Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Дрига, Е. В. Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе / Е. В. Дрига. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103083/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье автор определяет основные проблемы современной гражданской авиации России, обусловленные рядом политических, геополитических, экономических факторов, представляет обзор основных документов, регламентирующих деятельность авиакомпаний в условиях санкций.

Ключевые слова: воздушное пространство, рынок авиаперевозок, контрсанкции.

Одним из важнейших событий последних месяцев для всего мира: экономического, внешнеполитического, авиационного стало частичное закрытие воздушного пространства России и ЕС в качестве симметричных по отношению друг к другу мер, то есть контрсанкций, в ответ на те или иные действия одной из сторон. Регламент и процедура использования воздушного пространства Российской Федерации установлены в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [7].

Закрытие воздушного пространства, а фактически приостановление или отмена свобод воздуха над определённой территорией, представляет собой серьезную ограничительную меру (санкцию), которая по сути является ударом по затрагиваемым ею странам и, прежде всего, по авиаперевозчикам, которые в результате такого шага теряют способность предоставлять определенные международные пути сообщений. В свою очередь, это приводит как минимум к снижению прибыли, но в основном мешает выполнению ключевых задач такого важного ресурса страны, как региональных, национальных, флагманских авиакомпаний, а именно: выполнение полётов на социально значимых маршрутах, в нашей стране — перевозка пассажиров и грузов в интересах нефтегазового комплекса, полёты по обеспечению миротворческих и гуманитарных операций ООН.

Российская авиация — одна из первых в иерархии отраслей, которая понесла глобальный ущерб в результате геополитических действий в феврале 2022 года. Через несколько дней после начала СВО европейские страны начали закрывать свое воздушное пространство для российских воздушных судов. Соединенные Штаты последовали их примеру 2 марта, приостановив, среди прочего, свои рейсы Москва-Нью-Йорк, на переговоры по инициации и организации которых еще в советские времена ушло почти десять лет. Российские авиакомпании никогда не были так изолированы ранее.

Как отмечает Травников А. И., после распада Советского Союза российские авиаперевозки стали одним из крупнейших бенефициаров открытия страны миру и перехода к рыночной экономике [11].

Рынок авиаперевозок был разделен на несколько субъектов национального уровня и десятки небольших региональных перевозчиков, которые быстро вышли на новые стандарты качества. Ведущие компании присоединялись к глобальным авиационным альянсам и активно обновляли свои парки, заменяя старые советские самолеты новыми «Эйрбасами» и «Боингами».

Хотя западные санкции, введенные против России после присоединения Крыма в 2014 году, действительно оказали давление на российских производителей самолетов [3], полеты в Европу и США продолжались, а контракты на покупку самолетов оставались в силе. Аэрофлот получил свой первый Airbus A350 в начале 2020 года [2]. В 2019 году, накануне пандемии COVID, российские авиакомпании перевезли рекордные 128 млн человек: из них 43 % на международных рейсах и 57 % на внутренних. Международные рейсы приносили гораздо больше доходов, но многочисленные внутренние маршруты позволили отрасли удержаться на плаву в годы пандемии [1].

Санкции 2022 года оказали значительно большее воздействие: всего за несколько дней тесно интегрированные с мировым рынком российские авиакомпании лишились международных направлений, договоров лизинга и технической поддержки своих иностранных самолетов, партнерских отношений с другими перевозчиками, зарубежного программного обеспечения, страхования и других услуг. Наиболее существенные убытки понес «Аэрофлот: крупнейшая авиакомпания и флагманский перевозчик страны только начали восстанавливаться после пандемического спада, увеличив количество пассажиров почти на треть в годовом исчислении в феврале 2022 года. Ранее компания планировала сосредоточиться на премиальных и высокодоходных рейсах [10], но это на этот сегмент приходилось всего 20 процентов от общей выручки на конец 2022 года. Кроме того, когда Россия в ответ закрыла собственное воздушное пространство для западных авиакомпаний, «Аэрофлот» лишился лицензионных отчислений от европейских перевозчиков, которые составляли 500–800 миллионов долларов за год до пандемии [4].

