Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Евфимовская, А. В. Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников / А. В. Евфимовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 524-531. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103047/ (дата обращения: 18.12.2024).



Функциональная грамотность выступает сегодня в качестве нового результата образования, призванного обеспечить формирование человека, умеющего грамотно работать на результат, способного к определенным, социально значимым достижениям.

Для достижения необходимого результата учителю необходимо грамотно составлять задачи для формирования функциональной грамотности. Такие задания моделируют реальную жизненную ситуацию. Как правило, задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся носят интегративный характер.

Можно выделить четыре типа задач:

– аналитические

– информационные

– интерпретационные

– позиционные

Под задачами понимается текст и совокупность вопросов к нему. Структуру таких задач составляют следующие компоненты:

1) Название задачи отражает сюжет, часто носит образный характер. Например, «Кислотные дожди», «Как вы чистите зубы», «Бег в жаркую погоду» и т. д.

2) Сюжет (фабула) задачи представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер, и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. В качестве фабулы могут выступать простые тексты, в которых информация задана как в явном, так и неявном виде; это могут быть сложные тексты; это могут быть тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, научных и научно-популярных текстов, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др. Могут использоваться разнообразные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики и др.

3) Стимул ориентирует обучающегося в контексте вопроса и мотивирует на поиск ответа на него. Каждый вопрос в структуре комплексной задачи является законченным элементом, сформулированным в задачной форме.

4) Формулировка вопроса-задачи в рамках комплексной задачи точно указывает на деятельность обучающегося, необходимую для его разрешения.

5) Оценка выполненной задачи содержит предполагаемый ответ и указывает на количество баллов оценки ответа.

Аналитические задачи — умение извлекать и критически оценивать информацию из текста, отбирать из него информацию необходимую для выдвижения гипотезы собственных действий в заданном контексте деятельности.

Для разработки содержания аналитических задач чаще всего используются научные или научно-публицистические тексты. Специфика вопросов к текстам заключается в том, что они задают определенный ракурс для рассмотрения представленных фактов, требуют их сопоставления, отбора, интерпретации, обнаружения недостающих элементов для восстановления полной информационной картины.

На учебных занятиях аналитические задачи могут быть использованы с целью проверки понимания основных понятий изучаемого материала в контексте их использования для решения задач и проблем, первичного закрепления навыков использования изучаемого материала в различных ситуациях.

Приведем пример аналитической задачи.

Пример аналитической задачи

Предмет *

Окружающий мир

Тема *

Природные зоны России

Класс *

4 класс

1.

Название

задачи *

Исследование Арктики в 20 веке

2.

Фабула (сюжет) *

Перед вами текст об исследовании Арктики. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Исследование Арктики в 20 веке

Долгое время Арктика (северная полярная область земного шара, охватывающая Северный Ледовитый океан) считалась совсем неприспособленной для жизни людей, непроходимой ни водным, ни наземным путём. В 20 веке началось активное изучение и освоение Арктики.

Северный морской путь пролегает через моря Северного Ледовитого океана вдоль всего побережья нашей страны. Для доставки грузов он является самым коротким морским путём, связывающим западную часть России с её Дальним Востоком. Первым прошёл по северному пути в 1932 году ледокол «Сибиряков».

Но ледоколы не могли перевозить много грузов, поэтому для следующей экспедиции был выбран транспортный пароход «Челюскин». Сначала плавание проходило очень успешно, но при подходе к Чукотскому морю корабль получил серьёзные повреждения. Из-за этого подойти к острову Врангеля он не смог. Корабль дрейфовал четыре месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило ему достигнуть Берингово пролива. Но в проливе началось движение льда в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Корабль не выдержал давления льда и ушёл на дно, но экипаж был спасён отважными лётчиками.

Важное значение для изучения Арктики имела первая в мире полярная научно-исследовательская станция «Северный полюс — 1». Высадка экспедиции из четырёх человек на льдину состоялась 21 мая 1937 года. Экспедиция работала 274 дня.

В Санкт-Петербурге вы можете посетить Музей Арктики и Антарктики (южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и омывающие её воды океанов, часть «ант» в этом слове значит «противоположный»). В котором можно увидеть самолёт-амфибию «Ш-2», который использовался для ведения ледовой разведки в Арктике в 1930–1960-е годы. Палатку станции «Северный полюс-1». Палатка вместе с кроватями весила всего 53 кг, но была удобной и очень тёплой. Её чёрный цвет позволял ей быстрее нагреваться от солнечного тепла. Также модель атомного ледокола «Арктика», который в 1977 году впервые в истории совершил плавание к точке географического Северного полюса.

