В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.
Ключевые слов а: пейзаж, художник, искусство, образ, картины, история искусства, изображение природы.
Термин «пейзаж» происходит из французского языка — рaysage, в котором несет значение «местность». Он используется в различных сферах нашей жизни, однако нас интересует область изобразительного искусства, в котором он, в главной мере, передает изображение природы и окружающей нас среды, первозданной или видоизмененной человеком в процессе развития и урбанизации. Область изобразительного искусства подразумевает под собой передачу местности живописными или графическими методами. В современном представлении данный жанр совершенно не похож на то, с чего он зарождался. Это связано с такими открытиями, как перспектива и композиция, объем, свет, изобретение новых технологий передачи пространства, воздушности и пластичности, что так важно в живописном искусстве. Примером пейзажа, не содержащим аспекты, перечисленные выше, являются найденные наскальные рисунки в Сахаре на плато Тассилин-Аджер изображают фигуры древних животных и людей на фоне небосвода (рис. 1).
Рис. 1. Наскальные рисунки, пещера Ласко, палеолит
В Древнем Египте пейзаж также выражается путем наскальной живописи, которая служила украшением храмов и гробниц. Данный вид искусства в Древнем Египте весьма неоднозначен. Его сложность заключается в содержании сюжета и действий героев, однако он не передает всю живописность местности, а охватывает лишь элементы природы, которые египтяне считали ключевыми в данном действии. В пример можно привести настенные росписи — фрески, древнеегипетской гробницы, расположенной в деревне Бени Хасан, на котором можно наблюдать кошку, охотящуюся в густых зарослях около воды (рис. 2).
Рис. 2. Дикая кошка, деталь гробницы Хнумхотепа II, Бени-Хасан, ХХ век до н. э.
В VI веке пейзаж выделяется как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве Китая [2, с. 247]. Картины очень поэтично передают окружающий мир, а величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, показана как безграничная огромная вселенная. Изображения выполнялись либо на шёлке, либо на рисовой бумаге чернилами. Бумага хранилась в длинных свитках, за счет чего изображения получались длинными: либо горизонтальными, либо вертикальными, как панорама (рис. 3).
Рис. 3. Деревья и долины горы, Ни Цзань, 1345 г.
В это время, в средние века в Европе, живопись и искусство в целом претерпевали упадок в связи с наступлением новой религии — христианства, считавшим античное искусство идолопоклонничеством и отступлением от моральных норм. Из культуры Средневековья практически полностью исчезает изображение природы, поскольку все внимание художники сфокусировали на божественном образе. Иконописцы зачастую игнорировали изображение пейзажа, делая фон либо нейтральным, либо, изображали местность схематично. Существовала интересная интерпретация пейзажа в виде миниатюр, принадлежащая средневековым французским художникам братьям Лимбург. Благодаря их работам можно наблюдать различные бытовые сцены средневекового человека, изображенного в природе. Как таковой жанр «пейзаж» не существовал в эпоху Средневековья.
С приходом Возрождения современники пытаются вернуть утраченные ранее знания во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и искусстве, открывая заново законы композиции, перспективы, анатомии и возвращая интерес к забытым жанрам [10, с. 34]. Со временем изображения становятся все более и более реалистичными, наблюдается соблюдение законов перспективы, масштабности, постигнутых совсем недавно.
Стоит отметить, что если прежде пейзаж был лишь дополнением сюжета в других жанрах, например портрете или миниатюре, то в начале XVI века благодаря известному живописцу Джорджоне пейзаж выделяется в отдельный самостоятельный жанр в искусстве (рис. 4). Джорджоне принадлежал венецианской школе, в которой впервые выбранный жанр уже становится не просто изображением ландшафта, а передачей красоты природы и особо чувства, вызываемого ею.
Рис. 4. Закат, Джорджоне, Национальная галерея, 1510 г.
Следующим шагом в эволюции искусства становится открытие голландской школы живописи в XVII столетии с ее яркими представителями: E.С. де Влигер, А. Г. Кейп, С. Ван Рейсдал и др. Данные художники прославляли природу родного края, наделяя свои полотна восхищением, гордостью и любовью к изображением своей страны. Именно в данную эпоху пейзаж стал играть огромную роль в искусстве, в частности, Голландии, со свойственной ее искусству полупрозрачными техниками письма.
Параллельно Голландии широкое распространение пейзаж приобретает в Италии, Франции, Испании. Великие европейские живописцы, такие как Никола Пуссен и Клод Лоррен изобретают совершенно новый вид для данного жанра. На фоне привлекательной красоты природы изображались герои мифов и легенд. Сюжет картины связывал воедино действие, производимое персонажем, и среду обитания, что производило впечатление неотделимости друг от друга. Именно данный эффект создает ощущение гармонии и единства (рис. 5).
Рис. 5. Утро, Клод Лоррен, Эрмитаж, 1666 г.
Если для стиля классицизм, в котором работали Лоррен и Пуссен, характерна гармония и умиротворение, то для барокко свойственны динамические пейзажи с бурным сюжетом. Наиболее известными становятся работы Питера Пауля Рубенса, в которых видно желание художника показать зрителю мощь природных стихий, при этом не лишая изображаемое действие обыденных радостей, придающих зрителю оптимизма.
В XVIII веке происходит разделение жанра пейзаж на поджанры, возникает жанр «Ведута» — вид пейзажа, зародившейся в венецианской живописи. Основой для данного поджанра служит изображение архитектурных пейзажей, насыщенных сложными элементами перспективы. Также для него свойственна мельчайшая проработка деталей, построек и архитектурных ансамблей. Мастерами данного вида искусства считаются Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто и др.
Необычайной передачи световоздушной перспективы обладают изображения природы художников эпохи рококо, таких как Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара. Работы, выполненные в данном стиле, можно назвать «сладких искусством», имеющим воздушность, легкость, свет и свежесть, необыкновенную передачу природной красоты, передающуюся через солнечные лучи и легкого движения листьев на ветках деревьев [8, с. 167]. Обыкновенно, в рококо работы имеют преимущественно светлые теплые оттенки.
Следующей эпохой в XVIII веке, как известно, становится Просвещение, со свойственной ей реалистическим изображением природы. Художники этого времени отступают от традиций классицизма, барокко и рококо и передают быт обыкновенных крестьян, при этом совмещая в своих произведениях реальность и долю вымысла. Именно в этот период появляется такое понятие, как стаффаж, означающих изображение фигур людей в природном ландшафте (рис. 6).
Рис. 6. Рынок в Каире, Герман Корроди, Частное собрание, 1887 г.
Первая половина 19-го века характеризуется появлением нового стиля — романтизм, для которого характерны акварельное исполнение живописных работ. Яркими представителями становятся художники Джозеф Мэллорд, Уильям Тернер и Джон Констебл. Обыкновенный сельский пейзаж полюбился и художникам Барбизонской школы — Теодор Руссо, Жюль Дюпре.
С появлением такого вида деятельности, как пленэр — рисование на открытом пространстве, появляется и новая школа живописи — импрессионизм. Для живописцев данного направления было важным передача эмоций от увиденного. Они как бы хотели передать чувство вдохновения зрителю. Основоположником становится Клод Моне (рис. 7), после первой выставки которого назвали «впечатлистом» — от французского impression. Стоит отметить других известных художников- импрессионистов: Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и др. Их работы отображают различные слои населения, от сельского мотива до урбанистических видов.
Рис. 7. Впечатление. Восходящее солнце, Клод Моне, Музей Мармоттан-Моне, 1872 г.
За импрессионизмом последовал постимпрессионизм. Его особенностью является изображение природы в неизменном виде, художники старались передать величие и мощь природной стихии. Еще одна особенность хорошо видна в работах одного из представителей данного течения — Винсента Ван Гога — работа отдельными мазками (рис. 8). Другими наиболее яркими представителями стали Жорж Сёра и Поль Синьяк, их работы выполнены в той же технике.
Рис. 8. Пейзаж в Овере после дождя, Винсент ван Гог, Пушкинский музей, 1890 г.
