В статье автор пытается определить эффективность упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков.
Ключевые слова: память, концентрация внимания, упражнения, спортсмены-ориентировщики.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. В условиях тяжелой физической работы спортсмену приходится все время вести наблюдение за окружающими объектами и картой, сопоставлять их друг с другом, а также приспосабливаться к неожиданным ситуациям и условиям, возникающим по ходу дистанции [1;2].
Соревнования по ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, умея ориентироваться и имея хорошую физическую подготовленность [3;4].
Чтобы быть успешным в спортивном ориентировании, спортсмену необходимо иметь навыки быстрого чтения карты, абсолютной концентрации внимания и способности быстро принимать решения, выбирая наилучший маршрут во время работы при высокой скорости движения.
Большое влияние на результат в спортивном ориентирование оказывает психическая подготовленность, которая обеспечивает надежное и безошибочное прохождение дистанций. Системообразующим фактором здесь является сознание, которое в свою очередь, включает в себя понятия память и концентрация внимания [5;6].
Для проверки эффективности упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков, мною, в период практики было проведено исследование на базе МАУ ДО «Каменская ДЮСШ» респ. Бурятия.
В эксперименте приняло участие 20 мальчиков и 10 девочек из числа занимающихся. Спортсмены были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа выполняла предложенные мною упражнения, вместо упражнений указанных тренером в плане.
Исследование проводилось во время тренировочных занятий по спортивному ориентированию.
Для эксперимента использовалась таблица, состоящая из 15 условных знаков, которая предъявлялась испытуемым в течение 30 секунд. После этого на специальном бланке спортсмены-ориентировщики в течение двух минут воспроизводили увиденное. Оценивалась правильность изображения и месторасположение каждого условного знака.
Для тренировки распределения концентрации внимания использовался специальный бланк с 25 клетками, на котором каждая клетка разделена диагональю пополам. При этом чёрное число в верхнем левом углу каждой клетки обозначает её порядковый номер (от 1 до 25), а красные числа расположены в правом нижнем углу каждой клетки в произвольном порядке. Сначала было необходимо найти красную цифру 1 и записать в бланке ответа порядковый номер клетки, в которой она находится, затем найти красную цифру 2 и записать номер её клетки и т. д. В результате фиксировалось время нахождения всех красных цифр от 1 до 25, при этом за каждый пропуск цифры плюсовалось 10 секунд к общему времени выполнения упражнения.
При первоначальном выполнении задания на развития наглядно-образной памяти результат составил 37,4 %, после тренировки со специальными упражнениями у экспериментальной группы показатель памяти составил 43,4 %, следовательно, развитие памяти увеличился на 16 %. При выполнении задания по распределению концентрации внимания, результаты были подсчитаны по 5-ти бальной шкале, и также показали положительный итоговый результат.
Для оценки эффективности улучшения исследуемых показателей, в начале и в конце эксперимента были проведены соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении. В момент старта участники получали карту, на которой нанесены место старта и контрольные пункты, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции. В начале эксперимента показатель времени у экспериментальной группы был меньше, чем у контрольной. А в конце эксперимента, после применения упражнений, показатель времени контрольной группы улучшился [7].
Согласно исследованию, применение упражнений для развития памяти и концентрации внимания благополучно повлияло на тренировочный процесс, уменьшилось число ошибок, снизилось общее время выполнения технических заданий на местности. Все эти изменения привели к положительному сдвигу в результатах соревновательной деятельности.
Литература:
- Абашова, Е. В. Развитие памяти и внимания у спортсменов-ориентировщиков: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Абашова Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 2019–15 с.
- Брайцева, В. А. Методика тактико-технической подготовки спортсменов 15–16 лет в кроссовых видах ориентирования: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Брайцева Виктория Александровна. — Смоленск, 2020–48 с.
- Зайнулин, М. Н. Содержание понятий концентрации и деконцентрации внимания в спорте / М. Н. Зайнулин // Экстремальная деятельность человека. — 2016. — № 1 (38). — С. 34–36.
- Казанцев, С. А. Особенности внимания у спортсменов-ориентировщиков / С. А. Казанцев. — М., 2003. — 31–38 с.
- Константинов, Ю. С. Уроки ориентирования / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — М.: ЦДЮТиК, 2005. — 328 с.
- Кугергина, А. Ю. Анализ способов оценки концентрации внимания / А. Ю. Кугергина // Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. — 2018. — № 3. — С. 85–88.
- Огородников, Б. И. Сборник упражнений по спортивному ориентированию / Б. И. Огородников, А. Л. Моисеенков, Е. С. Приймак. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 72 с.