Здоровый образ жизни является одним из наиболее актуальных вопросов в нашем обществе. Молодежь как главный элемент общества должна однозначно ориентироваться на здоровый образ жизни, чтобы заботиться о своем здоровье и будущем.
Формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни можно осуществить через педагогические и методические основы. Педагогические основы включают в себя создание условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.
Однако, несмотря на все его преимущества, здоровый образ жизни не является приоритетом для большинства молодежи. Если раньше молодежь заботилась о физическом здоровье и выбирала активный, здоровый образ жизни, то теперь с детства они увлечены компьютерными играми, социальными сетями и телевизионными сериалами в течение нескольких часов. К ним добавляется неправильный образ жизни, такой как чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, недостаток сна, дефицит физической активности, что в итоге приводит к нарушению здоровья.
Решение проблемы здорового образа жизни начинает формироваться с самого детства — в учебных заведениях и дома. Основные педагогические и методические концепции основаны на создании условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.
Мотивация к здоровому образу жизни может быть сформирована, используя методы такие, как создание удобных условий для физической активности молодежи. Учитывая, что многие школьники и студенты часто проводят большую часть своего времени за компьютером или мобильным телефоном, полезным будет регулярное проведение физкультурных занятий и тренировок на основе интерактивных игр и мероприятий. Такие мероприятия помогут не только поддерживать форму, но и оздоровлять организм, улучшать настроение и общее здоровье. Молодые люди должны понимать, что отсутствие активной жизни может привести к нарушениям здоровья, как физического, так и психического. Также мотивацию можно формировать через проведение специальных мероприятий по обучению молодежи основам здорового образа жизни. Если молодежь будет обучаться, как правильно питаться, как формировать здоровый сон и какие правила гигиены необходимы для полноценной жизни, то они будут более склонны к придерживанию здорового образа жизни.
Анализ социокультурных и образовательных тенденций показывает, что различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья в последнее десятилетие стали предметом междисциплинарных исследований и объектом пристального внимания общества. В исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое (А. П. Бутенко, И. М. Быховская, В. З. Коган, А. В. Лисовский и др.); медико-гигиеническое (Н. М. Амосов, В. Е. Апарин, И. И. Брехман, ЮЛЛисицын и др.); психолого-педагогическое (М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, Т. А. Ильина, В. А. Сластенин и др.). Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в период ее формирования и становления (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин). Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему образования.
По сложившемуся мнению, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении должен включать два ведущих направления организационно-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ:
— создание оптимальных условий внутренней среды — микросоциальной (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение учащихся и педагогов в образовательном процессе (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Зверева, А. В. Мудрик и др.);
— обеспечение социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Т. М. Давыденко, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Якунин и др.)
Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности, как важной характеристики конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и несовершенством образовательной системы (практическим отсутствием адекватных организационно-педагогических условий), способствующей формированию необходимых качеств будущего специалиста.
Еще один способ формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни — это использование информационных технологий. Молодежь ценит свое время, и использование приложений и сайтов, посвященных здоровому образу жизни, имеет огромный потенциал в создании мотивации к заботе о своем здоровье.
У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и действиями, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:
— мало знаний о физиологических возможностях своего тела;
— не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;
— отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;
— не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;
Важно понимать, что формирование мотивации к здоровому образу жизни — это сложный процесс, который требует не только участия педагогов и учителей, но и внимания со стороны родителей, политиков и даже самих молодых людей. Педагогические и методические основы имеют огромную значимость в создании мотивации, их правильное использование станет залогом здорового будущего нашей страны.
В заключение можно сказать, что формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни на сегодняшний день является задачей сугубо актуальной и требующей максимального внимания. Огромный вклад в решении этой проблемы будут иметь все участники образовательного процесса, начиная от родителей, педагогов, спортивных инструкторов и заканчивая руководителями общественных организаций работающих с молодежью. Сформировав культуру здорового образа жизни в молодежных кругах, мы сможем создать условия для успешной подготовки нового поколения, развития самосознания и саморазвития каждого человека.