Встатье анализируются вопросы определения общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-правовой защиты.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, правопорядок, административное право, концепция национальной безопасности.
The article analyzes the issues of defining public order and public safety as objects of administrative and legal protection.
Keywords: public order, public safety, law and order, administrative law, national security concept.
Категории «общественный порядок» и «общественная безопасность» — важнейшие объекты административно-правовой защиты.
Общественный порядок представляет собой стабильность, слаженность общественных отношений, определенную гармонию в поведении людей, регулируемую действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Кроме того, как известно, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов.
Прежде всего, следует сказать о таких близких и взаимозависимых социально-правовых явлениях, как общественный порядок и правопорядок. Между общественным порядком и правопорядком есть некоторые общие черты: тот и другой складывается из однородных по своей природе волевых общественных отношений, которые регулируются социальными нормами, действующими в государстве. Правопорядок есть система общественных отношений, основанных на неукоснительном соблюдении правовых норм. Как указывает И. Г. Фалкина, правопорядок — это «нормы права в их осуществлении вместе с конкретными правами и обязанностями, сетью правоотношений, соответствующих нормам права» [14, с. 292].
Правопорядок характеризуется как состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права [13, с. 335].
Правопорядок — это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права [12, с. 17].
Подлинный правовой порядок есть реализованная в обществе правовая законность, практическим следствием чего становится легитимное и четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления всех уровней, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль состояния правонарушений (преступности) в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения.
Правовой порядок в соотношении с режимом правовой законности — та надежная правовая основа общественной жизни, которая обусловливает, усиливает, стимулирует, ориентирует развитие общественных отношений в направлении процессов формирования гражданского общества и правового государства. Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридической базой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достигаются основополагающие жизненные цели, задачи, интересы подавляющей части членов общества. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более четко и зримо проявляется практическое действие режима правовой законности, присущей гражданскому обществу и правовому государству.
Таким образом, правопорядок представляет собой (с точки зрения общей структуры) систему общественных отношений, регулируемых нормами права. Общественный порядок составляет лишь некоторые из этих отношений. Другие отношения в сфере общественного порядка регулируются такими социальными нормами, как мораль, обычай. Правопорядок выступает как чисто правовая категория, включающая в себя все правоотношения. Общественный порядок является не только правовой категорией, но и нравственной. Таким образом, обе образующие их сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права.
В юридической литературе советского времени также не было единого подхода к определению понятия «общественный порядок», оно рассматривалось как: во-первых, урегулированное советским народом состояние общественной жизни, во-вторых, форма упрочнения и развития социалистических общественных отношений и, в-третьих, порядок, регулирующий отношения между членами советского общества [10, с. 302].
В современных исследованиях, при рассмотрении понятия «общественный порядок» исследователи сходятся во мнении, что необходимо рассматривать данную категорию в нескольких смыслах.
Так, А. Ю. Пушкин высказывает позицию относительного того, что общественный порядок следует оценить как довольно широкое понятие, которое подразумевает под собой всю систему общественных отношений, складывающихся в процессе становления общества и государства в целом на основе норм права, морали, традиций и обычаев. Общественный порядок включает различные элементы, например, порядок в сфере труда, системе социальной защиты населения, имущественный порядок, жилищный порядок, экологический порядок и другие. Основу общественного порядка составляют отношения, которые возникают между людьми в общественных местах, где они удовлетворяют свои материальные и духовные потребности и проводят время во время отдыха. Но в то же время законодатель не дает четкого определения понятию «общественное место». Общественное место, прежде всего, предполагает большое скопление людей и пребывание их там для совместного труда, досуга, отдыха, занятия спортом и иными видами деятельности [10, с. 303].
В узком смысле, общественный порядок понимается как система волевых общественных отношений, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями, которая обеспечивает защиту жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие и создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Эта система возникает из отношений, которые складываются главным образом в общественных местах, но также могут возникать и развиваться вне этих мест.
