В статье рассматриваются жилищные условия земских учителей Нижегородской, Тамбовской, Владимирской, Московской, Курской и Саратовской губерний. Выявляются и обобщаются основные трудности быта земских учителей.
Ключевые слова: земский учитель, губерния, быт земских учителей, XIX век, реформа образования.
The article deals with the living conditions of the Nizhny Novgorod, Tambov, Vladimir, Moscow, Kursk and Saratov provinces. The main requirements of Zemstvo administration are identified and summarized.
Keywords: zemstvo teacher, province, life of zemstvo teachers, 19th century, education reform.
Особенности быта и условия проживания человека всегда отражаются на рабочих задачах, снижая или повышая степень его работоспособности. Неустроенный быт, а также проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе проживания в плохих условиях, обуславливают ухудшение качество жизни. На современном этапе развития общества государство разрабатывает и реализует программы по предоставлению жилья людям, работающим по целому ряду профессий. К таким профессиям относятся врачи, военнослужащие, учителя и т. д.
Однако, более ста лет назад, после реформы, условия проживания учителей не регламентировались государством чётко. Вследствие этого, земские учителя сталкивались с рядом трудностей в быту. В данной статье мы рассмотрим жилищно-бытовые условия земских учителей в разных губерниях Российской империи во второй половине XIX века
По данным педагогического научно-популярный журнал «Образование» от 1899 г., одной из губерний, в которых земские учителя были наиболее стеснены в выборе жилья, являлась Нижегородская губерния.
Варианты, которые предлагались педагогам заключались или в самостоятельном поиске квартиры или в проживании в выделенных земством помещениях. Найти квартиру в селе было практически невозможно, а помещения при школе были совершенного не пригодны для проживания. Даже несмотря на то, что проживание в данных помещениях не требовало оплаты, это не решало проблему расселения учителей. Трудность заключалась также в том, что жилых помещений при школе было катастрофически мало, их количество могло обеспечить проживанием 5–6 % от общего количества учителей губернии. Ещё 18 % земских учителей находили и снимали квартиры за свои деньги. Оставшимся учителям земства, частные лица или сельское общество оплачивали съём квартир. Размер пособия на съём не превышало двух рублей в месяц.
При этом, в губернии частыми были случаи, когда жильё земского учителя находилось в чулане, который был каким-либо образом отгорожен от учебного помещения. Соответственно, учителя отправляли жалобы, в которых указывали на отсутствие дополнительных помещений: сарая, бани, погреба и т. д. [2].
Ещё одним значительным недостатком, как в жилых пришкольных помещениях, так и в квартирах, выделяемых земским учителям в Нижегородской губернии, являлось отсутствие кухни и бани. Следовательно, педагогам необходимо было искать, у кого питаться и принимать водные процедуры. Этот недостаток жилья обусловил высокий процент заболеваемости учителей, т. к. им приходилось идти в другие дома при любой, даже замой неблагоприятной погоде.
В Тамбовской губернии ещё более остро стоял вопрос несоответствия жилых помещений элементарным санитарным нормам. В данной губернии подавляющее большинство жилья, предоставляемого учителям, находилось не просто при школе, а непосредственно в классах. Земские учителя были вынуждены отгораживать часть учебного помещения и проживать там. Особенно большие неудобства испытывали семейные учителя и учителя с детьми. За перегородками, которые даже не закрывали полностью от посторонних глаз жильё, было очень тесно, душно и некомфортно [3]. К тому же, из-за неустроенности быта, к концу XIX века стала явной тенденция к уменьшению численности создания семей среди учителей.
Основными трудностями, с которыми приходилось столкнуться земским учителям во Владимирской губернии:
– недостаточность отопления в холодное время года;
– отсутствие необходимой вентиляции;
– первые два недостатка обуславливали также возникновение сырости в помещениях.
Так, многочисленные жалобы, поступающие от учителей, свидетельствовали о нарушении санитарно-гигиенических условий, которые соответственно препятствовали проживанию в выделяемых квартирных помещениях
В педагогическом научно-популярном журнале «Образование» от 1897 г. отмечается, что проблемы земских учителей Тамбовской и Московской губерний схожи. У земских учителей, работающих в Московской губернии, также остро стоял вопрос о проблеме проживания в классных помещениях. При этом учителя использовали подручные материалы, чтобы разграничить жилое помещение и учебный класс. В качестве таких ширм выступали деревянные щиты, которые в свою очередь были дырявыми, поломанными и т. д. В ряде периодических изданий второй половины XIX века жилые помещения для учителей называли «коморками» и проводили сравнение с одиночными тюремными камерами [1].
