В статье автор описывает методику и результаты педагогического эксперимента по воспитанию специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле.
Ключевые слова: специальная выносливость, мини-лапта, соревновательная деятельность
Оптимизация всех видов подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в мини-лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки [2,3].
Изучение особенностей тренировочного процесса в командах квалифицированных спортсменов по мини-лапте, выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс как явление, зависимое от особенностей соревновательной деятельности.
Анализ соревновательной деятельности сильнейших команд показал, что игра становится более интенсивной и динамичной [2]. Выполнение двигательных действий максимальной интенсивности неуклонно влечет за собой снижение уровня работоспособности и накоплению усталости. Вследствие чего нарушаются координационные способности, что влечет за собой увеличение количества ошибок в выполнении технико-тактических действий, совершаемых отдельными игроками, и, как следствие, снижение эффективности игры команды [5].
Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности игроков значительно влияет на эффективность соревновательной деятельности [5]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в мини-лапту, и в особенности специальной выносливости [4,6].
Цель исследования состояла в выявлении эффективности экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле. Высказана гипотеза, что совершенствование специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту повлияет на объем выполняемых перебежек, что отразится на результате соревновательной деятельности.
Эксперимент проводился в предсоревновательном мезоцикле, в период подготовки игроков к чемпионату России по мини-лапте среди мужских и женских команд (апрель 2023 г.). В эксперименте участвовали две мужские команды численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности 18 спортсменов соответствовал спортивному разряду кандидата в мастера спорта (КМС), 2 спортсмена имели звание мастера спорта (МС) России.
Педагогический эксперимент строился на шестинедельном предсоревновательном мезоцикле по методу интервальной тренировки. Предсоревновательный мезоцикл включал в себя 2 серии из 2 ударных микроциклов. После завершения каждой серии включались восстановительные микроциклы.
В ударных микроциклах условной единицей нагрузки служило упражнение — пробегание максимально быстро без остановки 2-х отрезков по 35 м (полная перебежка из «дома» в «кон» и обратно). В восстановительных микроциклах — пробегание отрезка 40 м в максимально возможном темпе.
Целью тренировочных нагрузок ударных микроциклов являлось максимально возможное увеличение мощности и емкости анаэробно-гликолитических механизмов энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов, восстановительных — креатинфосфатных.
Во время выполнения тренировочной нагрузки в ударных микроциклах в ЭГ (экспериментальной группе) выполнялось 10 беговых отрезков 35+35 м с максимальной интенсивностью с 20 секундными (минимакс) интервалами отдыха. Контрольная группа выполняла 12 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 60 секундными интервалами отдыха. В восстановительные микроциклы в ЭГ и КГ включались 10 беговых отрезков по 40 м с интервалами отдыха 2 минуты.
Тренировочная нагрузка экспериментальной методики выполнялась в конце основной части тренировочного занятия в ударных микроциклах и в начале основной части, непосредственно после разминки, в восстановительных микроциклах.
Таблица 1
Объем выполненной работы (м) по совершенствованию специальной выносливости в ЭГ и КГ в ударных и восстановительных микроциклах
Группа/ микроцикл |
1 м-ц (м) |
2 м-ц (м) |
3 м-ц (м) |
4 м-ц (м) |
5 м-ц (м) |
6 м-ц (м) |
Всего (м) |
ЭГ |
2100 |
2100 |
(1200) |
2100 |
2100 |
(1200) |
8400+(2400) |
КГ |
2520 |
1680 |
2520 |
1680 |
8400+(2400) |
На начальном этапе педагогического эксперимента, для оценки исходного уровня специальной выносливости, в КГ и ЭГ группах было проведено контрольное испытание «Бег 6х40 м через 10 секунд отдыха» (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ динамики результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп
Статистические показатели |
Изменения между тестированиями |
|||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
Начальное тестирование |
Итоговое тестирование |
Начальное тестирование |
Итоговое тестирование |
|
Ср. арифметическое |
6,87±0,05 |
5,58±0,03 |
6,65±0,05 |
6,08±0,06 |
Прирост от начального уровня |
15,5 % |
8,9 % |
||
t |
20,54 |
13,48 |
||
P |
<0,01 |
<0,01 |
||
Сравнительный анализ исходных данных, полученных в результате тестирования ЭГ и КГ групп показывает, что результаты практически одинаковы.
Проверка результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала, что различия в ЭГ и КГ группах, в контрольном испытании, отражающем уровень специальной выносливости, являются статистически достоверными (t=3,06; P<0,01).
По завершению педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование уровня специальной выносливости (см. табл. 2).
Анализ полученных данных показал, что среднегрупповое время выполнения упражнения изменилось как в ЭГ, так и в КГ группах. В процентном отношении в ЭГ произошел 15,5 %, а в КГ 8,9 % прирост показателей скоростной выносливости. Статистический анализ результатов выполнения контрольного упражнения выявил достоверное (t=2,96; P<0,01) улучшение среднегруппового времени выполнения упражнения.
Мы исходили из предположения, что совершенствование специальной выносливости повлияет на объем выполняемых перебежек (технико-тактических действий), что отразится на результате соревновательной деятельности. В рамках педагогического эксперимента было проведено две товарищеские игры, в ходе которых фиксировалось количество перебежек в минуту игрового времени (табл. 3).
Таблица 3
Количество значимых ТТД (перебежек), выполняемых ЭГ и КГ в ходе соревновательной деятельности в единицу игрового времени
Группа |
Количество перебежек в минуту игрового времени (переб./мин) |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
|
ЭГ |
1,01 |
1,33 |
КГ |
1,06 |
1,13 |
Счет в матче |
49:52 (в пользу КГ) |
68:56 (в пользу ЭГ) |
Полученные данные позволяют нам утверждать, что изменение уровня специальной выносливости в результате применения разработанной нами экспериментальной методики повлияло на количество технико-тактических действий (перебежек), определяющих наиболее значимый вклад в результативность игры команды.
Таким образом, увеличение количества действий игроков ЭГ свидетельствует о более эффективной игре команды [1], что находит подтверждение в результатах товарищеских игр.
Выводы
- Применение минимакс интервалов отдыха в ударных микроциклах более эффективно для совершенствования скоростной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле, чем напряженных (неполных).
- Повышение уровня специальной выносливости влияет на увеличение объема перебежек, выполняемых в ходе соревновательного поединка.
Литература:
- Германов, Г. Н. Анализ состязательной нагрузки и структуры соревновательных действий юных и квалифицированных игроков в русскую лапту / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 9. — С. 50–54.
- Костарев, А. Ю. Временные характеристики технико-тактических действий в русской лапте / А. Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С. 28–30.
- Костарев, А. Ю. Русская лапта: техника и тактика игры: учеб.-метод. пособие / рец. Р. М. Валиахметов, С. В. Павлов. — Уфа, 2003. — 46 с.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л. П. Матвеев. — 3-е изд.–СПб.: Лань, 2003.–160 с.
- Рудов, В. М. Методические рекомендации по организации и управлению учебно-тренировочным процессом в спортивной тренировке / В. М. Рудов. — Строитель, 2008. — 109 с.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.