В статье автор рассматривает соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России. Рассматриваются основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Особое внимание уделяется разграничению дисциплинарной и административной ответственности. Автор приходит к выводу, что действующее законодательство устанавливает возможность привлечения военнослужащих к административной ответственности только за совершение правонарушений, закрепленных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ. В остальных случаях военнослужащие несут дисциплинарную ответственность.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, административная ответственность, административное правонарушение, воинская дисциплина, военная служба.
Вопрос соотношения дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих всегда был актуален, ведь он вызывает множество споров в правоприменительной практике. Связано это в первую очередь с тем, что по общему правилу военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершение административного правонарушения за исключением отдельных составов, которые предусмотрены административным законодательством [1]. Во вторую, вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности будет ставится в тех случаях, если военнослужащий все же подлежит административной ответственности на общих основаниях, но в отношении его не может быть назначено соответствующее административное наказание.
Перед тем как подробно разобрать соотношение дисциплинарной и административной ответственности следует отдельно рассмотреть дисциплинарную ответственность военнослужащих как вид юридической ответственности. Ст. 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет виды ответственности, к которым может быть привлечено лицо, имеющее указанный статус. И одним из видов как раз является дисциплинарная ответственность [2]. Ее особенность заключается в том, что военнослужащий привлекается к ней в случае нарушения воинской дисциплины. Само определение воинской дисциплины закреплено в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ). Как вытекает из п. 1 «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников)» [1].
Субъектами правоотношений, возникшие в период прохождения военной службы, всегда являются военнослужащие. Объектом — поведение субъектов, причем речь идет именно о соблюдение порядка и правил, установленных законодательством, т. е. воинской дисциплины. Но содержание объекта воинских правоотношений не ограничивается исключительно этим. Так, поведение субъектов завязано на применение командирами поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении их. Кроме того, подача жалоб, заявлений и предложений субъектами воинских правоотношений также входит в объект рассматриваемых правовых отношений.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие признаки воинской дисциплины:
1) военнослужащие соблюдают соответствующий порядок под строгим надзором;
2) правоотношения военнослужащих основываются на принципах равенства и единоначалия, что способствует их укреплению;
3) военнослужащие обязаны подчиняться законным приказам и распоряжениям командиров (начальников), ведь только так будет соблюдаться принцип единоначалия.
Отсюда можно сделать вывод, что частное проявление законности есть воинская дисциплина, поэтому ее следует рассматривать как правовую основу деятельности ВС РФ [3, с. 19–20]. В случае нарушения воинской дисциплины лицо, имеющее статус военнослужащего, будет привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Как вытекает из п. 47 ДУ ВС РФ применение дисциплинарной ответственности в отношении военнослужащего возможно лишь только при условии, что будет доказан сам факт совершения дисциплинарного проступка. Под дисциплинарным проступком понимается «противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности» [1].
Важно отметить, что привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности всегда сопровождается применением в отношении него установленные дисциплинарных взысканий как установленных мер государственного воздействия. В п. 54 ДУ ВС РФ определен перечень видов дисциплинарных взысканий:
– выговор;
– строгий выговор;
– лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
– лишение нагрудного знака отличника;
– предупреждение о неполном соответствии;
– снижение в воинской должности;
– снижение воинского звания на одну ступень, а также применение данной меры совместно со снижением воинской должности;
– досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
– отчисление из военной образовательной организации;
– отчисление с военных сборов;
– дисциплинарный арест (не применяет в отношении лиц женского пола).
Отметим, что указанный перечень является исчерпывающим, т. е. к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, не могут применяться иные меры дисциплинарной ответственности, чем те, которые предусмотрены ДУ ВС РФ.
Сам процесс привлечения лица к рассматриваемому виду ответственности можно описать следующим образом. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности начинается с этапа разбирательства, на котором командир (начальник) военной части устанавливает виновных лиц, выясняет мотивы, способы и обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок. Именно на указанном этапе происходит собирание, исследование и оценка доказательств для последующего их использования. Этап разбирательства всегда сопровождается оформлением материалов в письменной форме.
Далее, по окончании разбирательства составляется соответствующий протокол, после чего принимается решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащего. Дисциплинарное взыскание к виновному лицу, возможно применить только в течение 10 суток с того дня, когда уполномоченному лицу (командиру) стало известно о совершении проступка, но до того, как общий срок давности привлечения лица к дисциплинарной ответственности пройдет. При этом в указанный срок не засчитывается время, отведенное на разбирательство, а также время болезни военнослужащего, его пребывание в командировки, в отпуске или в период исполнения боевых задач.
Отметим, что недопустимо применять несколько мер дисциплинарной ответственности за совершение одного проступка или объединять несколько взысканий друг с другом. Кроме того, привлекать весь личный состав подразделения, а не только виновных лиц считается также незаконным.