В итоге российские авиакомпании быль вновь вынуждены делать ставку на внутренние маршруты, но, в отличие от пандемических лет, даже в этом секторе возникают трудности. Одиннадцать аэропортов на юге России, в том числе в нескольких популярных местах отдыха, были закрыты для гражданских самолетов с началом начала СВО. Одним из аспектов реакции России на западные санкции было присвоение самолетов иностранного производства, которые брали в аренду российские авиаперевозчики. Лизинг является распространенной практикой в авиационной отрасли, при которой владелец самолета несет ответственность за его обслуживание, страхование и регистрацию, среди прочего. По состоянию на конец февраля 2022 года в России эксплуатировалось 1290 гражданских самолетов, 70 % из которых были иностранного производства и обеспечивали 95 % воздушного движения страны. На тот момент общая рыночная стоимость лизингового парка самолетов России превысила 10 миллиардов долларов. После начала СВО и последовавших санкций, запретивших поставки в Россию гражданских самолетов и запасных частей, лизингодателям самолетов удалось конфисковать 77 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, прежде чем остальные были остановлены в России и быстро перерегистрированы там, чтобы их можно было использовать внутри страны, хотя этот процесс исключает их использование на международных маршрутах, поскольку самолеты с двойной регистрацией считаются угрозой безопасности. Китай и Турция также запретили летать в свои страны самолетам с двойной регистрацией [12].

Всего по состоянию на февраль 2023 России удалось снять двойную регистрацию с 180 перерегистрированных самолетов, правительство обещает продолжить этот процесс [9]. Однако у самолетов, лишенных двойной регистрации, могут возникнуть проблемы с международными рейсами, потому что Соединенные Штаты заносят в черный список иностранные самолеты, по крайней мере, на 25 % принадлежащие США. Эти самолеты могут столкнуться с ограничениями обслуживания или столкнуться с трудностями при дозаправке в пункте назначения. По этой причине у российских авиакомпаний не остается иного выбора, кроме ориентации на внутренний рынок. К 2030 году Аэрофлот планирует увеличить свою долю на этом рынке с 38 до 50 % и привлечь на 60 % больше пассажиров. Тем не менее международные рейсы по-прежнему в два-три раза выгоднее для «Аэрофлота», чем внутренние [6]. В июне 2022 года Россия приняла программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Исходя из того, что страна останется частично изолированной, в ней предусмотрено, что только 10 процентов пассажиров российских авиакомпаний будут летать за границу.

Запад, со своей стороны, также пострадал от изоляции России. В то время как российские авиаперевозчики теряли маршруты и членство в глобальных альянсах, их западные коллеги лишались удобных маршрутов полетов в Азию через российское воздушное пространство над Сибирью и Арктикой. Обход России удлиняет европейские маршруты в Азию на несколько часов, и, следовательно, увеличивает расходы на топливо. Полеты между Токио и Хельсинки, например, теперь занимают тринадцать часов вместо девяти с половиной. Европейские авиакомпании также могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны Китая, когда он вновь откроется после пандемии и его самолеты начнут летать над территорией России.

По многим оценкам, американские авиакомпании находятся не в лучшем положении по сравнению со своими азиатскими конкурентами. American Airlines и United были вынуждены отменить некоторые рейсы в Индию, которые больше не являются рентабельными, в то время как Air India может продолжать летать через российское воздушное пространство. Американские рейсы в Токио и Сеул теперь занимают дополнительно от шестидесяти до девяноста минут, хотя самая большая угроза, вырисовывающаяся на горизонте, снова связана с открытием Китая. США пригрозили Турции штрафами и даже тюремным заключением, если она будет обслуживать российские авиакомпании, летающие на американских самолетах. Затем Турция сделала заявление о рисках, связанных с обслуживанием самолетов «Аэрофлота», но по состоянию на май 2023 продолжает их обслуживать. Со своей стороны, Евросоюз пригрозил Грузии санкциями, если она возобновит полеты в Россию [8].

2022 год во многом стал ударом для российских авиакомпаний, но они выстояли благодаря солидным государственным субсидиям и обширному опыту, накопленному за десятилетия работы на мировом авиационном рынке, где они переняли навыки, процедуры, технологии и стандарты у своих западных партнеров. Накопленный опыт поможет российским самолетам еще какое-то время оставаться в воздухе, особенно крупным авиаперевозчикам, располагающим молодым флотом, квалифицированным персоналом и техническими центрами. Также, из-за введения западных санкций и факта того, что российским перевозчикам запретили приобретать самолеты иностранного производства и запчасти к ним, а также осуществлять техобслуживание и страхование воздушных судов, очевидным побочным следствием стало нарушение цепей регулярных поставок компонентов для своевременного технического обслуживания воздушных судов и поддержания их лётной годности, в некоторых случаях — просто увеличились сроки их поставки до станций требования. Таким образом, регулярной практикой в работе отечественных Maintenance, Repair, and Overhaul (MRO) организаций стала процедура Robbery или Cannibalization, которую в начале 2023г. узаконили российские власти [5]. Robbery — это процесс снятия исправных запчастей и компонентов с гражданских самолетов для их хранения или установки на другие воздушные суда. Каннибализация флота — это нормальная мировая практика, но требуются четкие процедуры исполнения, в том числе составление определённых специфических ярлыков на каждый подобным образом снимаемый компонент. При этом ожидается, что к 2025 году в России останется не более 70 % самолетов иностранного производства.

