В статье рассмотрены различные научные работы, касающиеся вопроса повышения безопасности на пешеходных переходах, а также проанализированы положения отечественных стандартов, регулирующих устройство пешеходных переходов. Описаны основные проблемы, существующие в отечественной практике повышения безопасности на пешеходных переходах, выделена роль государства в решение данных проблем.
Ключевые слова: пешеходный переход, треугольник видимости, световозвращающие сигнальные элементы, маломобильные граждане, наезд на пешеходов.
Improving safety at pedestrian crossings
Chanzan Ilona Sholban-oolovna, student master's degree;
Fialka Arina Vasilyevna, student master's degree
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (St. Petersburg)
The article discusses various scientific works that provide for the safety of pedestrian crossings, as well as analyzes the provisions of domestic devices that regulate the construction of pedestrian crossings. The main problems associated with the domestic practice of pedestrian crossing safety are described, the role of the state in solving data problems is highlighted.
Keywords: pedestrian crossing, triangle, retroreflective signal elements, people with limited mobility, collision with pedestrians.
Современный мир удивительно изменчив. Процессы, зарождающиеся в нем, протекают с огромной скоростью. Развитие той или иной отрасли, зачастую, сопровождается возникновением некоторых проблем, решение которых находится в ответственности соответствующих органов, основным из которых выступает государство.
Тема данной статьи касается важнейшего вопроса стратегической значимости, а, именно, повышения безопасности на пешеходных переходах. Актуальность темы исследования касается ее практической значимостью в повседневной жизни общества. Открытые статистические данные свидетельствуют о внимании к повышению безопасности на пешеходных переходах. Так, за девять месяцев 2022 года, количество наездов на пешеходов в России снизилось на 5,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число погибших и раненых в них сократилось на 6,4 и 5,4 процента соответственно. [1]
Смирнов А. В. и Чечеткина А. А. провели исследование дорог общего пользования города Калининград на предмет технического соответствия пешеходных переходов нормам ГОСТа 32944–2014 и ГОСТа Р52766–2007. Результаты, полученные в рамках проведенного исследования, свидетельствуют о следующем: «Для повышения безопасности пешеходов рекомендуется провести следующие мероприятия: — убрать рекламный объект, размещенный в треугольнике видимости; — вынести дорожный знак «Пешеходный переход» на проезжую часть дороги; — разместить на подъездах к пешеходному переходу: а) предупреждающие дорожные знаки «Впереди пешеходный переход»; б) запрещающий дорожный знак «Ограничение максимальной скорости». Возможно размещение ТВП (табло вызывное пешеходное). [2, с.7]
Результаты, полученные авторами, упомянутыми выше, свидетельствует о том, что некоторые пешеходные переходы не соответствуют требованиям, предъявляемым действующими стандартами в сфере транспорта. Повышение безопасности на подобных пешеходных переходах возможно посредством привлечения внимания контролирующих органов, в чьей юрисдикции находится исправление замечаний.
Одной из наиболее острых и давних проблем отечественных пешеходных переходов является освещенность. Несмотря на кажущуюся простоту и банальность, по этой причине произошло значительное количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Особенно важной данная проблема прослеживается в контексте безопасности школьников.
Алешина И. В., Иванов А. А., Красаулина Н. И., Смелкова К. В. отмечают: «Стоит отметить, что в настоящее время в школах уже проводят классные часы, учителя и приглашённые сотрудники ГАИ — рассказывают о необходимости обеспечивать свою безопасность на проезжей части дорог с помощью световозвращающих сигнальных элементов. Сейчас, дети знают по этой теме, даже больше, чем их родители и большинство взрослых». [3, с.7]
К сожалению, данная превентивная мера, на наш взгляд, не способна в полной степени обеспечить решение данной проблемы, так как проблема освещения отдельных дорог и по сегодняшний день остается довольно острой и требует значительной финансовой поддержки из государственного бюджета. Однако, в сложившихся обстоятельствах, световозвращающие элементы одежды, выполнят роль единственной адекватной альтернативы.
Другим немаловажным аспектом повышения безопасности на отечественных пешеходных переходах является адаптация переходов под потребности маломобильных граждан. Технические требования к пешеходным переходам с целью обеспечения безопасности маломобильных граждан, содержатся в Своде Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Рис.1 Недопустимые уклоны
Проиллюстрированы примеры пешеходных переходов в части технического требования для передвижения и ориентации маломобильных граждан на рис.1 и рис 2. При выполнении бордюрных пандусов, расположенных вдоль тротуара, должна оставаться ровная (без бокового уклона) дорожка шириной не менее 1.2 м по противоположному от бордюрного пандуса краю тротуара для безопасного прохода пешеходов и проезда на коляске.
Рис. 2 Допустимое расстояние на тротуаре до пандуса
Опасные для передвижения маломобильных групп населения местные поперечные и продольные уклоны могут создаваться из-за неровной поверхности тротуара из-за некачественного выполнения строительных работ: просадок, выбоин, вспучиваний тротуарного покрытия или дорожного полотна в местах пешеходных переходов
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что современное состояние безопасности на отечественных пешеходных переходах, в целом, можно охарактеризовать как удовлетворительное. Однако, некорректно отрицать существующие проблемы, которые, согласно открытым статистическим данным, снижаются.
В контексте повышения безопасности на пешеходных дорогах, целесообразно отметить влияние трех субъектов, основным из которых является государство, а также пешеходы и водители. Увеличение расходов на переоборудование некоторых переходов, не отвечающих требованиям стандартом, позволит нивелировать влияние изучаемой проблемы.
Литература:
- Сайт. URL: https://rg.ru/2022/10/31/peshkom-i-bez-avarij.html
- Смирнов, А. В. Чечеткина А. А. Повышение безопасности пешеходных переходов на дорогах общего пользования города Калининград. 2020. С. 1–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-bezopasnosti-peshehodnyh-perehodov-na-dorogah-obschego-polzovaniya-goroda-kaliningrad/viewer
- Алешина, И. В. Иванов, А. А. Красаулина, Н. И. Смелкова, К. В. Повышение безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах. Современные материалы, техника и технологии, № 3 (3), 2015. С. 6–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-bezopasnosti-na-nereguliruemyh-peshehodnyh-perehodah/viewer
- Свод правил «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020. URL: https://docs.cntd.ru/document/573659328