Так, С. С. Мунтьян под общественным порядком понимает обусловленную потребностями общества и урегулированную правовыми нормами систему публичных общественных отношений, обеспечивающих личную неприкосновенность граждан и общественное спокойствие, гарантируемые принудительной силой государства, при помощи которой создаются нормальные условия для труда и отдыха людей, деятельности иных субъектов социальной действительности [9, с. 83].
В. С. Климченя определяет общественный порядок как «обусловленную закономерностями социального развития систему правил и институтов, которая обеспечивает упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму» [8, с. 45].
Л. А. Иванова определяет общественный порядок как важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан, включающий систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах, и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни [7, с. 87].
Из приведенных выше определений и подходов следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм.
Вместе с тем необходимо отметить, что в том случае если будут в общественном месте нарушены нормы морали, обычаев, этикета, должностное лицо, в обязанности которого входит охрана общественного порядка, не сможет применить меры ответственности к нарушителю, так как подобное нарушение не урегулировано законом. В связи с этим, необходимо различать общественный порядок как правовую категорию (в узком, т. е. юридическом смысле) и общественный порядок как социальную категорию (в широком смысле).
Таким образом, общественный порядок — это правовая категория, представляющая собой систему общественных отношений, которая возникает и развивается в общественных местах в процессе общения людей. Эти отношения регулируются правовыми и социальными нормами, обеспечивающими безопасность граждан и создание спокойной, согласованной и ритмичной обстановки в общественной жизни, что соответствует потребностям развития общества.
Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Чтобы лучше разобраться в этом, рассмотрим сначала понятие «безопасности» и «общественной безопасности».
Понятие «общественной безопасности» является достаточно дискуссионным, при этом оно активно используется в международных документах, законах и доктринальных актах.
В широком смысле, общественная безопасность — это состояние общества, при котором ему не угрожает опасность. Сегодня существует множество трактовок термина «общественная безопасность». Выделяя из всего массива исследований понятие общественной безопасности в широком смысле, можно сделать вывод о том, что в зависимости от критерия, взятого за основу, содержание его различно, но сущность неизменна. Наглядным подтверждением вышесказанного является Стратегия национальной безопасности РФ, которая определяет основные приоритеты национальной безопасности Российской Федерации в политической и социальной сферах, а п. 24 закрепляет, что для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, необходимо сосредоточить усилия и ресурсы на экономической и идеологической сферах, что важно, учитывая принцип стабильности [2]. Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» в свою очередь конкретизирует основные виды национальной (общественной) безопасности путем утверждения положений о следующих видах межведомственных комиссий: по безопасности в экономической и социальной сфере, по военной безопасности, по информационной безопасности, по общественной безопасности, по проблемам СНГ, по проблемам стратегического планирования, по экологической безопасности [3].
В узком смысле, общественная безопасность представляет собой состояние защищенности основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе от противоправных посягательств, а также угроз природного и техногенного характера. Таким образом, когда речь заходит об общественной безопасности в узком смысле, с точки зрения государства следует, в первую очередь, говорить о правовых и институциональных средствах и механизмах обеспечения общественной безопасности, а не в целом о состоянии общества, при котором ему не угрожает опасность. Конечно, при этом не следует забывать и об экономических и идеологических ресурсах, но это уже во вторую очередь.
Необходимо отметить, что научный подход к определению и понятию «общественная безопасность» менялся с развитием науки, изменением потенциальных рисков и угроз личности, обществу и государству.
В данной связи, можно привести примеры некоторых трактовок «общественной безопасности» в современной правовой доктрине.
Так, В. В. Гостев говорит о том, что «общественная безопасность представляет собой систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от угрозы, исходящей от противоправных посягательств на общественный порядок, нарушений порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, а также угрозы, исходящей от чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера» [6, с. 137]. Под обеспечением общественной безопасности он понимает проведение государственной политики в сфере общественной безопасности, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и применение средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства [6, с. 139].
Такой подход к определению позволяет отнести его на таких же основаниях к обеспечению экономической, экологической, промышленной и иными видами безопасности.