Каждый командир (начальник) в силу своей должности обладает определенной дисциплинарной властью, за пределы которой ему недопустимо выходить. В случае, если он выйдет за пределы своих полномочий, то должен быть привлечен к ответственности. Поэтому, если командиру (начальнику) требуется применить в отношении виновного лица более строгое дисциплинарное взыскание в связи с совершением им тяжкого проступка, то он должен заявить ходатайство к вышестоящему руководству.
Полномочия вышестоящего командира (начальника) распространяются на применение более строй меры ответственности в случае, если будет установлено, что применение взыскания нижестоящим командиром не соответствует тяжести совершенного проступка, при этом примененная мера нижестоящего командира будет отменена. Но важно подчеркнуть, что вышестоящий командир не уполномочен отменять или изменять дисциплинарное взыскание на более мягкое в случае, если не будет установлено, что нижестоящий командир превысил свои полномочия [4, с. 109–112].
Стоит понимать, что дисциплинарная ответственность за неисполнение соответствующего обязательства не освобождает военнослужащего от его исполнения. То есть, лицо, имеющее статус военнослужащего, в любом случае обязуется надлежащим образом исполнить поставленную задачу.
Говоря о содержании дисциплинарной ответственности, то она включает в себя: цель, срок, функции, принципы и обстоятельства смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность, а также исключающие ее и учитываемые при ее назначении.
Целью дисциплинарной ответственности, как можно было понять, является применение соответствующих мер — дисциплинарного взыскания — за совершение лицом дисциплинарного проступка.
Срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности составляет год с того момента, когда был совершен дисциплинарный проступок.
Функции дисциплинарной ответственности подразделяются на две категории: карательные и воспитательные. Первые выражаются как раз в применении дисциплинарных взысканий в отношении виновных лиц. Вторые — виновное лицо должно осознать вред, причинный своими действиями (бездействием).
Принципы — это основополагающие начала дисциплинарной ответственности, где среди главных можно выделить законность, гласность, неотвратимость наказания, уважение прав и свобод военнослужащего [5, с. 140].
Обстоятельства, которые учитываются при назначении наказания, приведены в ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих». К ним следует отнести: форму вины; личность военнослужащего; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; а также сам характер проступка и обстоятельства совместно с последствиями содеянного.
К отягчающим обстоятельством относятся: несоблюдение требований командира (начальника) прекратить совершение проступка; совершение группой лиц; в состоянии алкогольного опьянения и т. д.
К смягчающим обстоятельствам относятся: раскаяние виновного лица; добровольное сообщение о содеянном; совершение в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств (личные или семейные).
Если в ходе разбирательства будет установлена малозначительность дисциплинарного проступка, то уполномоченное лицо (командир) в праве освободить лицо от дисциплинарной ответственности, заменив его на устное замечание [2].
Говоря непосредственно о соотношении дисциплинарной и административной ответственности, хочется отметить схожесть целей применения мер дисциплинарных взысканий и административных наказаний. Если мы говорим о цели административного наказания, то подразумеваем предупреждение совершения новых правонарушений. В случае дисциплинарного взыскания — предупреждение совершения дисциплинарных проступков [6, с. 162]. Однако основная проблема связана именно с разграничением дисциплинарной и административной ответственности. Здесь следует отметить положения ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», из которых следует, что действия военнослужащего, совершившего административное правонарушение, которое не входит в перечень составов, определенных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, будут расцениваться как грубый дисциплинарный проступок [2].
Стадия возбуждения дисциплинарного производства за грубый дисциплинарный проступок представляет определенный интерес в литературе. Как известно, совершение военнослужащим правонарушения, которое не предусмотрено ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, признается обстоятельством, исключающее производство по делу об административном правонарушении. Исходя из смысла ст. 24.5 КоАП РФ, при наличии указанного условия производство по делу об административном правонарушении прекращается, но только после того, как будут установлены все необходимые обстоятельства совершения правонарушения. В дальнейшем военнослужащий будет подлежать уже дисциплинарной ответственности [7].
Военнослужащий, совершивший административное правонарушение, не предусмотренное ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, будет привлекаться к дисциплинарной ответственности только после возбуждения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, т. е. должен быть надлежащим образом составлен соответствующий протокол, а также выяснены все обстоятельства дела, после чего производство по делу прекращается и материалы административного дела передаются командованию воинской части для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности. Именно в этом порядке и выражается трансформация административной ответственности в дисциплинарную [8, с. 42].
Однако возбуждение дисциплинарного производства не ограничивается только указанным порядком. ДУ ВС РФ предусматривает положения, в которых закреплено, что в случае обнаружения командиром военнослужащего административного правонарушения, которое совершил его подопечный, он немедленно должен доложить командиру воинской части. При этом какой-либо конкретики о том, каким образом командиру военнослужащего должно стать известно о совершенном правонарушении в ДУ ВС РФ не закреплено. Поэтому можно говорить о том, что основанием для возбуждения дисциплинарного производства является как непосредственное обнаружение признаков противоправного деяния самим командиром, так и получение сведений из других источников.
