В статье авторы рассматривают актуальные вопросы формирования комфортной окружающей среды, методы и способы привлечения населения к реализации национальных проектов.
Ключевые слова: комплексное развитие территорий, благоустройство. общественное участие.
В течение большого промежутка времени в Градостроительном кодексе Российской Федерации [1] (далее — ГрК РФ) отсутствовало определение термина комплексного развития территорий, однако известно, что приведенное понятия не раз встречалось в его положениях, в особенности в нормах, устанавливающих содержание документов, определяющих территориальное планирование (подп. 3 п. 8 ст. 10, подп. 3 п. 8 ст. 14 ГрК РФ) [2].
В 2014 году в приведенном законодательном акте было установлено определение комплексного развитие территории (далее — КРТ). Однако вследствие объективно широкого значения, его можно применить и к некоторым другим видам градостроительной деятельности, в частности к комплексному развитию территорий.
Так, считается целесообразным определить КТР как системный подход к решению задач по развитию территории, который включает в себя анализ текущего состояния, прогнозирование и планирование развития, определение приоритетов, формирование и реализацию проектов и программ. КРТ направлено на повышение качества жизни населения, охрану окружающей среды, развитие экономики и решение иных социально-экономических задач на местном уровне. Такой подход предполагает участие в разработке решений широкого круга заинтересованных социальных и экономических групп. Одной из задач КРТ является создание комфортных условий для жизни, работы и отдыха непосредственно на территории.
Рассмотрение данной тематики считается возможным в пределах организации комфортной городской среды. В настоящее время проблемы данной специфики обуславливаются нехваткой зеленых зон, проблемами с транспортной доступностью, отсутствием социальной инфраструктуры, а также с проблемами экологического характера, вследствие этого подобный вопрос можно рассматривать в числе важнейших государственных масштабных программ развития нашей страны. В условиях быстрого роста городов может возникать конкуренция между строительством жилых домов и коммерческими объектами, и созданием зеленых зон и парков [3].
Сложившееся на практике низкое качество городской среды в большинстве поселений нашей страны связано с различными факторами, среди которых можно выделить:
– Недостаток финансирования на благоустройство и содержание территорий;
– Отсутствие устойчивой системы планирования города;
– Высокая плотность застройки и отсутствие свободных зон;
– Недостаток зеленых насаждений и открытых пространств;
– Отсутствие мер по ограничению загрязнения окружающей среды;
– Отсутствие контроля за сохранением исторических и культурных ценностей при реконструкции и строительстве.
Как результат указанных процессов стала происходить действительная деградация и развал ранее созданной системы благоустройства большого количества городских поселений [4].
В 2017 году Президент Российской Федерации (далее — РФ) объявил о запуске приоритетного государственного проекта «Формирование комфортной городской среды». Целью которого является увеличение качества городской среды и повышение комфортности жизни граждан, живущих в городах и населенных пунктах. При этом комплекс мер, предусмотренных проектом, не должен ограничиваться улучшением жилья и благоустройством территорий, он также содержит задачи по модернизации инфраструктуры. Проект предполагает предоставление региональным и местным властям дополнительных средств для реализации задач по формированию комфортной городской среды. В рамках проекта планируется также увеличение участия граждан в формировании городской среды, а также привлечение инвестиций для финансирования соответствующих программ и проектов.
Обозримый проект по своей сути является мерой ликвидации негативных тенденций по развитию городской среды и расценивается в качестве новой точки отсчета в истории отечественного благоустройства, что является следствием осуществления реализации организации взаимодействия и повышения доверия населения к публичной власти [6].
Согласно данным на 2018 год, средства, выделяемые на реализацию проекта по формированию комфортной городской среды, составляют порядка 5 млрд рублей. Они были взяты из резервного фонда Правительства РФ на реализацию проектов в малых городах и исторических поселениях. Государственная поддержка предусматривает обеспечение реализации приведенного проекта не менее чем в 80 небольших городах и поселениях.
В обязанности каждого региона Российской Федерации входило обязательное составление программы по благоустройству городских поселений с привлечением местных городских администраций (необходимым также было включение в программу пилотных городов), которые, прежде всего, составили перспективные программы благоустройства на период с 2018 по 2022 год.
Необходимо отметить, что также в качестве обязательного условия городских программ благоустройства должна быть проведена синхронизация с существующими планами капитального ремонта домов, инженерных сетей, дорожно-транспортной инфраструктуры и других подобных объектов [5].
Однако, прежде всего, перед масштабным планированием следует провести инвентаризацию и паспортизацию всех городских территорий, что по своей сути будет являться описанием текущего состояния территории, объектов недвижимости и инфраструктуры, которое проводится с целью определения возможности дальнейшего использования объектов и планирования работ по их реконструкции, ремонту и модернизации [7].
В рамках инвентаризации определяются основные характеристики территории, состояние инженерных и транспортных сетей, состояние зоны благоустройства, наличие объектов социальной и коммерческой инфраструктуры. Паспортизация же предполагает более детальное и качественное описание объектов и имеет целью разработку рекомендаций по оптимальному использованию территории [5].
