В статье определены основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе.
Ключевые слова: постоянный детский коллектив, временный детский коллектив, психологические проблемы, копинг-стратегии.
Во временном детском коллективе ребенок раскрывает свои способности и умения, улучшает свои коммуникативные навыки, обретает новые знакомства и закрепляет положительный опыт. В коллективе происходит формирование крепких связей со сверстниками и педагогами [1, с. 32].
Среда во временном детском коллективе может быть изменчива, что приводит к появлению стрессовых ситуаций [3, с. 21]. Чтобы справиться с ситуациями, которые рассматриваются участниками временного детского коллектива как проблемные, они используют копинг-стратегии, чтобы преодолеть их [2, с. 80], [4, с. 63].
При наличии научных работ по проблеме копинг-стратегий, используемых подростками, не широко изучалась проблема используемых копинг-стратегий участниками временного детского коллектива, то есть детьми во время пребывания в лагере. В современном мире происходит стремительное развитие детских лагерей с направленностью на личность ребенка, что и предполагает изучение психологических аспектов пребывания детей в нем. А также особый интерес представляют различия в используемых копинг-стратегиях в постоянном детском коллективе и временном детском коллективе. Это и обосновывает актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования было: описать основные копинг-стратегии, используемые во временном детском коллективе.
Гипотеза исследования: предполагается, что подростки выбирают определенные копинг-стратегии для того, чтобы справиться с проблемами, возникающими во временном и постоянном детском коллективе.
Выборка исследования составила 100 человек, подростки 12–14 лет: 50 респондентов временного детского коллектива и 50 респондентов постоянного детского коллектива.
Проведенный сравнительный анализ (с использованием U критерия Манна-Уитни) показал наличие значимых различий в исследовании психологических проблем и используемых копинг-стратегий между респондентами постоянного детского коллектива и временного детского коллектива.
Результаты исследования психологических проблем показали, что участники постоянного детского коллектива обладают более налаженными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, в отличие от взаимоотношений между отрядом и его членами во временном детском коллективе.
Участники временного детского коллектива имеют множество способов, как провести свободное время, а также обладают постоянной компанией, в отличие от участников постоянного детского коллектива, у которых много времени отнимает учеба.
Состояние здоровья больше беспокоит участников временного детского коллектива, чем участников постоянного коллектива.
Участники временного детского коллектива больше, чем участники постоянного детского коллектива, обеспокоены проблемами экологии и насилия в обществе.
Результаты исследования копинг-стратегий показали, что регулировать свои чувства и действия в стрессовой ситуации более склонны участники постоянных детских коллективов, нежели чем временных.
Участники постоянных детских коллективов более склонны избегать возникающие проблемы, нежели участники временных коллективов.
Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем описать следующие взаимосвязи в исследовании психологических проблем и копинг-стратегий у участников постоянного детского коллектива: чем больше возникает проблем со сверстниками, тем более враждебно могут быть настроены подростки.
Подростки не признают своей роли в возникновении проблем, связанных со школой. У них могут быть нарушены коммуникации с учителями, и подростки не могут разрешить эти ситуации.
При возникновении проблем, связанных с учителями, одноклассниками, домашней работой, у подростков в постоянных детских коллективах снижается уверенность в себе, что может говорить о неблагоприятной атмосфере в школе, ее незащищенности. При этом подростки могут не признавать свою роль в возникновении проблемы и не пытаются ее решить.
Попытки решения проблемы — это стрессовая ситуация, которая приводит к ухудшению здоровья подростка.
Чем больше подросток берет на себя ответственность в возникновении проблемы и пытается ее решить, тем меньше у него появляется беспокойств о проблемах общества. Подросток понимает, что играет роль в развитии общества.
Проведенный корреляционный анализ позволяет нам сделать следующие выводы: подростки временных детских коллективов с позитивным оцениванием самого себя склонны обращаться за помощью в стрессовых ситуациях к окружающим. Такие подростки не стесняются обратиться за эмоциональной поддержкой к своим знакомым.
Подростки временного детского коллектива, которые не знают, чем будут заниматься, мысленно избегают будущего, считают его неопределенным.
Выводы:
- Корреляционные связи показали, что чем больше у подростков постоянного детского коллектива возникает проблем, связанных со сверстниками, тем больше они используют копинг-стратегию «конфронтация».
- Чем больше подростков постоянного детского коллектива волнуют проблемы, связанные с развитием общества, тем больше они используют копинг-стратегию «принятие ответственности».
- Корреляционные связи показали, что чем больше у подростков временного детского коллектива возникает проблем с самим собой, тем больше они используют копинг-стратегию «социальная поддержка».
- Чем больше у подростков временного детского коллектива возникает проблем, связанных с определением в будущем, тем больше они прибегают к использованию копинг-стратегии «бегство-избегание».
- Чем больше подростков беспокоят проблемы, связанные со школой (отношения с учителями, одноклассниками, трудности с выполнением домашней работы) и собственным досугом, тем больше подростки используют копинг-стратегию «планирование решения».
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
- Артемьев Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 4 (42). — С. 79–82.
- Психологические проблемы подростков / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская. — Текст: непосредственный // Научно-методические материалы. — 2012. — № РГПУ им. А. И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48. — с. 1–35
- Луговская, А. А. Диагностические свойства модифицированной методики «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса / А. А. Луговская, М. А. Ассанович // Психологические науки. — 2017. — № 11. — С. 61–65.