3–4.

Стимул + формулировка задачи*

Задание 1*.

Пользуясь текстом ответь на вопрос: Почему было важно, чтобы обычные суда проходили по Северному морскому пути?

Задание 2*.

Опираясь на текст, запиши, почему «Челюскин» второй раз оказался в Чукотском море.

Задание 3*.

Опираясь на текст, выскажи предположение, как появилось слово «Антарктика».

Задание 4* .

К работе экспедиций тщательно готовились. Почему палатка полярной станции должна быть лёгкой и тёплой?

Информационные задачи — способность ориентироваться в структуре текста и формулировать запрос на информацию в заданном контексте деятельности.

Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации. Главные умения, требующиеся при решении подобных задач: формулировать запрос на информацию, ориентироваться в структуре разного рода текстов. Для разработки содержания информационных задач чаще всего используются научные (статьи) или официально-деловые тексты (инструкция, памятка, объявление и т. п.).

На учебных занятиях информационные задачи могут быть использованы как на этапе изучения нового материала, так и на этапах закрепления изученного, а также с целью освоения каких-либо метапредметных умений.

Пример информационной задачи

Предмет *

Окружающий мир

Тема *

Природные зоны России

Класс *

4 класс

1.

Название задачи *

Исследование Арктики в 20 веке

2.

Фабула (сюжет) *

Перед вами текст об исследовании Арктики. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Исследование Арктики в 20 веке

Долгое время Арктика (северная полярная область земного шара, охватывающая Северный Ледовитый океан, слово образовано от слова «арктос», которое пришло в русский язык из греческого языка) считалась совсем неприспособленной для жизни людей, непроходимой ни водным, ни наземным путём. В 20 веке началось активное изучение и освоение Арктики.

Северный морской путь пролегает через моря Северного Ледовитого океана вдоль всего побережья нашей страны. Для доставки грузов он является самым коротким морским путём, связывающим западную часть России с её Дальним Востоком. Первым прошёл по северному пути в 1932 году ледокол «Сибиряков».

Но ледоколы не могли перевозить много грузов, поэтому для следующей экспедиции был выбран транспортный пароход «Челюскин». Судно вышло 16 июля 1933 года из Ленинграда. Сначала плавание проходило очень успешно, но при подходе к Чукотскому морю корабль получил серьёзные повреждения. Из-за этого подойти к острову Врангеля он не смог. Корабль дрейфовал четыре месяца. Удачное стечение обстоятельств позволило ему достигнуть Берингово пролива. Но в проливе началось движение льда в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Корабль не выдержал давления льда и ушёл на дно 13 февраля 1934 года, но экипаж был спасён отважными лётчиками. Последним лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин.

Важное значение для изучения Арктики имела первая в мире полярная научно-исследовательская станция «Северный полюс — 1». Высадка экспедиции из четырёх человек на льдину состоялась 21 мая 1937 года. Руководил станцией Иван Дмитриевич Папанин. Экспедиция работала 274 дня. 19 февраля 1938 года ледокольные пароходы сняли четвёрку зимовщиков. Труды членов экспедиции положили начало проведению научных работ в океане с дрейфующего льда.

В Санкт-Петербурге вы можете посетить Музей Арктики и Антарктики (южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и омывающие её воды океанов, часть «ант» в этом слове значит «противоположный»). Адрес музея: Санкт-Петербург, улица Марата, дом № 24А. В котором можно увидеть самолёт-амфибию «Ш-2», который использовался для ведения ледовой разведки в Арктике в 1930–1960-е годы. Палатку станции «Северный полюс-1». Палатка вместе с кроватями весила всего 53 кг, но была удобной и очень тёплой. Её чёрный цвет позволял ей быстрее нагреваться от солнечного тепла и выделяться на льду. Также модель атомного ледокола «Арктика», который в 1977 году впервые в истории совершил плавание к точке географического Северного полюса.

3–4.

Стимул + формулировка задачи *

Задание 1*.

Какое судно и когда впервые прошло по Северному морскому пути?

Задание 2*.

Из какого языка пришло в русский язык слово «Арктика»?

Задание 3*.

Когда участников экспедиции «Северный полюс-1» высадили на льдину?

А) 16 июля 1933 года

Б) 13 февраля 1934 года

В) 21 мая 1937 года

Г) 19 февраля 1938 года

Задание 4* .

Выбери из текста информацию для составления таблицы «Покорение Арктики».

Детали экспедиции

Плавание парохода «Челюскин»

Работа станции «Северный полюс-1»

Командир корабля/ руководитель станции

Дата начала

Дата завершения

Цель

Задание 5.

Соедини линиями название экспоната и информацию о нём.

Самолёт-амфибия способность выделяться на льду

Палатка станции впервые совершил плавание

«Северный полюс-1» кСеверному полюсу

Модель ледохода способность вести ледовую разведку

«Арктика»

Задание 6.

Где расположен музей, о котором рассказывается в тексте?

Интерпретационные задачи — работа одновременно с событийным и смысловым планами текста, оценка и интерпретация их с точки зрения научных знаний и жизненного опыта.

Для разработки содержания интерпретационных задач чаще всего используются художественные тексты.

На учебных занятиях интерпретационные задачи используются преимущественно на этапах организации деятельности обучающихся по применению изученного материала, когда большей частью обучающихся освоены базовые навыки по изучаемой теме, также данные задачи могут быть эффективно использованы на этапах обобщающего повторения, во внеурочной и внеклассной деятельности по предмету.

Интерпретационная задача

Предмет *

Литературное чтение

Тема *

Класс *

4 класс

1.

Название задачи *

Капалуха

2.

Фабула (сюжет) *

«Капалуха»

В. П. Астафьев

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

3–4.

Стимул + формулировка задачи *

Задание 1*.

Автор приближался к «Каменному поясу России». Что в тексте говорится об этом?

Задание 2*.

В какое время года происходят события, описанные в рассказе? Выберите правильный ответ. Опираясь на текст, объясните свой выбор.

A. Весной.

B. Летом.

Задание 3*

Какой лес описан в произведении? Выберите правильный ответ. Опираясь на текст, объясните свой выбор.

А) хвойный

Б) смешанный

Задание 4* .

Подчеркните в тексте описание места, где обустроено гнездо глухарки. Почему именно такое место выбрала птица?

Задание 5.

Найдите в тексте ответ на вопрос: почему дети не стали брать из гнезда яйца капалухи?

Позиционные задачи — умение отделять факты от их авторской интерпретации, определять позицию авторов по отношению к представляемой информации, высказывать и аргументировать свою позицию.

Задачи этого типа предполагают:

1) определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается;

2) определение собственной позиции, ее аргументацию.

Для разработки содержания позиционных задач чаще всего используются публицистические тексты, а также тексты подростков (сочинений, творческих работ), экспертные мнения специалистов в той или иной области и мнения пользователей интернет по тем или иным вопросам.

На учебных занятиях позиционные задачи используются главным образом с целью формирования читательской грамотности как на уроках литературного чтения, русского языка, так и на уроках по другим предметам учебного плана.

С целью формирования других видов грамотности позиционные задачи используются преимущественно на этапах организации деятельности обучающихся по применению изученного материала, когда большей частью обучающихся освоены базовые навыки по изучаемой теме, также данные задачи могут быть эффективно использованы на этапах обобщающего повторения, во внеурочной и внеклассной деятельности по предмету.

Пример позиционной задачи

Предмет *

Окружающий мир

Тема *

Здоровье человека

Класс *

4 класс

1.

Название

задачи *

Сочинения о здоровье

2.

Фабула (сюжет) *

Здоровье человека

Здоровье человека — что это такое и почему наше здоровье является самым ценным, что есть у нас в жизни помимо родных и близких нам людей? Испокон веков люди старались не только сохранять свое здоровье, но и по возможности укреплять его. Ведь именно здоровье помогало им твердо стоять на ногах и добиваться собственных целей. Именно по этой причине древняя медицина опиралась на природные лекарства, которые матушка Земля щедро дарила нам, своим детям. Поэтому здоровье является для нас важным, и мы должны прикладывать все усилия, чтобы защищать его. Ведь если не будет здоровья, то и жизнь потеряет все яркие краски и человек вынужден будет бороться за то, чтобы его вернуть. Таким образом становится ясно, что все наше благополучие и радостные моменты жизни связаны именно с хорошим здоровьем.

Именно по этой причине люди должны как можно чаще посещать врачей и проходить плановые медосмотры, ведь контроль за состоянием своего здоровья поможет избежать многих проблем с ним в будущем. Также не стоит отвергать и дары природы, которые помогают нам избегать многих болезней и также излечиваться от них. Ведь различные травы, овощи и коренья способны излечивать от той или иной болезни куда лучше, чем различные лекарства.