Далее, в соответствии с программными документами, дотации из федерального бюджета на достижение целей по формированию комфортной городской среды распределяются в субъекты в зависимости от успехов по благоустройству территорий в предыдущем году. Также в программе установлено, что 2/3 от суммарного объема федеральной субсидии должно направляться на финансирование проектов по благоустройству дворовых территорий более чем в 10 тысяч различных поселений с численностью населения больше одной тысячи человек [6].
Целесообразным считается выделение минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий. К минимальному стоит относить:
– Устройство мест для хранения мусора: установка мусорных контейнеров, систем отвода и утилизации мусора;
– Организация мест для отдыха, к примеру, установка скамеек;
– Обустройство пешеходных зон: грунтовка, уложение плитки, устройство мощеных дорожек, установка освещения для дорог, ограждение и блокирование территорий.
Именно эти расходы предполагается финансировать за счет средств федерального бюджета.
К дополнительному перечню относится:
– Устройство детских и спортивных площадок;
– Озеленение территорий;
– Оборудование автомобильных парковок и т. д.
В этом случае необходимо непосредственное участие собственников, что включает в себя привлечение денежных средств как самих жильцов, так и коммерческих и общественных структур.
Так, именно жители соответствующих территорий должны на собраниях определять один из вариантов: реализация исключительно минимальных базовых работ за бюджетные средства или же расширенный масштаб работ, где необходимо будет проявить собственное участие, в том числе, финансовое.
Другую треть субсидий федерального бюджета необходимо выделить на благоустройство общественных городских территорий: скверов, парков, зон для отдыха и прогулок, а также других зон, которые являются наиболее посещаемыми, при этом обязательным условием является учет мнения горожан.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что основные направления формирования комфортной городской среды допускают возможность как можно большего участия горожан в реализации программ и проектов [11].
С целью обеспечения активного участия горожан в общественной деятельности по воплощению проектов о благоустройстве в жизнь создаются общественные комиссии, контролирующие выполнение программ формирования городской среды.
Важно отметить, что начиная с 2017 г. органы государственной и муниципальной власти в пилотных городах проводят масштабные работы по привлечению населения в реализацию программ, при этом используются различные средства и методы. К примеру, интернет-рассылки, афиши, расклеенные объявления и т. д. Однако, эффективность таких методов напрямую зависит от доверия населения к органам власти.
Немаловажным является тот факт, что данный вопрос получил правовое регулирование в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21 июля 2020 г.) [12], где главной целью является повышение комфортности городской среды.
Анализируя данные министерства финансов Саратовской области, мы пришли к выводу о том, что государственная программа по формированию комфортной окружающей среды в нашем регионе реализуется достаточно хорошо, об этом свидетельствуют следующие показатели: цель по созданию комфортных условий проживания исполнена на 92,7 % [13].
Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.
Таким образом, тема формирования комфортной городской среды становится более актуальной под действием процессов глобализации и урбанизации. Результаты деятельности проектов по формированию деятельности комфортной городской среды указывают на то, что благоустройство и ремонт городской среды позитивно влияют на качество жизни населения, уровень экономического развития городов, что является средством для привлечения туристов, инвестиций и новых квалифицированных кадров. Однако при этом остается ряд не разрешенных проблем, среди которых можно выделить нерациональное использование ассигнований федерального бюджета, малоэффективное взаимодействие между органами управления и низкий коэффициент ответственности за результаты.
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190‑ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1, ч. 1, ст. 16; 2021. № 1, ч. 1, ст. 44.
- Е. Ю. Чмыхало Комплексное развитие территорий: правовые аспекты // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-razvitie-territoriy-pravovye-aspekty (дата обращения: 18.04.2023).
- Петрина Ольга Анатольевна, Стадолин Михаил Евгеньевич Комфортная городская среда: наблюдения и проблемы организации // Вестник ГУУ. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-tendentsii-i-problemy-organizatsii (дата обращения: 18.04.2023).
- Петрина, О. А. Государственная поддержка моногородов в России // Вестник Университета. − 2015. − № 6. − С. 151–156.
- Сираждинов, Р. Ж. Экология как поле разрешения конфликта интересов // Муниципальная академия. − 2017. − № 4. − С. 87–190.
- Стадолин, М. Е. Современные тенденции организации благоустройства территорий поселений как основы формирования комфортной городской среды // В сборнике: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры государственного и муниципального управления. − Москва, ГУУ. − 2017. − С. 140–145.
- Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Российская газета. − Столичный выпуск № 7 142 (274).
- Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 гг., утвержденные приказом Минстроя России от 06.04.2017 г. № 691/пр. Официальный сайт Минстроя России [Электронный документ]. − Режим доступа: minstroyrf.ru (дата обращения: 16.04.2023).
- Мусинова, Н. Н. Эффективность деятельности муниципальных депутатов в сфере благоустройства г. Москвы // Вестник университета. − 2015. − № 6. − С. 147–150.
- Петрина, О. А. К вопросу о государственном финансировании реконструкции и модернизации объектов коммунальной сферы / О. А. Петрина, М. Е. Стадолин // Вестник университета. − 2017. − № 6. − С. 15–19.
- Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды. Официальный сайт Минстроя России.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (в ред. от 21 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 20, ст. 2817; 2020. — № 30, ст. 4884.
- https://minfin.saratov.gov.ru/budget/pasporta/pasporta-gosudarstvennykh-programm/gosudarstvennye-programmy/formirovanie-komfortnoj-gorodskoj-sredy-na-2018–2022-gody