Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Назарова, Д. Д. Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Д. Д. Назарова, И. В. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103105/ (дата обращения: 16.10.2024).



Здоровый образ жизни является одним из наиболее актуальных вопросов в нашем обществе. Молодежь как главный элемент общества должна однозначно ориентироваться на здоровый образ жизни, чтобы заботиться о своем здоровье и будущем.

Формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни можно осуществить через педагогические и методические основы. Педагогические основы включают в себя создание условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.

Однако, несмотря на все его преимущества, здоровый образ жизни не является приоритетом для большинства молодежи. Если раньше молодежь заботилась о физическом здоровье и выбирала активный, здоровый образ жизни, то теперь с детства они увлечены компьютерными играми, социальными сетями и телевизионными сериалами в течение нескольких часов. К ним добавляется неправильный образ жизни, такой как чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, недостаток сна, дефицит физической активности, что в итоге приводит к нарушению здоровья.

Изображение выглядит как трава, на открытом воздухе, небо, человек

Автоматически созданное описание

Решение проблемы здорового образа жизни начинает формироваться с самого детства — в учебных заведениях и дома. Основные педагогические и методические концепции основаны на создании условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.

Мотивация к здоровому образу жизни может быть сформирована, используя методы такие, как создание удобных условий для физической активности молодежи. Учитывая, что многие школьники и студенты часто проводят большую часть своего времени за компьютером или мобильным телефоном, полезным будет регулярное проведение физкультурных занятий и тренировок на основе интерактивных игр и мероприятий. Такие мероприятия помогут не только поддерживать форму, но и оздоровлять организм, улучшать настроение и общее здоровье. Молодые люди должны понимать, что отсутствие активной жизни может привести к нарушениям здоровья, как физического, так и психического. Также мотивацию можно формировать через проведение специальных мероприятий по обучению молодежи основам здорового образа жизни. Если молодежь будет обучаться, как правильно питаться, как формировать здоровый сон и какие правила гигиены необходимы для полноценной жизни, то они будут более склонны к придерживанию здорового образа жизни.

Анализ социокультурных и образовательных тенденций показывает, что различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья в последнее десятилетие стали предметом междисциплинарных исследований и объектом пристального внимания общества. В исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое (А. П. Бутенко, И. М. Быховская, В. З. Коган, А. В. Лисовский и др.); медико-гигиеническое (Н. М. Амосов, В. Е. Апарин, И. И. Брехман, ЮЛЛисицын и др.); психолого-педагогическое (М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, Т. А. Ильина, В. А. Сластенин и др.). Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в период ее формирования и становления (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин). Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему образования.

По сложившемуся мнению, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении должен включать два ведущих направления организационно-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ:

— создание оптимальных условий внутренней среды — микросоциальной (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение учащихся и педагогов в образовательном процессе (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Зверева, А. В. Мудрик и др.);

— обеспечение социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Т. М. Давыденко, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Якунин и др.)

Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности, как важной характеристики конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и несовершенством образовательной системы (практическим отсутствием адекватных организационно-педагогических условий), способствующей формированию необходимых качеств будущего специалиста.

Еще один способ формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни — это использование информационных технологий. Молодежь ценит свое время, и использование приложений и сайтов, посвященных здоровому образу жизни, имеет огромный потенциал в создании мотивации к заботе о своем здоровье.

У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и действиями, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:

— мало знаний о физиологических возможностях своего тела;

— не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;

— отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;

— не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;

Изображение выглядит как человек, одежда, палец, джинсы

Автоматически созданное описание

Важно понимать, что формирование мотивации к здоровому образу жизни — это сложный процесс, который требует не только участия педагогов и учителей, но и внимания со стороны родителей, политиков и даже самих молодых людей. Педагогические и методические основы имеют огромную значимость в создании мотивации, их правильное использование станет залогом здорового будущего нашей страны.

В заключение можно сказать, что формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни на сегодняшний день является задачей сугубо актуальной и требующей максимального внимания. Огромный вклад в решении этой проблемы будут иметь все участники образовательного процесса, начиная от родителей, педагогов, спортивных инструкторов и заканчивая руководителями общественных организаций работающих с молодежью. Сформировав культуру здорового образа жизни в молодежных кругах, мы сможем создать условия для успешной подготовки нового поколения, развития самосознания и саморазвития каждого человека.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, выбор методов, интерес личности, модель поведения, нарушение здоровья, образовательный процесс, раскрытие личности, собственное здоровье, уважительное отношение, целостная личность.


Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Педагогические условия развития патриотизма молодежи посредством культурно-досуговой работы

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Задать вопрос