Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Жаворонков, С. В. Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов / С. В. Жаворонков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103128/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автором приводятся результаты анкетирования учащихся 3-х классов с целью выявленияотношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями, а также опроса по определению игр, наиболее интересных для учащихся

Ключевые слова: младший школьный возраст, мини-лапта, подвижные игры, физическая культура

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для формирования разнообразных двигательных умений и навыков, укрепления здоровья, воспитания личностных качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений [1,9].

В рамках модернизации системы образования, с целью расширения диапазона образовательных услуг для обучающихся в сфере физической культуры и спорта, внедрения современных систем физического воспитания в образовательные организации, Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы программы по физической культуре на основе различных видов спорта («Теннис как третий час урока физической культуры в школе для 1–4 классов», «Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла» и др.). [3,4]

На наш взгляд, разработка такой программы должна осуществляться с учетом интересов учащихся. Также немаловажным является возможность прохождения ее разделов круглогодично.

Нами было проведено анкетирование 86 учащихся 3-х классов с целью выявления отношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями. Результаты обработки анкетных данных отражены в таблице.

Таблица 1

Отношение и удовлетворенность учащихся 3-х классов занятиями физической культурой, %

Ваше отношение к урокам физической культуры

%, от общего количества респондентов

с нетерпеньем жду

93,0

хожу без желания

4,7

не хочу посещать

2,3

Удовлетворены ли вы уроками физической культуры

да

89,5

иногда

5,8

так себе

4,7

Таким образом, результаты анкетирования показали, что с интересом физической культурой занимается 93 % учащихся 3-х классов, в группе риска находится 4,7 % школьников, а явное нежелание посещать занятия показали 2,3 % школьников; удовлетворены содержанием уроков 89,5 % третьеклассников.

Также нами был проведен опрос, целью которого было определение игр, которыми бы учащиеся хотели заниматься на уроках физической культуры (табл. 2).

Таблица 2

Интересы учащихся 3-х классов по разделу «Подвижные игры» программы физического воспитания, %

п/п

Игры

% от общего количества респондентов

1

Мини-лапта (по упрощённым правилам)

27,3

2

Подвижные игры, связанные с осаливанием (разновидности салок) и выбиванием

25,1

3

Футбол (по упрощённым правилам)

20,1

4

Баскетбол (по упрощённым правилам)

16,2

5

Гандбол (по упрощённым правилам)

11,3

Анализ полученных данных показал, что наиболее интересной для учащихся данной возрастной группы является игра «Мини-лапта» (сильная корреляционная связь с удовлетворенностью уроками физической культуры — r s =0.647), интерес к занятиям которой проявляют 27,3 % учеников. 25,1 % третьеклассников с удовольствием играют в игры связанные с осаливанием и выбиванием («Салки», «Волк во рву», «Вороны и воробьи», «Коршун и наседка» и др.). Меньший интерес дети проявляют к игре в футбол (20,1 %), баскетбол (16,2 %) и гандбол (11,3 %). Следует отметить, что элементы мини-лапты в этой параллели классов стали включаться в уроки физической культуры лишь с нового учебного года.

Таким образом, актуальность работы по внедрению мини-лапты в образовательный процесс младших школьников обуславливается, во-первых, высоким интересом учащихся к данному виду игровой деятельности.

Во-вторых, русская народная физическая культура является важным средством приобщения учащихся к культурному наследию народа, к гуманистическим идеалам [7,5], поскольку ее народные игры, состязания и развлечения содействуют развитию этнического самосознания, а также определяют личную физическую культуру, имеют огромное воспитательное, оздоровительное и развивающее значение [8].

В-третьих, внедрение в образовательный процесс программы по мини-лапте будет способствовать ее развитию как национального вида спорта на территории Белгородской области [6]. Особую значимость этому придает подписанный президентом Российской Федерации Федеральный закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ о развитии национальных видов спорта, к которым, будучи внесенной во всероссийский реестр видов спорта, относится мини-лапта. [2]

Выводы:

  1. Необходимость внедрения мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов детерминирована высоким интересом к ней со стороны учащихся, а также ее воспитательным, оздоровительным и развивающим значением;
  2. Необходимость внедрения мини-лапты обусловлена федеральными и региональными законодательными актами.

Литература:

  1. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для студентов вузов / Ю. Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 23.06.2014 № 170-ФЗ "
  3. О направлении на апробацию программ по физической культуре для образовательных учреждений [Текст]: Письмо Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 9–06/451-НН от 22.02.2013 г.
  4. О направлении программ по физической культуре для образовательных организаций [Текст]: Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной политики в сфере воспитания молодежи № 09–888 от 12.05.2014 г.
  5. Русская лапта на уроках физической культуры в школе [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — Воронеж: Элист, 2011. — 264 с.
  6. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст]: офиц. текст. — Белгород, 2010. — 258 с.
  7. Таран, А. А. Использование русских народных игр в физическом воспитании школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Таран Аркадий Анатольевич. — Омск, 2007. — 24
  8. Таран, А. А. Русские народные игры на уроках в младших классах [Текст]/ А. А. Таран // Физ. культура в школе. — 2008. — № 3. — С.22–25
  9. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2008. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, игра, класс, младший школьный возраст, национальный вид спорта, необходимость внедрения мини-лапты, развивающее значение, Российская Федерация, удовлетворенность занятиями, физическое воспитание.


Похожие статьи

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта

В статье автор рассматривает потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания

Востребованность занятий плаванием у детей дошкольного возраста

В данной статье представлены результаты анкетирования родителей, дети которых занимаются в детских садах г. Москвы с целью выявления востребованности занятий плаванием у детей дошкольного возраста.

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса

В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся

В данной статье приведены проблемные данные Министерства России о состоянии здоровья детей и подростков, характеристика спортивной игры волейбол как оздоровительного фактора, экспериментальное обоснование использования занятий волейболом как средства...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Похожие статьи

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта

В статье автор рассматривает потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания

Востребованность занятий плаванием у детей дошкольного возраста

В данной статье представлены результаты анкетирования родителей, дети которых занимаются в детских садах г. Москвы с целью выявления востребованности занятий плаванием у детей дошкольного возраста.

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса

В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Организация физкультминуток на уроках в начальной школе

В статье рассмотрена проблема организации физкультминуток в начальной школе, их влияние на организм учащихся и как следствие на учебный процесс, также приведены примеры физкультминуток.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся

В данной статье приведены проблемные данные Министерства России о состоянии здоровья детей и подростков, характеристика спортивной игры волейбол как оздоровительного фактора, экспериментальное обоснование использования занятий волейболом как средства...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Задать вопрос