Ряд исследователей рассматривает общественную безопасность как состояние защищенности урегулированных нормами права и морали общественных отношений, складывающихся в области формирования новых социально-политических и экономических отношений как предпосылок поэтапного перехода Российской Федерации к постиндустриальному развитию в целях построения на демократических принципах стабильной социальной системы и создание условий для духовного совершенствования личности и повышения качества жизни с учетом национально-культурной идентичности общества [5, с. 281].
И. Г. Фалкина отмечает, что общественная безопасность представляет комплекс отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от угроз, исходящих от противоправных посягательств на общественный порядок, а также в ситуациях, возникающих вследствие чрезвычайного характера [14, с. 292].
Сходное понимание у С. Ю. Рулье, который определяет общественную безопасность, как «систему отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровья граждан и их имущества [11, с. 278].
Таким образом, часть ученых определяют понятие «общественной безопасности» как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом.
В науке существует мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений, одними из критериев оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ясность в многообразное толкований сущности общественной безопасности была определена п. 4 Концепции общественной безопасности в РФ, в которой дается следующая трактовка общественной безопасности — состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данном определение отражены качественно новые характеристики российского общества такие как межнациональные проблемы и конфликты; разрушение духовно-нравственных основ русского общества. Не употребляется понятие «жизненно важные интересы», что свидетельствует о признании наличия у людей интересов иного порядка (например, неприкосновенность собственности). Кроме того, в Концепции говорится о категории «человек» и «гражданин», что выделяет важность защищенности именно граждан Российской Федерации [4].
Таким образом, общественную безопасность следует определять как состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества от угроз, создающих опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц (общеопасных противоправных посягательств, стихийных проявлений природных сил, техногенных аварий и катастроф).
Можно сформулировать общий вывод, что общественный порядок и общественная безопасность представляют собой сложные правовые явления. Отсутствие законодательного регулирования определений данных понятий на федеральном уровне породило в научной литературе много их трактовок, которые были рассмотрены с формулированием собственных вариантов их дефиниции. Понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» тесно взаимосвязаны друг с другом. Обеспечивая общественный порядок, правоохранительные органы обеспечивают общественную безопасность, и наоборот. Поддержание общественного порядка и общественной безопасности на должном уровне — одна из важных и необходимых задач государства в современных условиях.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6933.
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.
- Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (ред. от 07.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2721.
- Концепция Президента РФ от 14 ноября 2013 № Пр-2685 «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
- Алпатов С. А., Носатов Ю. Н., Уваров М. А. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой охраны // Научные исследования, разработки и практические внедрения: материалы научно-практической конференции. — Ставрополь, 2022. С. 280–284.
- Гостев В. В. Теоретико-правовая характеристика общественного порядка и общественной безопасности // Проблемы права: теория и практика. 2019. № 45. С. 137–146.
- Иванова Л. А. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей научно-практической конференции. — Пенза, 2020. С. 87–89.
- Климченя В. С. Общественный порядок и общественная безопасность: элементы взаимосвязи и признаки различия понятий // Правовая культура в современном обществе: сборник научных статей. — Могилев, 2022. С. 43–49.
- Мунтьян С. С. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой охраны // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей научно-практической конференции. — М., 2021. С. 82–86.
- Пушкин А. Ю. О соотношении понятий «общественный порядок», «общественная безопасность» и «общественная опасность» в административном праве // Молодежь и общество: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 2022. С. 300–305.
- Рулье С. Ю. Сравнительный анализ понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» // Молодой ученый. 2021. № 21. С. 277–279.
- Савочкина Д. О., Горошко О. В. Понятие и содержание общественного порядка и общественной безопасности // Военно-юридический журнал. 2022. № 12. С. 16–19.
- Фадеев К. А. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность // Актуальные проблемы публичного права: сборник научных трудов. — Владимир, 2022. С. 334–338.
- Фалкина И. Г. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой защиты // Молодой ученый. 2023. № 4. С. 291–294.