Берегите себя, своих близких, делитесь своими полезными сведениями по укреплению здоровья с людьми и старайтесь почаще прибывать в позитивном настрое. Это очень важно. Здоровья вам и счастья!

Мария К.

Береги здоровье смолоду

Часто человек не ценит того, что у него есть, и начинает беречь это только тогда, когда теряет. Яркий пример этого — здоровье. Сейчас мы все здоровы, поэтому и редко задумываемся над тем, что здоровье нужно беречь.

Нас даже раздражают указания взрослых: тепло одеваться, регулярно и правильно питаться, не затягивать с визитом к стоматологу. Но все они правы. Если пренебрегать здоровьем, оно будет ухудшаться. Беречь здоровье надо именно сейчас, когда оно крепкое. Почти каждый может привести несколько примеров тому, как потеряли свое здоровье люди, а потом бегают по больницам в надежде вернуть хоть часть того, что некогда имели, но не ценили. Кто не носил шапки и простудил уши, и теперь плохо слышит. Кто-то целый день ел бутерброды и пирожки вместо полноценного обеда — и теперь вынужден сидеть на диете, потому что болит желудок. Кто-то боялся пойти к врачу, хотя болел зуб — и потерял этот зуб, потому что лечить стало нечего. Поэтому надо позаботиться о своем здоровье сейчас. Заниматься спортом, питаться здоровой пищей, соблюдать режим дня, правильно выбирать одежду и обувь. Тогда и здоровья хватит до старости.

Арсений Б.

3–4.

Стимул + формулировка задачи *

Задание 1*.

В чём совпадают взгляды авторов о здоровье человека? Выберите ответ, который вы считаете правильным. Оба автора считают, что:

А) Сохранить и укрепить здоровье помогут дары природы.

Б) Здоровье — это самое ценное для человека.

В) Чтобы укрепить здоровье надо заниматься спортом.

Задание 2*.

Какому из сочинений больше подойдёт название «Советы по укреплению здоровья»? Объясните свой ответ.

Задание 3*.

Кто из авторов, на ваш взгляд, дал больше практических советов по укреплению здоровья? Поясните свой ответ.

Задание 4* .

Согласны ли вы с мнением Марии о том, что позитивный настрой влияет на здоровье? Объясните свой ответ.

Задание 5.

Если бы вам предложили написать сочинение на эту тему, какие аргументы о важности здоровья привели бы вы?

5.

Оценка выполненной задачи

Задание 1. Деятельность: выявление авторских позиций, их сравнение, многократное возвращение к условию задачи.

1 балл — Ответ Б.

0 баллов — другие ответы.

Задание 2. Деятельность: выявление авторских позиций, аргументация.

2 балла название больше подходит к сочинению Арсения. Мария, называя сочинение «Здоровье человека», говорит о важности сохранения здоровья. Арсений говорит о советах взрослых, которые и есть советы по укреплению здоровья, даёт конкретные советы.

1 балл — ответ верный, но аргументация недостаточная.

Задание 3. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.

2 балла обучающийся разделяет точку зрения одного из авторов и приводит убедительные аргументы, ссылаясь на информацию из других источников и личный опыт.

1 балл — аргументация недостаточная.

0 баллов — аргументация неверная или отсутствует.

Задание 4. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.

2 балла обучающийся разделяет точку зрения одного из авторов и приводит убедительные аргументы, ссылаясь на информацию из других источников и личный опыт.

1 балл — аргументация недостаточная.

0 баллов — аргументация неверная или отсутствует.

Задание 5. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.

2 балла обучающийся приводит убедительные аргументы, ссылаясь на информацию из других источников и личный опыт.

1 балл — аргументация недостаточная.

0 баллов — аргументация неверная или отсутствует.

Таким образом, для организации уроков или учебных занятий по внеклассной деятельности по формированию функциональной грамотности, за основу содержания берется аналитическая, информационная, интерпретационная или позиционная задача, и организуется коллективная деятельность обучающихся по работе с данной задачей.

Главная задача учителя при этом — организовать диалог, продумать дополнительные вопросы, на основе которых учитель будет выстраивать диалог по ходу работы с задачей.

Литература:

  1. Астафьев В. П. Капалуха. — М.: Малыш, 1988
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, задача, задание, текст, здоровье, здоровье человека, земной шар, разработка содержания, Северный Ледовитый океан, Северный морской путь.


Похожие статьи

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Похожие статьи

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Задать вопрос