Поджанром постимпрессионизма считается фовизм — художественное направление XX века во Франции. Насыщенные контрастные оттенки, отказ от построения объемных форм, отсутствие растяжки тонов и перспективы, контурное изображение объектов — все это присуще фовизму. Пейзажи в такой технике изображали Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Рауль Дюфии другие.
В начале XX столетия появляется новый художественный стиль — кубизм. Объемные формы раскладываются на плоскости. Основоположники кубизма — Пабло Пикассо и Жорж Брак. Можно перечислять множество возникших направлений искусства, и в каждом находились свои художники- пейзажисты. В сюрреализме — Сальвадор Дали, в абстракционизме — Василий Кандинский. Но нельзя пройти мимо классической русской живописи, ведь пейзаж в России у художников занимает особое место. Начиная с древней русской иконописи можно проследить наличие пейзажа в сюжете икон. Долгое время он был лишь частью картины, не имея собственного значения, однако в 18 веке в отдельный жанр его выделяет художник С. Ф. Щедрин (рис. 9).
Рис. 9. Новый Рим. Замок святого Ангела, Сильвестр Щедрин, Государственная Третьяковская галерея, 1825 г.
Данный жанр активно развивался в Российской империи. Существовали также отдельные поджанры пейзажа — марина, городской, сельский пейзаж, с участием стаффажа. Величайшим представителем морского пейзажа является И. К. Айвазовский (рис. 10). Лирический пейзаж полюбился А. К. Саврасову. Не менее известными и великими представителями художников-пейзажистов второй половины XIX века можно назвать И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. П. Боголюбова, И. И. Левитана, А. И. Куинджи [8, с.84]. Пейзажи Левитана передают весь простор русской души, любовь художника и народа к родным просторам. В XX столетии пейзажем занимались И. Э. Грабарь, А. А. Рылов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов.
Рис. 10. Черное море, Иван Айвазовский, Государственная Третьяковская галерея, 1881 г.
Пейзаж — отражение внутреннего мира художника, его чувств, мыслей, взглядов и убеждений, а не просто воспроизведение общих свойств изображаемой природы. Преимущественно художники пейзажисты передают в наибольшей степени характерные, типичные, существенные черты образа природы какой-либо страны, края, местности. Цель подлинного мастера пейзажного искусства — не просто запечатлеть, а еще и отразить взаимодействие между миром природы и миром человеческих эмоций. Поэтому пейзаж — это изображение видов природы с передачей настроения, навеянного лицезрением художника.
Природа — это большая составляющая жизни человека, именно в ней можно найти покой или вдохновение, чем и воспользовались художники, пытаясь перенести ее красоты и запечатлеть моменты стихии на своих полотнах. В процессе эволюции и развития искусства взгляд человека на окружающий мир менялся и отображался в искусстве, благодаря которому можно наблюдать изменение мировоззрения людей в различные эпохи.
Литература:
- Беляева О. М. Создание художественного образа в пейзаже /Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник научно- методических трудов — М.: МГПУ, 2013. — Вып.4.
- Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. История пейзажной живописи. Высокое возрождение. — СПб: Академический проект, 2016;
- Билибин И. Я. Великие художники том 53. — М.: Издательство. Директ — Медиа., 2010;
- Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: «Сварог и К», 2002–502 с.;
- Маслов Н. Я. Пейзаж — М.: Просвещение, 1984;
- Неклюдова М. Г., История русского искусства. Том 2, часть 2. — М.: Художник, 2000;
- Пилипенко В. Н. Пейзажная живопись — СПб.: Художник России, 2003. — 208 с.
- Таран И. В. Пейзаж как жанр и возможности его изобразительного воплощения при обучении живописи // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам X международной научно-практической конференции, 31 октября 2016 г./Под общ. ред. А. В. Туголукова — Москва: ИП Туголуков А. В., 2016 — С. 138–142;
- Шкандрий Я. О. Основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи//Школа изобразительного искусства: Вып.3.: Учеб.-метод. пособие — М.: Изобраз. искусство, 2009.