В статье автор рассматривает потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, младший школьный возраст, мини-лапта, игровые виды спорта
В настоящее время российские специалисты в области физической культуры, занимающиеся теоретическими и практическими проблемами физического воспитания, имеют возможность разрабатывать региональный, национальный и школьный компоненты образовательного процесса.
Современные школы готовы внедрять разнообразные концепции программ физического воспитания и образования. Однако наблюдается недостаточная информированность практикующих специалистов о последних инновационных процессах, происходящих в сфере школьной физической культуры [7].
В связи с модернизацией системы образования, специалистам физической культуры предоставляется возможность разрабатывать собственные авторские программы, учитывая региональные и национальные особенности, а также применяя национальные народные методы физического воспитания.
Анализ программного материала, созданного с учетом национально-региональных условий, проведенный В. И. Ляхом, позволяет сделать вывод о том, что использование национальных методов физического воспитания существенно способствует общему развитию [3].
Одной из основных целей физического воспитания детей младшего школьного возраста, наряду с укреплением здоровья и гармоничным развитием личности, является формирование широкого базиса двигательных умений и навыков. На основе этого базиса достигается разностороннее развитие координационных и физических способностей [1, 4, 5, 9].
Рассматривая народные игры как эффективное средство развития и воспитания детей и подростков, мы не можем не согласиться с идеей П. Ф. Лесгафта [2], который предлагал более широко внедрять их в практику физического воспитания.
Е. В. Готовцев подчеркивает уникальную ценность лапты как всестороннего средства физического воспитания, поскольку она основана на естественных движениях и доступна практически всем, начиная с младшего школьного возраста. Русская лапта положительно влияет на развитие двигательных навыков (такие как скорость, выносливость, ловкость, координация), способствует укреплению здоровья и функциональной подготовке [6].
В статье «От лапты — к баскетболу» А. А. Таран делает вывод, что обучение техническим навыкам учащихся младших классов, которые используются в баскетболе, может быть проведено с использованием элементов лапты. Автор отмечает, что лапта и баскетбол имеют общие технические приемы, такие как стойка, передвижения, ловля и передача мяча. Кроме того, оба вида спорта включают тактическое взаимодействие и требуют выполнения технических приемов в условиях ограниченного времени [8].
Мы заинтересовались данным подходом и решили исследовать потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания.
Основным критерием отбора технических элементов была их применимость для введения мяча в игру в мини-лапте, чтобы осуществить перебежку.
В табл. 1 отражены рассмотренные технические элементы базовых игровых видов спорта, включенных в школьную программу по физическому воспитанию, а также возможные варианты их применения в игре мини-лапта.
Таблица 1
Элементы базовых видов спорта и возможность их применения в мини-лапте
Базовый игровой вид спорта |
Технический элемент |
Возможность применения в мини-лапте |
Баскетбол |
Бросок/передача |
Введение мяча в игру заданным способом (варианты бросков/передач) за контрольную линию и/или вертикальную, цель, имитирующую баскетбольное кольцо |
Гандбол |
Бросок/передача |
Введение мяча в игру заданным способом (варианты бросков/передач) за контрольную линию и/или вертикальную, цель, имитирующую ворота |
Футбол |
Бросок из аута |
Введение мяча в игру броском из-за головы за контрольную линию |
Удар/передача |
Введение мяча ударом ноги различными способами за контрольную линию и/или вертикальную цель, имитирующую ворота |
|
Волейбол |
Подача |
Введение мяча в игру заданным способом подачи за контрольную линию или имитирующий волейбольную сетку трос |
Передача |
Введение мяча в игру заданным способом передачи за контрольную линию или имитирующий волейбольную сетку трос |
Следует отметить, что в игровых условиях выполнение указанных выше технических действий приобретает более значимую эмоциональную окраску. Кроме того, перебежки в игре лапта сходны с переменно-интервальным методом тренировки в легкой атлетике. При игре в лапту выполняется гораздо больше работы, чем при обычном беге [6].
Предложенные варианты использования мини-лапты только частично раскрывают ее образовательный, оздоровительный, развивающий и воспитательный потенциал. Поэтому требуются более глубокие исследования для выявления возможностей применения национальной игры «лапта» в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Выводы:
- Мини-лапта, основанная на естественных двигательных действиях, является универсальным средством физического воспитания с мощным потенциалом в области оздоровления, развития и воспитания.
- Простые правила и возможность включения новых способов игры и технических действий предоставляют мини-лапте широкий спектр возможностей для овладения элементами базовых игровых видов спорта.
Литература:
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / Авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение 2011. — 126 с.
- Лесгафт П. Ф. Об играх и физическом воспитании в школе: Речь, сказанная на торжественном заседании в память Н. И. Пирогова, 23 ноября 1982 г. // Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — с. 273–281
- Лях В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — с 5–10.
- Программа курса: к учебникам В. Я. Барышникова, А. И. Белоусова «Физическая культура». 1–4 классы / авт.-сост. е.С. Воробьева, Т. В. Андрюхина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 40 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы / А. П. Матвеев. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009
- Русская лапта на уроках физической культуры в школе: учеб. пособие / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — Воронеж: Элист, 2011. — 264 с.
- Таран, А. А. Использование русских народных игр в физическом воспитании школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Таран Аркадий Анатольевич. — Омск, 2007. — 24
- Таран, А. А. От лапты — к баскетболу // Физ. культура в школе. — 2003. — № 5. — с. 28–32
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. — 2-е изд. — М.: просвещение, 2012. — 64 с.