В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьников, их коммуникативных умений, направленных на сотрудничество, определение цели и решение конфликтных ситуаций. Данные навыки считаются фундаментом коммуникативных универсальных ученых действий, Социализация и становления личности младших школьников в современном мире зависит от освоения ими коммуникативных умений в учебной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова : внеурочная деятельность, игра, игровые упражнения, коммуникативные умения, младшие школьники, общение, свойства личности.
The federal state educational standard of primary general education recommends the use of a system-activity approach, both at the appointed time and in extracurricular activities, which implies the development of the personality of younger schoolchildren, their communicative skills aimed at cooperation, goal definition and conflict resolution. These skills are considered the foundation of communicative universal educational actions, Socialization and personality formation of younger schoolchildren in the modern world depends on the development of their communicative skills in educational and extracurricular activities.
Keywords: extracurricular activities, play, game exercises, communication skills, junior schoolchildren, communication, personality traits.
Игрой считается ведущая деятельность, которая обеспечивает всестороннее воспитание и развитие младших школьников. Игра с древних времён выступает в качестве обучающей формы, первичной школы воспроизводства реальных практических ситуаций для их освоения. Исторически одним из целевых ориентиров игры считается выработка человеческих качеств, навыков и привычек. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игры как самостоятельные виды деятельности, в которых дети вступают в коммуникации со сверстниками, объединены общей целью, совместными усилиями к ее достижению и общими переживаниями [5, с.81].
Игра — это более доступный для младших школьников вид деятельности, который представляет способ переработки полученных из окружающего пространства впечатлений. В игре проявляются особенности мышления и воображения младших школьников, их эмоциональность, активность и развивающаяся потребность в коммуникационном взаимодействии [4, с.116].
Все качества и свойства личности формируются в активной деятельности, которая способствует росту жизненного тонуса младших школьников, удовлетворяют их интересы и социальные потребности. В связи с этим игра дисциплинирует младших школьников, приучая их подчинять свои действия, чувства и мысли, определенных целям, способствуя воспитанию целенаправленности и целеустремленности.
Имеются разнообразные игры и игровые упражнения, которые можно применять для формирования коммуникативных умений. В любой игровой деятельности осуществляется взаимодействие ее субъектов. Первостепенное значение принадлежит уровню сформированности коммуникативных умений, поскольку играми, а именно их творческой направленностью, сюжетом, ролевой позицией, развиваются соответствующие навыки и умения. Игры обязаны быть оригинальными и интересными, нести в себе определенную цель и проблему [3, с.45].
Для развития коммуникативных умений достаточно эффективны развивающие игры, которые способствуют развитию не только коммуникативному взаимодействию, но и развитию внимания, памяти, мышления и пр. Одной из разновидностей развивающих игр считаются настольные игры, которые в интересном красочном формате обучают самостоятельности, сообразительности и образности мышления. К примеру, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только обучат взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и пр.).
Игры, которые влияют на формирование коммуникативных умений во внеурочной деятельности, включают такие широко известные и популярные в детской среде: «Давайте познакомимся!», «Коллекция», «Собери текст», «Остров», «Удержи равновесие», «Клубочек», «Животные», «Рисунок на спине», «Комплимент» и пр., способствующие овладеть разными социальными ролями [2, с.112].
Таким образом, развитие коммуникативных умений является важным условием нормального психического развития младших школьников и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизнедеятельности. Именно в игровом процессе младшие школьники отражают различные стороны жизнедеятельности, особенности взаимоотношений взрослых, уточняя собственные знания об окружающем пространстве. В многообразии возможностей игровой деятельности младшие школьники раскрывают свои личностные качества, совершенствуют свои навыки и коммуникативные способности.
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (дата обращения: 24.04.2023).
- Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. — М.: Сфера, 2021. — 156 c.
- Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности: Интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права / М. Е. Сергеева. — М.: Учитель, 2021. — 880 c.
- Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. — М.: Огни, 2021. — 128 c.
- Якобсон, С. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С. Якобсон, Н. Прокина. — М.: Просвещение, 2020. — 176 c.