В настоящее время до сих пор стоит вопрос о безопасной организации пешеходного движения для маломобильных групп населения. В данной статье приведены примеры опыта России и зарубежных стран (на примере Франции) в области обеспечения безопасности движения людей с ограниченными возможностями по улично-дорожной сети города. Также рассмотрены проблемы современных конструктивных решений в данной области в нашей стране и способы их решения [1–5].
Ключевые слова: маломобильная группа населения, улично-дорожная сеть, пандус, тактильная плитка.
Currently, there is still a question about the safe organization of pedestrian traffic for people with limited mobility. This article provides examples of the experience of Russia and foreign countries (on the example of France) in the field of ensuring the safety of the movement of people with disabilities on the road network of the city. The problems of modern design solutions in this area in our country and ways to solve them are also considered [1–5].
Keywords: people with limited mobility, road network, ramp, tactile tiles.
Всего в мире инвалидность имеют около 16 % населения мира. Задачей любого государства является обеспечение безопасного пешеходного движения по улично-дорожной сети их страны.
С помощью опыта зарубежных стран в данном вопросе возможно найти решение проблем безопасной организации пешеходного движения для маломобильных групп населения в нашей стране. Одной из прогрессивных стран в плане обеспечения безопасности инвалидов является Франция.
Франция не только обустраивает пешеходные переходы без устройства барьеров, но и проектирует автомобильные дороги таким образом, чтобы водители безопасно и медленно ездили. Для этого на прямых участках дороги устраиваются искривления в плане, а также на улицах с односторонним движениям парковки устанавливаются в шахматном порядке (рис. 1).
Рис. 1. Улицы во Франции
Пешеходные переходы же во Франции устраиваются так, чтобы проезжая часть и тротуар были на одном уровне, а для их разделения используются дорожные столбики (рис. 2) [1].
Рис. 2. Один из пешеходных переходов Франции
В нашей стране проживают 12,1 млн человек всех групп инвалидности, что составляет почти 9 % от всего населения страны. Данной группе населения требуются особые условия для безопасного движения по улично-дорожной сети [2].
К настоящему времени на территории Российской Федерации оборудовано до 200 тысяч пешеходных переходов. Наиболее распространенными являются наземные, их количество составляет около 198 тысячи, но только каждый пятый из них оборудован светофорным регулированием. Остальные 2 тысячи — надземные и подземные пешеходные переходы, половина из которых не приспособлена для использования маломобильными группами населения [3]. На основании пункта 14.5 Правил дорожного движения РФ водитель во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью [4]. В действительности незрячим людям приходится испытывать трудности с пешеходным движением по улично-дорожной сети. Например, отсутствие тактильной плитки дорожного покрытия перед пешеходными переходами, тротуаров, спроектированных по нормативным требованиям и качественного общественного пространства.
Для решения этих проблем должны обеспечиваться мероприятия по организации дорожного движения, проектированию, строительству, эксплуатации транспортных сооружений для обеспечения безопасности маломобильных групп населения, а также должны организовываться муниципальные программы при участии общественных организаций инвалидов, что позволит наиболее полно отразить мнение по этому вопросу жителей города, пользующихся при передвижении автомобилями с ручным управлением, колясками или тростями.
Один из примеров современного обустройства доступной среды для маломобильных граждан является обустройство остановочных пунктов тактильными наземными указателями на покрытии из брусчатки. Тактильный наземный указатель служит средством отображения информации, и представляющий собой полосу определенного цвета (чаще всего желтого) и рисунка рифления, позволяющих незрячим людям распознавать типы дорожного или напольного покрытия с помощью осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Данный вид указателей обязаны представлять инвалидам по зрению необходимую и достаточную информацию о месте их пребывания, благодаря чему они смогут самостоятельно ориентироваться в городе.
Еще одним из решений проблемы доступности улично-дорожной сети для маломобильных групп населения является ужесточение контроля за уже существующими пандусами, тактильными плитками и др. На рисунке 2 представлен один из пешеходных переходов нашей страны, который был построен с явным нарушением ГОСТа [5].
Рис. 2. Пешеходный переход с нарушением устройства тактильной плитки
Доступная среда — неотъемлемая часть человека, сообщество инженеров совместно с правительством, и IT-технологиями могут сделать жизнь людей с ограниченными способностями легче. Опыт зарубежных стран является ценной информацией, которую стоит учитывать при проектировании в нашей стране.
Предложенные виды решений проблемы безопасности передвижения маломобильных групп населения по улично-дорожной сети — это лишь один из примеров обеспечения социальной доступности и безопасности в нашей стране. Подобная инфраструктура должна быть создана везде, где это необходимо.
Литература:
- Калмет, Х. Ю. Жилая среда для инвалида. — М.: Стройиздат, 1990. — 128 с.;
- Сафронов, К. Э. Безбарьерная городская среда: учебное пособие. — Омск: Изд-во «Золотой тираж», 2010. — 167 с.;
- Асылгараева Э. Н., Гутман Л. Б. Обеспечение доступности зданий, сооружений и услуг для маломобильных групп населения: Методические рекомендации / Под общей редакцией Л. Б. Гутмана. — Иркутск. 52 с.;
- Копусов-Долинин, А. И. Правила дорожного движения (ПДД) РФ 2018. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (с последними изменениями и дополнениями) / А. И. Копусов-Долинин. — М.: Эксмо, 2017. — 192 c.;
- ГОСТ Р 59432–2021 Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования.