Исследование посвящено особенностям подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта, как разновидности договора подряда. Раскрыты особенности данного договора и сфера его применения.
Ключевые слова: Федеральный закон, договор, контракт, муниципалитет, работа, стороны, подрядчик, заказчик, объем, сроки, бюджетные средства, внебюджетные средства, предмет, существенные условия.
The study is devoted to the peculiarities of contracting relations within the framework of a state or municipal contract, as a type of contract. The features of this agreement and the scope of its application are disclosed.
Keywords: Federal law, agreement, contract, municipality, work, parties, contractor, customer, volume, terms, budgetary funds, non-budgetary funds, subject, essential conditions.
Актуальность исследования определяется важностью данного договора. На практике государство и муниципалитеты зачастую прибегают к услугам частных лиц, осуществляющих определенную работу, на основании государственного или соответственно муниципального контракта.
Рассматривая особенности подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта, необходимо дать определение договора подряда в целом, и государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в частности, определить нормативно-правовую основу данных отношений, указать сферу применения и освятить некоторые проблемные аспекты данного вида договора.
Исходя из совместного толкования понятия договора закрепленного в ст. 420 ГК РФ и общих положений договора подряда, содержащихся в ст. 702 ГК РФ договор подряда можно определить, как соглашение сторон, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его [1].
На основании ст. 763 можно сказать, что контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — это соглашение, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является частным видом договора подряда.
Правовую основу составляют:
- Гражданский кодекс Российской федерации, который раскрывает многие общие вопросы данного вида отношений;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий порядок оплаты, сроки действия, изменения условий при сокращении бюджетных средств [2];
- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующий иные частные вопросы указанного ранее контракта [3].
- Иные правовые акты.
Как видно из положения ст. 763 ГК РФ данный договор применяется исключительно в сфере строительства и ремонта. Исходя из содержания главы 37, а также гл. 38 ГК РФ договор подряда по государственному и муниципальному контракту, не может быть заключен с целью выполнения научно-исследовательских или иных видов работ, так как для них предусмотрены специальные формы договоров, а также специальные положения, которые регулируют данные отношения.
Для исследуемого нами вида договора, в ст. 766 Гражданского Кодекса РФ указан перечень существенных условий, в который входят:
– Объем и стоимость работы, которая подлежит выполнению;
– Сроки начала и окончания работы;
– Размер, порядок финансирования и оплата выполненной работы;
– Способ обеспечения выполнения обязательств.
Проанализировав все выше сказанное, следует выделить такие особенности, которые позволят выделить государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ в отдельный вид договора подряда:
– Во-первых, государственный или муниципальный контракт заключается на основании государственного или муниципального заказа соответственно, путем торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
– Во-вторых, выполняемая подрядная работа предназначена для удовлетворения муниципальных или же государственных нужд;
– В-третьих, финансирование оплаты происходит за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств;
– В-четвертых, роль заказчика отведена государственному или же муниципальному органу, то есть получателю бюджетных средств;
– И наконец, в-пятых, отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особой правовой регуляции.
Как и во многих других договорах, исследуемое нами соглашение имеет ряд проблемных аспектов. Среди недостатков самым существенным можно назвать отсутствие в ГК РФ положений, которые дали бы однозначное понимание и содержание предмета договора подряда для государственных или муниципальных нужд. Так ряд авторов включают в предмет данного договора результат работ, а также результат деятельности подрядчика [4]. В противовес указанному ранее представлению о предмете договора, можно привести мнение других правоведов о том, что предмет представляет собой двухэлементное звено, включающее в себя и работу как процесс и результат этой работы [5]. Судебная практика идет по иному пути, давая предмету такую характеристику, согласно которой предмет включает в себя такие элементы как: вид, объем, и содержание выполняемой работы [6]. Решение данной проблемы видится во внесении законодателем изменений в гражданский кодекс, которые бы однозначно ответили на вопрос о содержании предмета исследуемого вида договора.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
- Бежан, А. В. Заключение договора строительного подряда на выгодных условиях / А. В. Бежан, С. А. Киракосян. 2014.
- Баласанян, Р. Р. Понятие и предмет договора строительного подряда 2016.
- Путеводитель по судебной практике 16.12.2022