Кроме того, указанным уставом предусмотрено, что обстоятельства дела могут подтверждаться не только материалами об административном правонарушении, но и в ходе разбирательства командиром воинской части, по результатам которого составляется соответствующий протокол.
Отдельно выделим, что правонарушения, за совершение которых не предусмотрена административная ответственность на общих основаниях, следует квалифицировать как грубые дисциплинарные проступки. Полный их перечень содержится в Приложении № 7 ДУ ВС РФ [1]. Процедура привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения характеризуется следующим образом: что командир (начальник) воинской части при получении материалов, сведений, указывающих на совершение военнослужащим соответствующего противоправного деяния, должен принять решение о дисциплинарном производстве по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначить ответственного за его проведение. При этом, ответственный должен соответствовать двум критериям:
– иметь воинское звание и должность не ниже лица, в отношении которого будет проводиться дисциплинарное производство;
– по результатам разбирательства должен составить протокол о грубом дисциплинарном проступке и вместе с остальными материалами передать их командиру (начальнику) воинской части.
После получения всех необходимых материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка командир должен принять решение о привлечении лица к дисциплинарной ответственности и назначения ему соответствующего дисциплинарного взыскания или направить материалы в гарнизонный военный суд [6, с. 163]. О последнем следует говорить, когда решается вопрос о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста. Как известно, дисциплинарный арест как мера дисциплинарного взыскания может применяться в отношении военнослужащего, который совершил административное правонарушение, не подпадающее под перечень составов ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, только при условии, что за это правонарушение административным законодательством предусмотрено наказание в виде административного ареста [2].
Следующей проблемой соотношения административной и дисциплинарной ответственности, которую нужно отметить, является привлечение ответственности дважды за совершение одного и того же противоправного деяния. Ряд исследователей отмечает, что допущение подобного является грубым нарушением одного из основных принципов, закрепленных в российском законодательстве, — недопустимость двойного наказания за одно и то же деяние. Вероятно, двойная ответственность нужна для укрепления воинской дисциплины и предупреждения последующих возможных противоправных деяний. Но привлечение лица, имеющего статус военнослужащего, за правонарушение и к дисциплинарной, и к административной ответственности напрочь противоречит положениям действующей Конституции РФ [9, с. 235].
В п. 47 ДУ ВС РФ закреплено, что лицо подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности именно за совершение дисциплинарного проступка, т. е. оно не должно повлечь за собой ни административную, ни уголовную ответственность [1]. Поэтому, в случае совершения военнослужащим противоправного деяния, в котором будут присутствовать как признаки дисциплинарного проступка, так и признаки административного правонарушения необходимо выяснить, применяются ли в данном случае положения ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ или же нет [10]. А также возможно ли назначение административного наказания в отношении военнослужащего в рамках производства по делу. Ведь, как известно, военнослужащие обладают иммунитетом от некоторых видов административных наказаний в силу их правового статуса. Поэтому невозможность назначения административного наказание ведет к прекращению производства по делу и привлечение лица уже к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, несмотря на похожие цели административная и дисциплинарная ответственность военнослужащего имеют ряд значительных отличий. Во-первых, виды административных наказаний и дисциплинарных взысканий различаются друг от друга. Во-вторых, порядок привлечения к каждому из указанных видов ответственности имеет свои отличительные черты. В-третьих, специфика нормативно-правового регулирования: привлечение к административной ответственности регулируется КоАП РФ, а к дисциплинарной — ФЗ «О статусе военнослужащих» и в последующем конкретизируется в ДУ ВС РФ.
Литература:
- Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (дата обращения: 13.05.2023).
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения: 13.05.2023).
- Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю. Н. Туганова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — Текст: непосредственный.
- Туганов, Ю. Н. Правовые основы военной службы: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 162 с. — Текст: непосредственный.
- Туганов, Ю. Н. Военная администрация: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 197 с. — Текст: непосредственный.
- Фаисханов, Р. Р. Дисциплинарная ответственность военнослужащих за совершение административных правонарушений / Р. Р. Фаисханов, В. М. Шеншин. — Текст: непосредственный // Военное право. — 2021. — № 4(68). — С. 159–165.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 13.05.2023).
- Пономарев, А. В. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих / А. В. Пономарев, С. Ю. Русанова. — Текст: непосредственный // Вестник. Государство и право. — 2021. — № 3(30). — С. 41–44.
- Семов, В. И. Производство по делам об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими, в условиях режима чрезвычайного положения / В. И. Семов. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2022. — № 5. — С. 231–237.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 13.05.2023).