В настоящей статье лишь в общих чертах описаны изменения и спровоцированные ими трудностей в области международного воздушного пространства за последние годы, участие государств — эксплуатантов в данном процессе. Исследование данной проблемы имеет важное, как теоретическое, так и практическое значение для понимания процессов построения международных отношений и возможных путей решения тех задач, с которыми субъектам пришлось столкнуться.

Литература:

  1. Авиакомпании держатся: предпосылок для банкротства нет. Интервью Виталия Савельева «Российской газете» [Электронный ресурс] URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/interviews/516 (дата обращения: 18.05.2023)
  2. Аэрофлот» получил свой первый Airbus А350 [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/business/697162 (дата обращения: 01.05.2023)
  3. Все санкции Запада против России. США [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства России «ТАСС». URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587? (дата обращения: 01.05.2023)
  4. Год военного положения. Как российская авиация пережила потерю неба, доходов и репутации [Электронный ресурс] URL: https://carnegieendowment.org/politika/89138 (дата обращения: 20.05.2023)
  5. ЕС предупредил Грузию о вторичных санкциях, если Тбилиси возобновит авиасообщение с Москвой [Электронный ресурс] URL: https://www.bfm.ru/news/518586 (дата обращения: 20.05.2023)
  6. Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/23/04/2023/6442b1969a794764554a9a5d (дата обращения: 18.05.2023)
  7. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=370637&dst=100423#Ek3ZwcTAnH88Kjge1 (дата обращения: 18.05.2023)
  8. Постановление правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
  9. Правительство установило возможность регистрации прав на самолёты для иностранных «дочек» российских организаций [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/47254/ (дата обращения: 18.05.2023)
  10. Савельев представил Мишустину обновленную стратегию развития «Аэрофлота» [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/07/14/834527-savelev-rasskazal-mishustinu (дата обращения: 18.05.2023)
  11. Травников А. И.: Влияние национального воздушного права на совершенствование международно-правового режима воздушного пространства // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-natsionalnogo-617 vozdushnogo-prava-na-sovershenstvovanie-mezhdunarodno-pravovogo-rezhima-vozdushnogoprostranstva (дата обращения: 08.04.2023)
  12. UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL Functions and Powers [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/securitycouncil/content/functions-and-powers (дата обращения: 18.05.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, самолет, воздушное пространство, авиакомпания, двойная регистрация, иностранное производство, рейс, США, авиационная отрасль, Российская Федерация.


Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Экономические санкции и их влияние на экономику России

В статье анализируются исторические аспекты введения санкций против России. Рассмотрены и проанализированы основные тенденции и перспективы санкционной деятельности на современном этапе, а также области их распространения. Характеризуется место и рол...

Состояние рынка перестрахования России и тенденции его развития в условиях санкций

В настоящее время весьма актуальной проблемой для России является введение санкционного режима вследствие украинского кризиса. В работе рассмотрены последствия влияния санкций на перестраховочный рынок как на одну из основных частей национального рын...

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях

В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Перспективы участия российских авиакомпаний в международных авиационных стратегических альянсах

Статья раскрывает основные проблемы российских авиакомпаний, что препятствует их вхождению в международные стратегические альянсы. Особое внимание уделяется международным организациям в сфере авиаперевозок, стандартам которых должны отвечать претенде...

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Экономические санкции и их влияние на экономику России

В статье анализируются исторические аспекты введения санкций против России. Рассмотрены и проанализированы основные тенденции и перспективы санкционной деятельности на современном этапе, а также области их распространения. Характеризуется место и рол...

Состояние рынка перестрахования России и тенденции его развития в условиях санкций

В настоящее время весьма актуальной проблемой для России является введение санкционного режима вследствие украинского кризиса. В работе рассмотрены последствия влияния санкций на перестраховочный рынок как на одну из основных частей национального рын...

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях

В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Перспективы участия российских авиакомпаний в международных авиационных стратегических альянсах

Статья раскрывает основные проблемы российских авиакомпаний, что препятствует их вхождению в международные стратегические альянсы. Особое внимание уделяется международным организациям в сфере авиаперевозок, стандартам которых должны отвечать претенде...

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Задать вопрос