В статье автором приводятся результаты анкетирования учащихся 3-х классов с целью выявленияотношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями, а также опроса по определению игр, наиболее интересных для учащихся
Ключевые слова: младший школьный возраст, мини-лапта, подвижные игры, физическая культура
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для формирования разнообразных двигательных умений и навыков, укрепления здоровья, воспитания личностных качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений [1,9].
В рамках модернизации системы образования, с целью расширения диапазона образовательных услуг для обучающихся в сфере физической культуры и спорта, внедрения современных систем физического воспитания в образовательные организации, Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы программы по физической культуре на основе различных видов спорта («Теннис как третий час урока физической культуры в школе для 1–4 классов», «Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла» и др.). [3,4]
На наш взгляд, разработка такой программы должна осуществляться с учетом интересов учащихся. Также немаловажным является возможность прохождения ее разделов круглогодично.
Нами было проведено анкетирование 86 учащихся 3-х классов с целью выявления отношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями. Результаты обработки анкетных данных отражены в таблице.
Таблица 1
Отношение и удовлетворенность учащихся 3-х классов занятиями физической культурой, %
Ваше отношение к урокам физической культуры |
%, от общего количества респондентов |
с нетерпеньем жду |
93,0 |
хожу без желания |
4,7 |
не хочу посещать |
2,3 |
Удовлетворены ли вы уроками физической культуры |
|
да |
89,5 |
иногда |
5,8 |
так себе |
4,7 |
Таким образом, результаты анкетирования показали, что с интересом физической культурой занимается 93 % учащихся 3-х классов, в группе риска находится 4,7 % школьников, а явное нежелание посещать занятия показали 2,3 % школьников; удовлетворены содержанием уроков 89,5 % третьеклассников.
Также нами был проведен опрос, целью которого было определение игр, которыми бы учащиеся хотели заниматься на уроках физической культуры (табл. 2).
Таблица 2
Интересы учащихся 3-х классов по разделу «Подвижные игры» программы физического воспитания, %
№ п/п |
Игры |
% от общего количества респондентов |
1 |
Мини-лапта (по упрощённым правилам) |
27,3 |
2 |
Подвижные игры, связанные с осаливанием (разновидности салок) и выбиванием |
25,1 |
3 |
Футбол (по упрощённым правилам) |
20,1 |
4 |
Баскетбол (по упрощённым правилам) |
16,2 |
5 |
Гандбол (по упрощённым правилам) |
11,3 |
Анализ полученных данных показал, что наиболее интересной для учащихся данной возрастной группы является игра «Мини-лапта» (сильная корреляционная связь с удовлетворенностью уроками физической культуры — r s =0.647), интерес к занятиям которой проявляют 27,3 % учеников. 25,1 % третьеклассников с удовольствием играют в игры связанные с осаливанием и выбиванием («Салки», «Волк во рву», «Вороны и воробьи», «Коршун и наседка» и др.). Меньший интерес дети проявляют к игре в футбол (20,1 %), баскетбол (16,2 %) и гандбол (11,3 %). Следует отметить, что элементы мини-лапты в этой параллели классов стали включаться в уроки физической культуры лишь с нового учебного года.
Таким образом, актуальность работы по внедрению мини-лапты в образовательный процесс младших школьников обуславливается, во-первых, высоким интересом учащихся к данному виду игровой деятельности.
Во-вторых, русская народная физическая культура является важным средством приобщения учащихся к культурному наследию народа, к гуманистическим идеалам [7,5], поскольку ее народные игры, состязания и развлечения содействуют развитию этнического самосознания, а также определяют личную физическую культуру, имеют огромное воспитательное, оздоровительное и развивающее значение [8].
В-третьих, внедрение в образовательный процесс программы по мини-лапте будет способствовать ее развитию как национального вида спорта на территории Белгородской области [6]. Особую значимость этому придает подписанный президентом Российской Федерации Федеральный закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ о развитии национальных видов спорта, к которым, будучи внесенной во всероссийский реестр видов спорта, относится мини-лапта. [2]
Выводы:
- Необходимость внедрения мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов детерминирована высоким интересом к ней со стороны учащихся, а также ее воспитательным, оздоровительным и развивающим значением;
- Необходимость внедрения мини-лапты обусловлена федеральными и региональными законодательными актами.
Литература:
- Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для студентов вузов / Ю. Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ "
- О направлении на апробацию программ по физической культуре для образовательных учреждений [Текст]: Письмо Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 9–06/451-НН от 22.02.2013 г.
- О направлении программ по физической культуре для образовательных организаций [Текст]: Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной политики в сфере воспитания молодежи № 09–888 от 12.05.2014 г.
- Русская лапта на уроках физической культуры в школе [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — Воронеж: Элист, 2011. — 264 с.
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст]: офиц. текст. — Белгород, 2010. — 258 с.
- Таран, А. А. Использование русских народных игр в физическом воспитании школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Таран Аркадий Анатольевич. — Омск, 2007. — 24
- Таран, А. А. Русские народные игры на уроках в младших классах [Текст]/ А. А. Таран // Физ. культура в школе. — 2008. — № 3. — С.22–25
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.