В настоящее время особое внимание уделяется проблеме сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождается другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).
В последнее время подчеркивается значительная роль усвоения процесса словообразования для нормального развития устной речи детей. Дети дошкольного возраста с ЗПР в той или иной степени имеют не сформированную речевую систему, в частности грамматический строй речи. У детей данной категории в дошкольном возрасте наблюдаются стойкие ошибки в процессе словообразования.
Нами было организовано экспериментальное исследование по обследованию словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель обследования: выявление особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Характеристика выборки экспериментального исследования.
В исследовании принимали участие 20 дошкольников с ЗПР 6–7 лет (10 девочек, 10 мальчиков).
Характеристика методики экспериментального исследования
Для исследования была взята адаптированная нами методика исследования словообразования, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [2]. Для исследования словообразовательных навыков в диагностической методике мы выделяем отдельные блоки на:
Диагностику словообразования имен существительных;
Диагностику словообразования имен прилагательных;
Диагностику словообразования глаголов.
Речевой материал подобран с учётом речевого онтогенеза и запросов. Все задания предлагаются детям в индивидуальном порядке.
С помощью данной методики мы выявили особенности процессов словообразования у детей с ЗПР в сравнении со словообразовательными особенностями у детей без речевых нарушений. Исследование дифференциации проводится как в импрессивной так и в экспрессивной речи детей. Что позволило наиболее полно сделать выводы по сформированности навыка словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР.
После проведения обследования словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР ответы детей на задания были переведены в баллы, которые затем заносились в общую таблицу. Результаты представлены ниже.
Таблица 1
Результаты исследования словообразования
№ |
Имя |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
Средний балл (% успешности) |
|
1 |
Степа |
2 |
2 |
2 |
1 |
1,75 (45 %) |
|
2 |
Оля |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,5 (30 %) |
|
3 |
Никита |
3 |
3 |
2 |
3 |
2.75 (75 %) |
|
4 |
Лиза |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 (50 %) |
|
5 |
Тимур |
2 |
2 |
2 |
1 |
1,75 (45 %) |
|
6 |
Эмиль |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,5 (30 %) |
|
7 |
Доминика |
3 |
1 |
1 |
2 |
1,75 (45 %) |
|
8 |
Севастьян |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,6 (60 %) |
|
9 |
Михаил |
2 |
2 |
1 |
2 |
1,75 (45 %) |
|
10 |
Карина |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,25 (55 %) |
|
11 |
Злата |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,75 (45 %) |
|
12 |
Макар |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,5 (30 %) |
|
13 |
Ксения |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,75 (45 %) |
|
14 |
Егор |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,6 (60 %) |
|
15 |
Александр |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,5 (30 %) |
|
16 |
Катя |
3 |
3 |
1 |
2 |
2,25 (55 %) |
|
17 |
Алиса |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,75 (45 %) |
|
18 |
Мирон |
2 |
2 |
1 |
2 |
1,75 (45 %) |
|
19 |
Глеб |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 (50 %) |
|
20 |
Прохор |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 (58 %) |
|
Средний балл |
2,6 |
2,1 |
1,4 |
1,65 |
|||
Также нами были подсчитаны средний балл группы детей по каждому заданию, средний балл каждого дошкольника по всему диагностическому комплексу.
Средний балл по каждому заданию показывает, в каких заданиях дошкольники испытывали наибольшие трудности при их выполнении.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Средние показатели выполнения заданий детей дошкольного возраста с ЗПР
По результатам проведенного нами обследования словообразования у дошкольников с ЗПР, можно сделать вывод, что навык словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР, в большинстве случаев, развиты недостаточно и находятся на низком уровне у 15 детей, на среднем уровне у 5 детей, высокий уровень по результатам обследования не показал ни один ребенок дошкольного возраста с ЗПР. В связи с чем, подтверждается необходимость проведения целенаправленной работы по развитию навыков словообразования у данных детей.
Экспериментальное исследование показало, что процессы словообразования у дошкольников с ЗПР недостаточно развиты. Данные дети допускают повторяющиеся ошибки при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов, особенно выраженные нарушения наблюдаются в образовании прилагательных со значением единичности.
При диагностике были выявлены следующие особенности словообразования у дошкольников с ЗПР:
— Средний уровень сформированности словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
— Низкий уровень сформированности словообразования существительных со значением единичности
— Низкий уровень сформированности словообразования относительных прилагательных
— Низкий уровень сформированности словообразования приставочных глаголов
Данные, полученные с помощью эксперимента, помогут сформировать коррекционно-развивающую программу с учетом особенностей развития речи.
Литература:
- Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. 38 заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Владос, 2004. — 304 с. — Текст: непосредственный
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) учеб. пособие для студ. высш. учеб. 38 заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — М.: Владос, 2000. — 106 с. — Текст: непосредственный
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 705 с. — Текст: непосредственный.
- Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1983. — Текст: непосредственный.
- Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. — Текст электронный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал. — URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:38330/Source:default# (дата обращения 30.11.2022)