо.
Проблемы девиантного, зависимого и созависимого поведения изучались в рамках психологических школ эволюционного подхода (Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд), трансактного анализа, (Э. Берн, С. Карпман), психоанализа (К. Хорни), системной семейной психологии (М. Боуэн), бихевиоризма (А. Бандура), социологических учений Н. Смелзера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона [2, 5].
Авторы, перечисленные выше, склонялись к тому, что в созависимых отношениях у каждого члена семьи постепенно видоизменяются личностные поведенческие особенности, превалирует концентрация на проблемах зависимого, созависимые члены семьи негласно ставят его в «эпицентр» своей жизни, при этом личные интересы, проблемы и чувства отодвигаются на второй план.
Исследование и изучение проблематики созависимости в первую очередь затрагивает интересы общества, по этой причине эксперты и ученые накопили внушительную базу знаний и опыта по данному направлению, однако дискуссии относительно специфических сторон созависимости продолжаются и по сей день, сущность феномена до сих пор до конца не изучена. Психологи и психиатры делают акцент на поиске первопричин обусловленного явления и более глубоком его изучении с упором на исследование и наблюдение за отношениями между матерью и ребенком [4].
Таким образом, актуальным становится изучение личностных особенностей матерей, воспитывающих ребенка с зависимыми формами поведения, с целью повышения качества психологического сопровождения семей с подобными проблемами.
Цель нашего исследования заключается в определении личностных характеристик матерей подростков с зависимыми формами поведения.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существуют различия в личностных характеристиках матерей подростков с зависимыми формами поведения и без зависимых форм поведения.
Также была выдвинута частная гипотеза: уровень созависимости матерей подростков с зависимыми формами поведения выше, чем у матерей подростков без зависимых форм поведения.
Задачи исследования:
- Эмпирически выявить акцентуированные черты характера матерей подростков с зависимыми формами поведения и без зависимых форм поведения.
- Определить особенности самоотношения матерей подростков с зависимыми формами поведения и без зависимых форм поведения.
- Выявить уровень созависимости и особенности детско-родительского взаимодействия матерей подростков с зависимыми формами поведения и без зависимых форм поведения.
- Провести сравнительный анализ личностных характеристик, детско-родительского взаимодействия и уровня созависимости матерей подростков с зависимыми формами поведения и без зависимых форм поведения.
В исследовании были использованы психодиагностические методики:
– Методика акцентуации характера и темперамента личности Г. Шмишека, К. Леонгарда.
– Тест-опросник cамоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева.
– Личностный опросник «Мини-мульт» Дж. Кинканнон в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.
– Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской.
– Шкала созависимости Б. Уайнхолд в адаптации А. С. Кочарян, Е. В. Фроловой, Н. А. Смахтиной [1].
Теоретико-методологические основы исследования.
- Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.
- Исследования феномена зависимого поведения (Н. В. Дмитриева, Т. А. Донских, Ц. П. Короленко и др.).
- Исследования детско-родительских отношений (С.Броди, А. Я. Варга, В. В. Столин, Е. Т. Соколова, Н. Штирман, Д. Бомринд и др.).
- Исследования особенностей созависимой личности (Н. Г. Артемцева, Е. В. Емельянова, В. Д. Москаленко, М. Битти), в том числе теория драматического треугольника С. Карпмана.
В исследовании принимали участие 70 женщин, 35 из которых имеют детей с алкогольной или наркотической зависимостью, 35 –имеют детей с зависимыми формами поведения. Группа женщин с зависимыми детьми была сформирована на основании нахождения их детей на лечении в реабилитационных центрах.
Большинство женщин имеют средне-специальное образование, работают, состоят в первом браке, имеют одного ребенка. У большинства женщин, имеющих детей с алкогольной или наркозависимостью, пил отец, у 35 % пьет муж. Полученные данные были обработаны качественно и количественно.
В процессе анализа данных удалось выяснить, что среди матерей подростков с зависимыми формами поведения преобладает тревожный тип акцентуаций характера. По мнению Г. Шмишека, К. Леонгарда людям данного типа свойственны низкая контактность, сниженное настроение, наличие страхов, неуверенность в себе.
Матери подростков с зависимыми формами поведения имеют особенности самоотношения — они замкнуты и демонстрируют высокий уровень самообвинения. Также матери подростков с зависимыми формами поведения имеют более высокий уровень самопринятия.
При оценке свойств личности матерей подростков с зависимыми формами поведения были выявлены достоверные различия по шкалам паранойяльность и гипомания. Это говорит о том, что матери подростков с зависимыми формами поведения в отличие от матерей подростков без зависимых форм поведения склонны к формированию сверхценных идей, навязыванию своих взглядов, наличию частых конфликтов с окружающими (паранойяльность), также они более активны и деятельны, при этом их интересы поверхностны и неустойчивы (гипомания).
Были выявлены различия в детско-родительском взаимодействии: матери подростков без зависимых форм поведения демонстрируют адекватный уровень требовательности к ребенку;
– матери подростков с зависимыми формами поведения имеют более низкий уровень принятия, эмоциональной близости по отношению к ребенку;
– для матерей подростков с зависимыми формами поведения характерно проявление низкого уровня сотрудничества и согласия с ребенком, непоследовательность родительского воспитания;
– матери подростков с зависимыми формами поведения имеют низкий уровень авторитетности у ребенка и не удовлетворены взаимодействием с ним.
5)Уровень выраженности созависимости в отношениях матерей и подростков с зависимыми формами поведения выше чем у матерей и подростков без зависимых форм поведения.
В перспективе продолжением данного исследования может быть оценка эффективности проведения коррекционных мероприятий с матерями, воспитывающих детей с зависимыми формами поведения.
Литература:
- Бердичевский А. А., Падун М. А., Гагарина М. А. Апробация модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер» // Клиническая и специальная психология. — 2019. — Том 8. — № 1. — С. 215–234.
- Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. // Ростов-на-Дону, Бурбо, Л. К. Отношения родитель — ребёнок // Киев: 2002 — Владин, В. Гармония семейных отношений // Петрозаводск: Карелия, 1991. — 333 с.
- Дичина, Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: метод. пособие / Н. Ю Дичина. — Ангарск — Иркутск: УМЦ РСО, 2017. — 104 с.
- Мазурова Л. В., Стоянова И. Я., Бохан Н. А. Особенности адаптивно-защитного стиля у женщин с семейной созависимостью и алкогольной зависимостью // Сибирский психологический журнал. — 2009. — № 31. — С. 33–36.
- Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. — 2000 — № 3 — С. 3–14.