По данным общепедагогического журнала для школы и семьи «Русская школа» за 1898, в Курской губернии, к концу XIX века около 30 % земских учителей проживали отдельно от школ, т. к. при них не было построено жилых помещении [7]. Земским учителям в губернии основном оплачивали квартиры сельское общество или земства. Иногда учителям выделялись деньги для самостоятельного съёма квартиры в пределах 30–40 рублей. В отличие от других губерний, учителя Курской практически не оплачивали самостоятельно квартиры. В таки редких случаях учителями вносилась оплата от 2 до 10 рублей в месяц.
Жилищно-бытовые условия проживания учителей как серьёзную проблему рассматривает газета «Церковно-общественный вестник» от 1882 г. В издании отмечалось, что учителя получают в год не более 150 рублей. При этом они вынуждены ютиться и просить на постой в избы крестьянам. В газете освещалось, что в избах проживает не только семья, но зачастую находятся домашние животные. Такое проживание вызывало максимальный дискомфорт у учителей. Вместе с тем, они так же вынуждены были отдавать даже за такие условия немалые деньги, в год 36–48 рублей. При этом за питание приходилось доплачивать отдельно (1882 г.) [4].
Отсутствие изменений в организации жилищно-бытовых условий земских учителей подтверждает публикация в газете «Искра», выпущенная на рубеже XIX и XX веков, в 1900 году. Итак, в статье поднимается вопрос маленького жалования, а также учительские квартиры называют «жалкими конурами», в которых нет даже отопления, что делает их малопригодными для жизни [5].
Как отмечает в своих трудах И. В. Сучков, наряду с отсутствием чёткой системы медицинского сопровождения школы в период эпидемий, именно отсутствие необходимого минимума условий проживания земских учителей являлось главной причиной заболеваний земских учителей.
Так, в диссертации И. В. Сучкова «Учительство России в конце XIX — начала XX веков» данные исследования учительства в Саратовской губернии свидетельствуют о том, что наиболее распространёнными заболеваниями среди земских учителей являлись болезни дыхательных путей [6]. Очевидно, что это обусловлено недостаточным уровнем отопления в квартирах и учебных помещениях, когда учителям приходилось и вести занятия, и спать в верхней одежде.
Рассмотренные нами условия проживания учителей в различных губерниях, позволяют сделать вывод о том, что правила и условия проживания отличались в каждой губернии. Общим для всех губерний было наличие критически малого количество тёплого, отдельное, проветриваемого, просторного и отапливаемого помещения.
Анализ печатных изданий рассматриваемого периода и исследований наших современников указывает на глобальные проблемы в организации быта земских учителей. Условия оплаты квартир, численность пришкольных жилых помещений, стоимость пособия на оплату жилья существенно отличались во всех губерниях. Однако, общей являлась негативная тенденция вынужденного проживания земских учителей в неприемлемых условиях. Недостаточная площадь помещения, холод, сырость, отсутствие вентиляции, а также кухни и бани обусловили тенденцию высокой заболеваемости земских учителей. Так, чаще всего учителям ставились диагнозы: астма, чахотка, малокровие и ревматизм. К концу XIX века имеющиеся бытовые условия повлияли на закономерность: в ряде губерний большая часть учителей не создавали семью.
Литература:
- Ветринский Ч. О народном образовании // Педагогический научно-популярный журнал «Образование». — 1897. — № 4. — С. 12–26.
- Гуревич Я. К вопросу о реформе системы образования // Педагогический научно-популярный журнал «Образование». — 1899. — № 2 — С. 125.
- Мансуров П. Картинки школьной жизни // Педагогический научно-популярный журнал «Образование». — 1897. — № 5–6. — С. 36–53.
- От редакции // Церковно-общественный вестник. — 1882. — № 33. — С. 1.
- Плеханов Г. В. Из нашей общественной жизни // Газета «Искра». — 1900. — № 1. — С. 4–5.
- Сучков И. В. Учительство России в конце XIX — начала XX веков. — М., 1995. — С. 114–117.
- Тулупова М. О положении учащихся в народных школах Курской губернии // Общепедагогический журнал для школы и семьи «Русская школа». — 1898. — № 1. — С. 175–184.