В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются навыки организации и установления взаимоотношений с окружающими людьми, и этот факт берут на вооружении педагоги в своей практической деятельности, которую реализуют в учебном и внеурочном процессе. Тем, самым игра оказывает огромное воздействие на всестороннее развитие младшего школьника, делая особый акцент на оптимальное формирование коммуникативных способностей, которые способствуют их социализации и достижения успехов в дальнейшей жизни.
Ключевые слова : внеурочная деятельность, игра, игровые средства, коммуникативные способности, младший школьник, развитие способностей, способности школьников.
Обучение, воспитание и развитие — единый процесс и игра включает в себя все составляющие данного процесса. Младшим школьникам необходима игра — они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки правильной соревновательной деятельности учатся взаимодействовать друг с другом, при этом добровольно и активно подчиняются законам коллектива, не теряя собственного мнения, находя свое место в нем и приобретая более верное представление о жизни, что непосредственно повлияет на всю дальнейшую жизнь [4, с.33].
В последнее время поиски ученых и практикующих педагогов направлены на создание различных игр и игровых средств для полноценного развития интеллектуальных возможностей и коммуникативных навыков, что способствует гибкости и быстроте мыслительных процессов, что дает возможность быть успешными и более социализированными в обществе.
В игре школьники обучаются не только взаимодействовать и помогать друг другу, но и учатся достойно проигрывать и адекватно принимать поражение, что непосредственно формирует самооценку обучающихся. Общение в игре ставит каждого участника на свое место: дети проявляют свои личностные черты, проявляют качества, которые были завуалированы в повседневном общении, могут посмотреть на себя со стороны и скорректировать свое поведение в игровой ситуации.
Проводимые исследования постоянно доказывают, что игровая ситуация в процессе обучения и внеурочной деятельности способствует формированию у школьников различных возрастов собственной позиции, дает возможность донести «правильность» своей точки зрения посредством вербальной и невербальной коммуникации
Для формирования коммуникативных навыков у младших школьников тщательно подбирается игровой материал с различным содержанием и видом деятельности. К играм и игровым ситуациям, которые могут развить коммуникативные способности младших школьников, могут включать ролевые игры (инсценирование), различные виды внеклассной работы (экскурсии, вечера, проекты и пр.) и пр. [3, с. 384].
Цель программ игровых занятий во внеурочной деятельности — развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. Ее достижению способствуют развитие личностных ресурсов в области коммуникативных умений и навыков, формирование умения слушать, высказывать свое мнение, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование поведенческих моделей поведения, которые приводят к поиску компромиссов и взаимопониманию и пр. Проводимые экспериментальные исследования по применению системы игровых средств по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности способствуют не только определению уровня развития коммуникативных способностей, но и в дальнейшем организовать целевую программу, включающую как личную игровую деятельность, так и групповое игровое взаимодействие с пониманием ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной работе. Благодаря системному проведению игр, направленных на формировании личностных и коммуникативных качеств, значительно повысятся их показатели, что говорит о плодотворном их влиянии на всестороннее развитие школьников младшего возраста [2, с.45].
Таким образом, игра достаточно мобильна и ее задачи следует постоянно изменять и усложнять, что позволит школьникам в полной мере развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, а также корректировать возникающие проблемы и трудности в коммуникациях. В работе педагога начальных классов существенное внимание уделяется игровым технологиям, которые играют значимую роль в развитии коммуникативных способностей, поскольку в игре школьники самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет единая цель, совместные усилия к достижению, а также общие интересы и переживания.
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (дата обращения: 24.04.2023).
- Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2020. — 176 c.
- Борзых, Г. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г. А. Борзых // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 384.
- Формирование коммуникативно-речевой компетентности младшего школьника в условиях реализации ФГОС. — М.: ИЛ, 2021. — 583 c.