В статье автором выявлены проблемы, связанные с выходом России из-под юрисдикции ЕСПЧ, а также рассмотрены возможности организации альтернативного суда на базе БРИКС, СНГ или Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: конституционное право, Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Конституционный суд РФ, свобода человека, права человека, правовая защита.
Европейский суд по правам человека, (в дальнейшем ЕСПЧ) — международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском г. Страсбург, был основан в 1959 г. Он является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных государствами или индивидуальными заявителями о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2].
В отношении России первое постановление ЕСПЧ было вынесено в 2003 г., и к концу 2021 г. таких постановление было уже более 3 тыс. По данному показателю Россию опережает только Турция. В отношении нашей страны было вынесено каждое восьмое постановление о нарушении прав человека за все время существования ЕСПЧ. Чаще всего речь шла о нарушении права на жизнь, запрете на пытки и бесчеловечное обращение, а также несоблюдение права на свободу и личную неприкосновенность.
В 2022 г. Российская Федерация вышла из-под юрисдикции ЕСПЧ. Россияне все еще имеют право жаловаться на действия властей, однако решения, принятые ЕСПЧ, не будут исполняться на территории нашего государства. По мнению некоторых юристов, отказ от сотрудничества со Страсбургским судом отбросит Россию на 25 лет назад [10]. Однако, по мнению представителей власти, российская судебная система будет эффективно функционировать и без ЕСПЧ. Для того, чтобы определить, какое мнение верно, прошло еще недостаточно времени.
25 февраля 2022 г., Совет Европы приостановил членство Российской Федерации, а 15 марта 2022 г. Россия начала процесс выхода из совета и денонсации Европейской конвенции по правам человека. В тот же день Комитет министров Совета Европы принял резолюцию об исключении Российской Федерации из своего состава.
Окончательно Россия перестала быть стороной Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября 2022 г.
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: «Каждый праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [1], однако по мнению некоторых юристов, после выхода Росси из-под юрисдикции ЕСПЧ, граждане потеряли право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.
В 2020 г., в ходе общероссийского голосования, в Конституцию РФ были внесены определенные поправки. В частности, в ст. 79 Конституции РФ, в соответствии с которой статья разрешается не исполнять решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащим основному закону.
Необходимо отметить, что ЕСПЧ никогда не оказывал практического влияния на российскую законодательную и судебную практику, тем более после того, как Конституционному суду РФ было предоставлено право «проверять конституционность» постановлений ЕСПЧ [11].
Однако более, чем за 20 лет «сотрудничества» ЕСПЧ и России был принят ряд решений, которые оказались значимыми для всей правовой системы.
ЕСПЧ также неоднократно указывал в своих решениях на несвоевременность исполнения решений российских судов в пользу заявителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЕСПЧ оказал определенное влияние на российскую правовую систему. Более того, некоторые из дел ЕСПЧ стали прецедентными.
Безусловно, в России ЕСПЧ должен заменить другой орган, наделенный аналогичными полномочиями. Некоторые исследователи говорят о том, что ЕСПЧ может заменить Конституционный суд РФ. Полномочия Конституционного суда РФ закреплены в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ [3], в частности к ним относится проверка конституционного федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Однако такая позиция, по нашему мнению, представляется неправильной, так как ЕСПЧ рассматривал жалобы на действие властей государства, то есть к нему обращались тогда, когда были исчерпаны средства правовой защиты внутри страны. Конституционный суд РФ же относится к судебной ветви государственной власти. Таким образом, необходимо создание надгосударственного института.
В настоящее время в юридических кругах говорят о необходимости организации альтернативного суда. Рассматривается три варианта такого органа: на базе БРИКС, СНГ или Евразийского экономического сообщества.
Однако, например, создание единого суда по защите прав человека на базе БРИКС достаточно проблематично по причине того, что на государства-участников определенное давление оказывается со стороны США.
Интересным представляется предложение по принятию Конвенции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по правам человека. Таким образом суд, созданный на базе ШОС, мог бы содействовать обеспечению прав и свобод человека в государствах — членах данного интеграционного сообщества.
В качестве заключения хотелось бы сказать о том, что возможно, Россия когда-нибудь вернется в Совет Европы и вновь ратифицирует Конвенцию по правам человека. Однако в настоящее время по-прежнему важно поддерживать национальное законодательство хотя бы на имеющимся уровне его соответствия конвенционным положениям.
Россия в данный момент находится в двоякой ситуации с одной стороны, налицо процессы глобализации, которые, помимо прочего, касаются и правовой системы. С другой стороны, некоторые государства, в частности Россия, в определенных аспектах «выпадают» из данных процессов, пытаются вести обособленную политику. В современной нестабильной ситуации такое решение российских властей может быть оправданным, однако в дальнейшем, по нашему мнению, процессам глобализации, в их позитивном ключе, сопротивляться нельзя.
Таким образом, можно сделать вывод, что после выхода Российской Федерации из-под юрисдикции ЕСПЧ возникла необходимость создания другого органа, наделенного полномочиями рассматривать жалобы на действие властей государства тогда, когда средства правовой защиты внутри государства исчерпаны. Среди экспертов существуют различные мнения касательного данного вопроса: некоторые говорят о том, что аналогичными полномочиями можно наделить Конституционный суд РФ, другие предлагают создать единый суд по защите прав человека на базе БРИК, Евразийского экономического союза, ШОС или СНГ. По нашему мнению, правильным решением будет создание единого суда по защите прав человека на базе СНГ: именно в рамках этого суда по правам человека можно будет рассматривать жалобы граждан, которые считают, что их притесняют в той или иной стране. Кроме того, такой суд будет неполитизированным и объективным и будет помогать в защите прав человека, в решении гуманитарных вопросов.
Литература:
- Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О полиции» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Гелиева, И. И. Некоторые аспекты влияния Европейского суда по правам человека на гражданское процессуальное право России / И. И. Гелиева, Т. М. Сташ. — Текст: непосредственный // Кубанское агентство судебной информации: юридический научный журнал. — 2020. — № 1 (11). — С. 21–30.
- Нудненко, Л. А. Конституционное право России / Л. А. Нудненко. — 8-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 527 c. — Текст: непосредственный.
- Государство без границ — как о нем мечтает человечество. — Текст: электронный // РБК. Тренды: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/63be84f59a794786c5391a37 (дата обращения 27.04.2023).
- Десять месяцев спустя: как Россия живет без ЕСПЧ. — Текст: электронный // Право: [сайт]. — URL: https://pravo.ru/story/244313/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Россия и ЕСПЧ: итоги. — Текст: электронный // Право: [сайт]. — URL: https://pravo.ru/story/240017/ (дата обращения 27.04.2023).